Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Архипова, И. А. Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности / И. А. Архипова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15833/ (дата обращения: 23.10.2021).



Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается анализ предпосылок появления общих компетенций в системе профессионального образования.

Ключевые слова: компетенция, общие компетенции, система образования, конкурентоспособность.

Современное отечественное образование находится на пути непрерывной модернизации. Значительные изменения касаются системы среднего профессионального образования. Перед колледжами ставится задача формирования специалиста, компетентного как в профессиональной, так и в социальной сфере, конкурентоспособного в жестких условиях рынка труда, творческого и мобильного в поиске решения проблем, физически здорового и обладающего качествами гражданина-патриота.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО) ориентирован на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции узконаправлены, специфичны для каждой конкретной специальности, общие же компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования СПО.

Стандарты среднего профессионального образования нового поколения ориентированы на формирование специалиста в соответствии с требованиями работодателя, рынка труда и стандартов Worldskills. В этих условиях общие компетенции приобретают равнозначность по отношению к профессиональным, так как современному обществу нужен профессионал, владеющий не только суммой знаний, умений и навыков, но и мобильный рабочий, умеющий действовать в ситуации неопределенности, работать в команде, имеющий индивидуальный стиль деятельности, готовый к проявлению инициативы при решении профессиональных задач. Среднее профессиональное образование нацелено ориентировано не на содержание, а на конкретный результат. Поэтому все компетенции — как профессиональные, так и общие — рассматриваются с точки зрения применения в профессии и в повседневной жизни человека в целом.

К сожалению, долгое время формирование общих компетенций трактовалось как образовательный результат дисциплин общеобразовательного цикла. Но во ФГОС СПО любой специальности общие компетенции обозначены как составляющие профессиональных модулей. В настоящее время активно ведется разработка методического и практического материала по формированию общих компетенций будущего специалиста в рамках профессиональных модулей.

В период 1980–2000 гг., предшествующий появлению компетентностного подхода, общая направленность образовательных программ была больше теоретическая, практико-ориентированное обучение связано именно с появлением уже ФГОС-3.

Знания, умения и навыки были ориентированы, прежде всего, на содержание дисциплины, в рамках которой они развивались. Образование в соответствии с компетентностным подходом ориентируется на студентов, которых больше интересуют полученные знания не сами по себе, а тем, как знания помогут им в дальнейшей жизни. Именно польза для дальнейшей профессиональной деятельности служит таким студентам основным фактором мотивации к учебе. Компетентностный подход нацеливает не на большую информированность студентов, а на способность самостоятельно решать профессиональные задачи. То есть компетентностный подход приспособлен к тому, чтобы не столько давать не оторванные от жизни знания, сколько позволить научиться чему-то полезному (т. е. сформировать полезные компетенции). В этом смысле компетентностный подход вполне приемлем с точки зрения наиболее мотивированной части студентов. И именно такими являются общие компетенции — компетенции, направленные на эффективное поведение на рынке труда и в жизненных ситуациях в целом.

В период, предшествующий появлению компетентностного подхода, положительным явлением было развитие науки и теории в целом. Практико-ориентированная направленность современного образования привел к потере (не повсеместно) связи и с мировой наукой, и с реальной экономикой. На первом этапе перехода от ЗУНов к компетенциям учебные заведения были способны обеспечить некоторый общий культурный уровень студента, но не всегда способны подготовить востребованных специалистов. Но нацеленность на подготовку специалистов для реальной экономики — одно из заявленных направлений преобразований в последние годы.

Смена образовательной траектории связана прежде всего с исторической ситуацией в целом. После 1999 года динамично стала развиваться экономика, все сферы жизнедеятельности общества. Система образования была вынуждена успевать за изменениями рынка труда, подчиняться его условиям и законам. Требования работодателей перестали быть конкретными: специалист, подготавливаемый в профессиональной образовательной организации, должен был обладать широким спектром знаний, умений и навыков не только по профессии, но и в личностном плане. Именно этот широкий спектр ЗУНов и был преобразован в компетенции. Общие же компетенции суммировали в себе все необходимое для эффективного трудоустройства и восстребованности специалиста.

Назовем две самые характерные черты образования на основе компетентностного подхода: смена технологии обучения и изменение форм и процедур оценки результата освоения образовательной программы. Смена технологии подразумевает переход от репродуктивного характера процесса обучения, дающего некую сумму знаний, к инновационным методикам, позволяющим обучать способам мышления, развивать творческие способности, повышать профессиональное мастерство (свободное осуществление требуемой деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях) [1]. Результатом освоения основной образовательной программы (ООП) теперь является приобретение комплекса общекультурных и профессиональных компетенций вместо набора знаний, умений и навыков. прежде всего, с развивающейся в начале 2000-х годов идеи двухступенчатого образования (колледж-ВУЗ), которая находит свое применение лишь после 2010 года (не повсеместно).

Закономерность развития системы среднего профессионального образования в аспекте внедрения в него структуры компетенций связана с историей развития отечественного образования в целом.

Выше сказанное означает, что при поступлении в колледж (техникум, училище) студент на первых курсах осваивает программу 10–11 класса параллельно с предметами профессионального цикла.

Компетентностный подход постепенно делал систему образования более вариативной: стала внедряться технология модульного обучения, появилось разделение учебных часов на обязательные и вариативные части, учебные заведения получили больше свобод в составлении учебных планов и программ и т. д.

Проведенный анализ современных научно-педагогических представлений показал, что исследователи рассматривали проблему с разных сторон. Для более глубокого понимания современного состояния проблемы формирования общих компетенций необходимо рассмотреть ее исторический аспект.

Появление и развитие компетентностного подхода в России многие исследователи связывают с вхождением России в Болонский процесс в 2003 году. И хотя Болонский процесс был направлен, прежде всего, на систему высшего образования как единого европейского образовательного пространства, компетентностный подход вскоре стал основой и среднего профессионального образования. В настоящее время термин «компетенция» — ключевой в профессиональном образовании любого уровня, используемый при разработке профессиональных образовательных стандартов.

Внедрение в сферу среднего профессионального образования компетентностного подхода из системы высшего образования связано, прежде всего, с развивающейся в начале 2000-х годов идеи двухступенчатого образования (колледж-ВУЗ), которая находит свое применение лишь после 2010 года (не повсеместно).

Закономерность развития системы среднего профессионального образования в аспекте внедрения в него структуры компетенций связана с историей развития отечественного образования в целом.

Следует отметить, что компетентностный подход в системе среднего профессионального образования внедрялся параллельно с высшим образованием.

Компетентностный подход постепенно делал систему образования более вариативной: стала внедряться технология модульного обучения, появилось разделение учебных часов на обязательные и вариативные части, учебные заведения получили больше свобод в составлении учебных планов и программ и т. д.

Итак, предпосылками появления компетентностного подхода были знания, умения и навыки. Именно они фокусировали в себе то, что в государственных стандартах называется общими компетенциями.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Реформирование в значительной степени коснулось системы среднего профессионального образования. Под влиянием Болонской концепции, нацеленной на внедрение компетентностного подхода и приведение к общему знаменателю системы высшего образования разных стран, данный подход нашел отражение и в системе СПО.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, компетенция, подход, высшее образование, система образования, система среднего, Болонский процесс, двухступенчатое образование, модульное обучение, отечественное образование.

Похожие статьи

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Модульно-компетентностная структура в высшем профессиональном образовании представляет собой образовательную концепцию организации учебного процесса, где целью обучения выступает ряд профессиональных компетенций студента, а средством...

Методология современного образования. Болонский процесс

«Кафедроцентричностью», обусловленной особенностями отечественного образования и

Скоблева Э. И. Модернизация системы высшего профессионального образования

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая...

Проблемы перехода к двухуровневой системе высшего...

результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный процесс, направление подготовки, ECTS, кредитная технология обучения, высшее профессиональное образование, результат... Кредитная система обучения как фактор...

Компетентностный подход в современной философии...

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность

результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный

Изменения в системе высшего образования Германии в рамках Болонского процесса не...

Унификация права в сфере образования как составляющая...

система многоуровневого высшего профессионального образования (бакалавриат (4 года обучения) – магистратура (2 года обучения)

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует формирования новых...

Модульный подход как основа проектирования образовательного...

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и

Модульный подход обеспечивает поэтапное освоение учебной программы в течение 8

результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный...

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

- переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат

Длительность обучения может определяться, как централизованно (в масштабах национальной

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Болонский процесс, ECTS...

Компетентностный подход в высшем образовании

Возникает потребность в таком результате образования, когда его конечным продуктом становится компетенция (компетентность) — актуализированное

Компетентностный подход в высшем образовании позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и...

Похожие статьи

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Модульно-компетентностная структура в высшем профессиональном образовании представляет собой образовательную концепцию организации учебного процесса, где целью обучения выступает ряд профессиональных компетенций студента, а средством...

Методология современного образования. Болонский процесс

«Кафедроцентричностью», обусловленной особенностями отечественного образования и

Скоблева Э. И. Модернизация системы высшего профессионального образования

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая...

Проблемы перехода к двухуровневой системе высшего...

результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный процесс, направление подготовки, ECTS, кредитная технология обучения, высшее профессиональное образование, результат... Кредитная система обучения как фактор...

Компетентностный подход в современной философии...

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность

результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный

Изменения в системе высшего образования Германии в рамках Болонского процесса не...

Унификация права в сфере образования как составляющая...

система многоуровневого высшего профессионального образования (бакалавриат (4 года обучения) – магистратура (2 года обучения)

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует формирования новых...

Модульный подход как основа проектирования образовательного...

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и

Модульный подход обеспечивает поэтапное освоение учебной программы в течение 8

результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный...

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

- переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат

Длительность обучения может определяться, как централизованно (в масштабах национальной

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Болонский процесс, ECTS...

Компетентностный подход в высшем образовании

Возникает потребность в таком результате образования, когда его конечным продуктом становится компетенция (компетентность) — актуализированное

Компетентностный подход в высшем образовании позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и...