Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шерстобитова, И. В. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками / И. В. Шерстобитова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15775/ (дата обращения: 25.01.2021).



Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

В последние годы вопрос развития интеллектуальных способностей привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех ступеней системы образования.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой форме, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.

Таким образом, перед педагогами детского сада встает проблема поиска новых интересных и эффективных способов для интеллектуального и творческого развития дошкольников.

Одним из таких новых способов решения данного вопроса я предлагаю использование в работе с дошкольниками нетрадиционных развивающих игр с деревянными палочками, изготовленными своими руками.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

изучить игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста;

– разработать и апробировать комплекс развивающих игр с деревянными палочками для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (пособие «Палочки-выручалочки»);

– внедрить пособие «Палочки-выручалочки» в работу ДОО и семьи.

Практическая значимость пособия в том, что предложенные развивающие игры могут быть использованы в работе не только в дошкольном учреждении, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Основные этапы работы над созданием пособия

Первый этап — изучение и анализ литературы, постановка целей и задач.

Второй этапразработка системы развивающих игр (пособие «Палочки-выручалочки»).

Ниже перечислены названия и раскрыты содержания развивающих игр, изготовленные с помощью деревянных палочек и способствующие интеллектуальному и творческому развитию детей дошкольного возраста:

«Головоломка», «Соотнеси по цвету», «Найди место цифре», «Разноцветные палочки», «Построй фигуру», «Домино», «Укрась коврик», «Закрой лишнее»

«Поиграем в сказку», «Семья» (кукольный театр), «Найди отличия», «Вверх — вниз, вправо — влево».

На первый взгляд может показаться, что все игры знакомые, традиционные, но, несмотря на это, новизна их заключается в том, что в процессе используется нетрадиционный раздаточный материал, с помощью которого проводится игра.

На третьем этапесоздавались условия для внедрения разработанной системы развивающих игр (пособия «Палочки-выручалочки») в процесс обучения. На занятиях и в свободной деятельности, индивидуальной работе использовались подобранные развивающие игры, разрабатывались советы и рекомендации для родителей.

Для того, чтобы тема развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками заинтересовала педагогов и родителей мной были проведены:

– Мастер — класс «Волшебные палочки».

– Выступление на педагогическом совете и родительском собрании на тему: «Влияние развивающих игр на интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста».

– Распространение пособия «Палочки-выручалочки» среди родителей. Родители были активны, заинтересованы, с удовольствием брали пособие домой и играли вместе с детьми, советовались и делились своими творческими идеями.

Хочу отметить, что в результате освоения практических действий в развивающих играх дети научились анализировать, синтезировать, комбинировать, классифицировать, обобщать, проводить аналогии, делать умозаключения, решать логические и проблемные задачи. Использование развивающих игр способствовало не только развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, но и мелкой моторики руки, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности развивающих игр с использованием деревянных палочек очень велики, их активное нетрадиционное применение педагогом или родителем в работе с дошкольником позволит ребёнку успешнее учиться в школе.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.03.2020)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.03.2020)
  3. Барсукова О. В. Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — Стр. 744–746.
  4. Глушакова О. А., Дедова С. И. Веселые счетные палочки: Содействие.- 2011. — Стр. 76
  5. Митлина М. И. Играем и учимся со счетными палочками, авторская статья. — [Электронный ресурс] https://www.7ya.ru/article/Igraem-i-uchimsya-so-schetnymi-palochkami/ (дата обращения 25.03.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, творческая способность детей, дошкольное учреждение, палочка, пособие, развитие, ребенок.

Похожие статьи

Развитие интеллектуально-творческих способностей...

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста...

Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка

Основной вид деятельности детей дошкольного возрастаигра, в процессе которой

Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми...

творческая способность детей, старший дошкольный возраст...

творческое воображение, старший дошкольный возраст, развитие, ребенок, творческое воображение старших дошкольников

ребенок, игра, мыслительная деятельность, творческое мышление, уровень развития воображения, воображение, развитие, способность, учитель.

Методические рекомендации по развитию творческих...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая...

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра для детей дошкольного возраста — источник глобальных переживаний динамичности

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.

Игра — драматизация особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей...

В развитии детей игра имеет большое значение: − В умственном развитии служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детсада. /

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества...

Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия... Особо заинтересовались дети играми с сюжетным содержанием: «Подбери клоуну шарик», «Спрячь...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается при воздействии воспитания и влияния впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни взрослых и их работе.

Похожие статьи

Развитие интеллектуально-творческих способностей...

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста...

Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка

Основной вид деятельности детей дошкольного возрастаигра, в процессе которой

Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми...

творческая способность детей, старший дошкольный возраст...

творческое воображение, старший дошкольный возраст, развитие, ребенок, творческое воображение старших дошкольников

ребенок, игра, мыслительная деятельность, творческое мышление, уровень развития воображения, воображение, развитие, способность, учитель.

Методические рекомендации по развитию творческих...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая...

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра для детей дошкольного возраста — источник глобальных переживаний динамичности

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.

Игра — драматизация особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей...

В развитии детей игра имеет большое значение: − В умственном развитии служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детсада. /

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества...

Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия... Особо заинтересовались дети играми с сюжетным содержанием: «Подбери клоуну шарик», «Спрячь...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается при воздействии воспитания и влияния впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни взрослых и их работе.