Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 04.04.2020

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Качановская, Н. Н. Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа / Н. Н. Качановская. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15763/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Ключевые слова: учебная деятельность, процесс обучения, интерактивное обучение, коммуникативная компетенция.

В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные характеристики современного педагога. Одно несомненно: современный учитель должен иметь высокую культуру речи. Коммуникативно-речевая культура учителя является обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средством и условием реализации всех функций и видов профессиональной деятельности.

Если мы хотим растить высококвалифицированных специалистов, то должны найти пути для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся колледжа.

Речь — это важнейший компонент педагогического мастерства, это инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия. В своё время Я. А. Коменский писал, что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых.

Одним из важнейших компонентов коммуникативной компетентности учителя является сформированная педагогическая речь, которая включает все аспекты речевого общения. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность. Именно они влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и обучающихся, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.

Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников. Учитель несёт социальную ответственность и за содержание, и за качество речи, и за её последствия.

Поэтому качество профессионально-речевой подготовленности учителя в первую очередь определяется следующими понятиями (З. С. Смелкова):

– высокий уровень знания языка (общелитературного и специального), его выразительных возможностей, средств убеждения;

– владение культурой общения;

– опыт речевой деятельности в педагогической сфере общения.

Рассмотрим основные пути и способы формирования коммуникативно-речевой культуры, развития педагогической речи учащихся колледжа — будущих педагогов.

Одним из путей является самосовершенствование через самостоятельное чтение специализированной литературы.

Читая специализированную литературу учащиеся колледжа смогут достичь нескольких целей одновременно: расширить свой кругозор, обновить словарный запас, почерпнуть массу интересных тем для обсуждения на занятиях и в общении с одногруппниками. Читая, учащиеся будут встречать слова и обороты, которые раньше не использовали в речи, чем чаще они их будут читать, тем прочнее и естественней они войдут в их активный словарный запас.

Особая роль в процессе формирования педагогической речи принадлежит педагогическим дисциплинам. Изучив современные технологии обучения, которые применяют преподаватели на занятиях, выделили ряд, способствующих развитию речи учащихся: технология интерактивного обучения, технология сотрудничества, игровая технология, технология развития критического мышления, технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного подхода.

Рассмотрим некоторые методы и приёмы отдельных технологий.

Один из древнейших методов обучения, которым должен овладеть будущий педагог, это словесный метод. Наиболее эффективной формой общения учителя и учащегося является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы. Чтобы получить вразумительный ответ важно владеть техникой постановки вопросов. Вопросы — это импульсы для активации. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы.

Приём «Задай вопрос, дай задание» относится к интерактивной технологии обучения и применяется для актуализации знаний учащихся, при повторении учебного материала. Реализуется через фронтальную форму организации учебной деятельности. Имеет такие функции как активизация работы мыслительных процессов (анализа, синтеза), развитие психических процессов (внимания, памяти, речи), формирование профессиональных личностных качеств (внимательности, тактичности, требовательности, доброжелательности, уверенности, творчества).

Преподаватель задаёт вопрос используя вопросное слово «что», «какие» по изученному учебному материалу. Обучающимся предлагается ответить на него. Ответивший составляет свой вопрос и задаёт его любому учащемуся группы. Через некоторое время изменяем структуру вопроса. Меняем вопросное слово на слово-задание и по аналогии продолжаем опрос.

Например: Преподаватель спрашивает: «Что такое педагогика?» и вызывает одного из обучаемых. Учащийся отвечает и задаёт свой вопрос любому учащемуся группы: «Какие этапы развития педагогики вы знаете?». Следующий ответивший задаёт вопрос «Какой вклад в развитие педагогики внёс Я. А. Коменский?» и т. д. Если использовать слово-задание, то вопрос будет строиться так: «Дайте определение понятию «дидактика», «Перечислите компоненты внутренней структуры процесса обучения» и т. п. Таким образом все присутствующие не просто слушатели, а активные участники диалога.

Приём «Синквейн» также относится к технологии интерактивного обучения. Его целесообразно использовать для закрепления знаний, при рефлексии. Реализуется как индивидуальная форма организации учебной деятельности. Способствует активизации работы мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения), развитию психических процессов (речи, внимания, памяти), формированию профессиональных личностных качеств (точности, последовательности, креативности, сообразительности).

Приёмы интерактивного обучения «6 шляп» можно использовать при рефлексии как фронтальную форму организации деятельности. Приём имеет ряд достоинств: активизирует работу мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, сравнения); развивает психические процессы (внимание, память); формирует профессиональные личностные качества (сосредоточенность, внимательность, самокритичность, честность, оптимизм, находчивость).

Технология дифференцированного подхода предполагает применения приёмов, способствующих развитию речи — сообщение и доклад по теме. Приёмы будут эффективны при изучении нового материала и на занятиях совершенствования знаний умений и навыков. Они содействуют активизации работы мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения), развитию психических процессов (внимания, памяти, речи), формированию профессиональных личностных качеств (сосредоточенности, внимательности, самостоятельности, ответственности, самообладания, эмоциональности и выразительности речи).

Эффективным способом формирования коммуникативной компетенции являются игры. Рассмотрим игровой приём технологии сотрудничества «Репетиторы и ученик». Используется при закреплении учебного материала на занятиях совершенствования знаний, умений и навыков как групповая форма организации учебной деятельности. Имеет достоинства: активизирует работу мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), развивает психические процессы (внимания, памяти, речи), формирует профессиональные личностные качества (сосредоточенность, внимательность, самостоятельность, ответственность, целеустремлённость, взаимовыручку).

Правила просты. Вся группа учащихся разбивается на подгруппы из 4 человек. Внутри подгруппы выбирается «ученик». Остальные играют роль «репетиторов». Получив задание — тему, «репетиторы» разбивают её на три мелких раздела и последовательно рассказывают информацию «ученику». «Ученик» слушает, уточняет. «Репетитор», задавая вопросы, убеждается в усвоении материала. Через 12–15 минут «ученики» излагают материал всей группе. Качество изложения материала «учеником» (научность, логичность, последовательность и полнота) влияет на отметку, которую получит не только сам «ученик», но и «репетиторы».

Приём «Защита творческого проекта» относится к технологии личностно-ориентированного обучения. Он используется при закрепления учебного материала как групповая форма организации учебной деятельности. Имеет достоинства: активизирует работу мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения); развивает психические процессы (воображение, речь, память); формирует профессиональные и личностные качества учащихся (коллективизм, инициативность, креативность, самостоятельность, ответственность).

Приём «Минута слова». На занятии за одну минуту учащемуся надо кратко, точно, научно, последовательно изложить основные положения по заданной теме. Можно использовать разные варианты работы– в парах, в микрогруппах, фронтально.

В завершении снова вернёмся к самообразованию учащихся, к их самосовершенствованию. Можно рекомендовать им для развития речи, ораторских способностей с друзьями играть в игру, в которую часто играют студенты философских, журналистских, исторических факультетов. Она называется «Поговорим ни о чём». Это очень простая по правилам игра: несколько человек собираются и устанавливают лимит по времени. Затем каждый выбирает оппонента, которому предлагается тема или предмет, о котором тот должен говорить в указанный лимит времени красивым литературным языком. Когда лимит поднимается до 10−15 минут, а задание усложняется, можно заметить, как человеку начинает нравиться слова, нравится говорить. Удовольствие говорения наделят человека силой и будут служить ему в разных жизненных ситуациях.

Саморазвитие коммуникативной компетенции требует от учащихся постоянной работы над собой по всем направлениям — повышение уровня знания языка, самоконтроль в общении. Важно, чтобы учащиеся колледжа осознали это, а преподаватели были готовы помочь им приобрести коммуникативную компетенцию.

Литература:

  1. Барышникова, Е. Н. Актуальные учебно-методические задачи формирования языковой личности учащегося высшего учебного заведения // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». — 2004. — № 1. — С. 90–92.
  2. helpiks.org/8–76412.html
  3. studepedia.org/index.php?vol=2&post=16024
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, интерактивное обучение, коммуникативная компетенция, процесс, учебный материал, активизация работы, учащийся, вопросное слово, речевая деятельность, речевое общение.

Похожие статьи

Реализация принципа коммуникативной направленности...

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения.

Особое место в системе работы по развитию речевой деятельности учащихся занимают

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Способы активизации устной речи учащихся на уроке...

Коммуникативная компетенция понимается как владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, письмом, говорением) и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях...

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над

Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с

Основной задачей обучения родному языку является подготовка школьников к речевому...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Основное назначение русского языка как учебного предмета на современном этапе находит

Учитывая ведущие цели обучения русскому языку учащихся национальных школ, а также...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

 Связь общения с различными формами деятельностиучебно-познавательной

 Ситуативность, выражающаяся в том, что общение учащихся с учителем и учащихся между

 Функциональность, означающая, что процесс овладения речевым материалом всегда...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения

и способности пользоваться ими в процессе речевого общения); дискурсивный (знание

в процессе речевого общения); прагматический (умение выбирать наиболее эффективный и...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции...

- компетенция речевой стратегии, используемая для компенсации несовершенного знания правки, несовершенного владения чем-либо, когда не можешь вспомнить слово и хочешь дать знать собеседнику, что намерен продолжать общение, должен собраться с мыслями, не понял...

Использование современных педагогических методов...

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность. У обучающихся появляется желание

Подобная форма работы нацелена на отработку не только видов речевой деятельности

Батраева О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального...

В обучении профессиональному общению речевая деятельность является объектом, предметом обучения — мысль. Обучение речевой деятельности учащихся на основе экономических понятий и экономической лексики требует постоянных упражнений и овладения...

Игровые технологии как средство активизации учебного...

Коммуникативная компетенция-это способность студента организовать свою речевую деятельность и неречевое поведение адекватно задачам общения. Формирование происходит за счет использования коммуникативных (ролевые, социально-ролевые, деловые игры...

Похожие статьи

Реализация принципа коммуникативной направленности...

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения.

Особое место в системе работы по развитию речевой деятельности учащихся занимают

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Способы активизации устной речи учащихся на уроке...

Коммуникативная компетенция понимается как владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, письмом, говорением) и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях...

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над

Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с

Основной задачей обучения родному языку является подготовка школьников к речевому...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Основное назначение русского языка как учебного предмета на современном этапе находит

Учитывая ведущие цели обучения русскому языку учащихся национальных школ, а также...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

 Связь общения с различными формами деятельностиучебно-познавательной

 Ситуативность, выражающаяся в том, что общение учащихся с учителем и учащихся между

 Функциональность, означающая, что процесс овладения речевым материалом всегда...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения

и способности пользоваться ими в процессе речевого общения); дискурсивный (знание

в процессе речевого общения); прагматический (умение выбирать наиболее эффективный и...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции...

- компетенция речевой стратегии, используемая для компенсации несовершенного знания правки, несовершенного владения чем-либо, когда не можешь вспомнить слово и хочешь дать знать собеседнику, что намерен продолжать общение, должен собраться с мыслями, не понял...

Использование современных педагогических методов...

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность. У обучающихся появляется желание

Подобная форма работы нацелена на отработку не только видов речевой деятельности

Батраева О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального...

В обучении профессиональному общению речевая деятельность является объектом, предметом обучения — мысль. Обучение речевой деятельности учащихся на основе экономических понятий и экономической лексики требует постоянных упражнений и овладения...

Игровые технологии как средство активизации учебного...

Коммуникативная компетенция-это способность студента организовать свою речевую деятельность и неречевое поведение адекватно задачам общения. Формирование происходит за счет использования коммуникативных (ролевые, социально-ролевые, деловые игры...