Виммельбух — универсальный инструмент развития речи учащихся. Технология работы педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 04.04.2020

Статья просмотрена: 862 раза

Библиографическое описание:

Павлючук, Т. И. Виммельбух — универсальный инструмент развития речи учащихся. Технология работы педагога / Т. И. Павлючук. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15750/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор предлагает своё видение использование книг-виммельбухов в образовательном процессе.

Ключевые слова: развитие речи, книги-виммельбух

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное — в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Существуют различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов.

Наряду с традиционными методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик — инновационных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. Находкой для меня стала технология «Виммельбух». Что означает слово «виммельбух»? Ви́ммельбух (нем. Wimmelbuch «книжка с мельтешащими картинками») — детская развивающая книга крупного формата, в которых каждый разворот — это яркие, детализированные, максимально насыщенные визуальной информацией иллюстрации. Такие книги пользуются большой популярностью в немецких семьях. С начала 2000-х годов их активно издают в России, Украине, Беларуси.

Виммельбухи — современный формат развивающих книг для рассматривания деталей (в буквальном смысле — книжки-«гляделки»), тренирующие внимание и память.

Работа с виммельбух — это превращение иллюстрации в книге в образовательную технологию, интересную, достаточно простую, универсальную и результативную, создающую предпосылки самостоятельной работы с книгой, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе. Однажды художник нарисовал книгу-картинку, а теперь задача педагога — подобрать методы и приемы работы с ней, использовать классические подходы или разработать авторские.

При использовании многосюжетных страниц книг-виммельбухов в организации образовательного процесса, построенного в игровой форме, решаются задачи всестороннего развития ребенка:

− развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения)

− формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;

− формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;

− формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);

− умение формировать свое отношение к увиденному.

Книга-виммельбух содержит минимум текста (или текста нет вообще), зато рисунки переполнены деталями, и с первого взгляда такая книжка напоминает комикс. Каждая книга имеет героев, с которыми происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, года. Это даёт возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки, а взрослому (педагогу) возможность придумывать новые задания-истории. Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Ребёнок учится рассказывать истории, фантазировать, задавать вопросы «А что произойдёт дальше?», проговаривать положительные и отрицательные действия героев, эмоции персонажей. Работа с иллюстрациями предполагает всегда новые темы для обсуждения, которые становятся актуальными по мере роста и развития ребёнка.

Возможны различные задания по организации работы с виммельбухом для развития речи:

находить знакомые предметы — просто так или соревноваться, кто быстрее;

назвать персонаж или объект; рассказать о нём; сосчитать персонажей или объекты; описать их;

искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

назвать настроение персонажа;

составлять истории с персонажем — кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает; проследить последствия действий;

представить и придумать событие;

сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;

закрыть разворот после рассматривания и предложить назвать то, что там было изображено.

На учебных занятиях каждый учитель найдёт необходимый материал: посчитать предметы; найти и посчитать предметы определённого цвета; назвать предметы в алфавитном порядке; составить словосочетания, предложения, текст и др.

Использование книг-виммельбухов не ограничивает творчество педагога. От творческого потенциала личности педагога, ее способности воспринимать и реализовывать идеи современной философии образования напрямую зависят не только качество предметной подготовки ученика, но и его личностная, социальная и профессиональная успеваемость.

Литература:

  1. Шкоренкова, И. С. Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 131–134.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие речи, книга, образовательный процесс, предмет.

Ключевые слова

развитие речи, книги-виммельбух

Похожие статьи

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования. Речь — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– богатство и культура речи; Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе.

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Форма игры в образовательном процессе ДОУ — это мотивация, составляющая

Речь — одно из величайших изобретений, принадлежащих человеку. Наша речь состоит из

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от развития тонкой моторики пальцев.

Методика формирования связной монологической речи...

речевой образец (используется как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождается такими приемами как пояснение и

Как правило, не бывает занятий, на которых бы педагог использовал только один метод или прием развития монологической речи.

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Предмет исследования — педагогические условия развития речи у дошкольников в логопедической группе. Методы исследования и исследуемые. В исследовании приняли участие дошкольники 5–7 лет логопедической группы, имеющие проблемы в развитии речи МБДОУ...

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии, в зависимости от того, какой психический процесс лежит в основе восприятия

Место словарной работы в системе развития связной речи...

Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов

освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Одной из ведущих задач речевого развития в соответствии с ФГОС ДО является развитие связной речи ребенка.

Речь-рассуждение не предполагает репродукции того, чему научили ребенка, а является результатом самостоятельной речевой и мыслительной деятельности, в...

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Похожие статьи

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования. Речь — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– богатство и культура речи; Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе.

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Форма игры в образовательном процессе ДОУ — это мотивация, составляющая

Речь — одно из величайших изобретений, принадлежащих человеку. Наша речь состоит из

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от развития тонкой моторики пальцев.

Методика формирования связной монологической речи...

речевой образец (используется как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождается такими приемами как пояснение и

Как правило, не бывает занятий, на которых бы педагог использовал только один метод или прием развития монологической речи.

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Предмет исследования — педагогические условия развития речи у дошкольников в логопедической группе. Методы исследования и исследуемые. В исследовании приняли участие дошкольники 5–7 лет логопедической группы, имеющие проблемы в развитии речи МБДОУ...

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии, в зависимости от того, какой психический процесс лежит в основе восприятия

Место словарной работы в системе развития связной речи...

Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов

освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Одной из ведущих задач речевого развития в соответствии с ФГОС ДО является развитие связной речи ребенка.

Речь-рассуждение не предполагает репродукции того, чему научили ребенка, а является результатом самостоятельной речевой и мыслительной деятельности, в...

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».