Влияние развлечений на развитие творческого воображения и художественного вкуса детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 29.03.2020

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Валиева, А. Ф. Влияние развлечений на развитие творческого воображения и художественного вкуса детей / А. Ф. Валиева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15746/ (дата обращения: 16.12.2024).



Эстетическое воспитание — один из важных элементов в системе всестороннего развития личности Человек, умеющий ценить прекрасное, обладающий чувством эстетического отношения к действительности, воспринимает мир во всём многообразии красок, форм, звуков. Он понимает красоту в искусстве и окружающем. Все это не дается человеку само по себе, эстетическую восприимчивость нужно воспитывать с самого детства. Речь идёт о сложном и многогранном процессе. Для его осуществления необходимо повседневное, систематическое обогащение детей различными эстетическими впечатлениями Такие впечатления малыши получают на занятиях, на праздниках, во время вечеров развлечений, в окружающей действительности.

Коллектив нашего детского сада широко использует вечера развлечений для развития творческого воображения и художественного вкуса ребят. Мы задались целью средствами изобразительного искусства, музыки и художественного слова постоянно влиять на развитие детского творческого воображения и активности. С чего мы начали? Сначала вместе с воспитателями, заведующей и методистом составили план развлечений. При этом учли, чтобы вся намечаемая работа велась в тесной связи с учебно-воспитательным процессом. Мы намечаем темы, охватывающие программные произведения (музыкальные и литературные) и дополнительные, которые делают развлечения более интересными и разнообразными.

Такой план составляется в перспективе на полгода, и текущий — на месяц. План предусматривает проведение четырех развлечений в месяц по возрастным группам, из них одно развлечение — с более широкой, насыщенной программой для нескольких групп. Обычно эта программа включает кукольный театр, литературный вечер, драматизацию сказок, тематические вечера, посвящённые временам года, а также знакомым писателям и композиторам.

Мы считаем, что литературно-музыкальный концерт создает наиболее благоприятные условия для развития творческого воображения у детей. Учитывая это, провели несколько вечеров, посвящённых творчеству С, Маршака, П, И. Чайковского. Особенно запечатлелся в памяти детей вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина.

Подобрали стихи, отрывки из сказок. Провели это развлечение в виде литературно-музыкального концерта с инсценировками, в которых принимали участие взрослые и дети. Затем по собранным материалам составили сценарий и подобрали к нему музыку (пластинки, кассеты с записями отрывков из опер Римского-Корсакова «Царевна-Лебедь» и «Сказка о царе Салтане», другая музыка). Когда работа над сценарием была закончена, мы, познакомили с ним участников концерта.

Распределили роли. Возникло много споров о том, как лучше преподнести детям этот знакомый материал, чтобы он выглядел необычно, явился для них сюрпризом. В конечном счёте решили приготовить костюмы к сказке «Золотая рыбка» (костюмы старика и старухи с соответствующими атрибутами: прялка, корыто), к сказке о царе Салтане (костюмы Царевны-Лебедь и Богатырей). Договорились привлечь к подготовительной работе и детей тем самым проверить, достаточно ли у них представлений, фантазии и вкуса. Сначала прочитали детям «Сказку о царе Салтане», затем спросили, каким они представляют костюм царевны.

Девочки говорили, что платье у нее красивое, на нём вышиты волны, блестит корона и шлейф, на ногах хрустальные башмачки. Так представили себе пушкинскую героиню дети с богатым воображением, А вот некоторые мальчики совсем ничего не ответили на наши вопросы. Тогда попросили мальчиков нарисовать царевну. Но вместо царевны один из них изобразил два кораблика, а второй — девочку в обычном платье.

Показали мальчикам картины Врубеля, Васнецова, а также иллюстрации к сказкам Пушкина. После этого опять предложили мальчикам нарисовать сказочную царевну. Теперь на их рисунках появилась девочка в длинном красивом платье, но без шлейфа и короны. Мы увидели, что у этих мальчиков бедное воображение. Оно только начало складываться, значит, требовало постоянной поддержки, опоры (путём художественного слова, рассматривания иллюстраций, прослушивания музыки).

Музыка дополняла детские впечатления. Мы разбирали с детьми какая она по характеру, каким шагом под нее должна выходить царевна. Наблюдая за лицами детей, мы видели, как они стараются понять музыку, связать её с образом царевны, придумать элементы для костюма. Словом, они творили, испытывали огромную радость от того, что участвовали в подготовке вечера.

Одновременно с этой работой воспитатели читали детям произведения А. С. Пушкина, заучивали наизусть отрывки, отдельные стихотворения, рассматривали иллюстрации к ним,

По рисункам мы сделали ЭСКИЗЫ и стали шить костюмы с родителями уже в тайне от ребят. Много фантазии и выдумки проявили воспитатели в изготовлении панно к стихотворению «У лукоморья дуб зелёный», на котором изобразили огромный дуб, цепь, ученого кота,

И вот наступил долгожданный вечер. В зале портрет А. С. Пушкина, небольшая сцена. Звучат волшебные звуки музыки Н. А. Римского-Корсакова. Выход на сцену того или иного ведущего идет в сопровождении голоса ведущего.

Например, когда легкой, плавной поступью вошла Царевна-Лебедь, ведущий говорит:

«Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама — то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь — то говорит,

Словно реченька журчит.

Ребята были приятно удивлены необычным красочным зрелищем. Каждому из них хотелось что-то сказать, что-то добавить. И мы предоставляли им такую возможность. К концу вечера они читали стихи и отрывки из сказок. Сколько радостных впечатлений получили дети! После вечера ребятам хотелось нарисовать, вылепить увиденное, Дети играли в «царевну», наряжая себя кусочками тюля, различными кукольными покрывалами.

Мы видели, что вечер дал ребятам пищу для развития их фантазии, которая воплощалась в самостоятельной деятельности. Художественное слово углубило восприятие музыки, а рисунки, иллюстрации и костюмы героев делали их впечатления яркими,

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, Ребенок, художественное слово, вечер, впечатление, литературно-музыкальный концерт, музыка, Римского-Корсаков, сказка, творческое воображение.