Организация коррекционных сказкотерапевтических занятий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Власова, Н. В. Организация коррекционных сказкотерапевтических занятий / Н. В. Власова, М. Ф. Гусейнова, С. В. Мезенцева, Н. В. Докучаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15743/ (дата обращения: 30.05.2020).



Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15–20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Педагогическая коррекция на основе работы со сказками, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Холод и невнимание ребенка к чувствам, переживаниям родителей, сверстников, взрослых людей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает. Сказка помогает преодолеть эти препятствия.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинства сказок заключаются в следующем:

− Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

− Неопределенность места действия и главного героя.

− Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

− Победа добра. Психологическая защищенность.

− Наличие тайны и волшебства.

В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Главный герой появляется на свет, растет, достигая некоторого возраста, отправляется в путь, встречает новых друзей, совершает подвиги, достигает своей цели; возвращается домой уже в новом качестве. Можно предположить, что в сказке дается не только описание жизненного пути главного героя, но и в образной форме рассказывается об основных этапах развития личности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека.

Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.

Аналитическое направление, суть которого — интерпретация сказок. При этом акцент делается на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета. В основании метода содержится идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, информацию о том, как из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили из них. Информация об этом «зашифрована» не только в подтексте сказки, но и в сказочных образах. Использование этого метода полезно для работы с детьми от 6 лет, подростками и взрослыми.

Рассказывание сказок как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы. Может использоваться рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го лица; групповое рассказывание сказок (в этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей или взрослых); сочинение сказок; переписывание сказок; изготовление кукол; постановка сказки с помощью кукол.

Различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:

− Выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения.

− Развитие фантазии и воображения.

− Развитие умения выражать свои мысли.

− Развитие памяти и внимания.

− Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей, умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

− Сплочение группы.

− Развитие способности к децентрированию, умения вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных в обыкновенной жизни предметов).

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушение — сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно, из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.

Для занятий желательно иметь зал (комнату) не менее 20 квадратных метров. Ведущий может стать волшебником и создать вокруг себя Волшебную страну. Для начала надо сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе, каким должен стать зал (комната) после того, как он превратится в уголок волшебной страны. Как сформируется образ зала (комнаты), его необходимо оформить, помня о следующих важных вещах:

− Занятия лучше проводить при неярком освещении.

− Зал для занятий должен быть освобожден от мебели и игрушек.

− В оформлении зала должны присутствовать сказочные элементы.

− Костюм ведущего должен чем-то отличаться от обычного.

Дети должны войти в Волшебную страну необычным для себя способом. Можно включить музыку и сказать детям: «Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Волшебную страну. Вы слышите эти звуки — сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в сказочной стране». Через такую инструкцию ведущий передает детям определенное «впечатление сказки», вводит детей в состояние, в котором все сенсорные системы и внимание настроены на то, чтобы слушать друг друга и то, что происходит вокруг.

Когда все вошли, ведущий может незаметно надеть свой сказочный костюм, спросить у детей, что они слышат, о чем им рассказывают сказочные звуки.

Для того, чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что происходит с ним в сказке, можно придумать ритуал вхождения в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого необходимо организовать место превращений. На этом этапе важны два момента:

− Необходимо познакомиться с персонажами, в которых превратились дети. (Кто пришел сегодня в сказку? Какая история у персонажа: откуда он пришел, что он обычно делает, что любит: какой у него характер и пр. Можно предложить ребенку пройтись как ходит персонаж и т. д.). Чем больше моделей поведения «освоит», проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимодействия с окружающими. Кроме того, тот образ, который выбирает ребенок для перевоплощения, расскажет, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент.

− Необходимо рассказать детям о том, что они сегодня будут делать в Сказочной стране.

В процессе каждого занятия по сказкотератии будут решаться определенные задачи. Например: сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Будут подбираться специальные упражнения, которые позволят решить поставленные задачи. Все задуманные упражнения надо будет связать в единый сказочный сюжет, и сделать для каждого упражнения сказочную «упаковку». В этом случае дети почувствуют, что не просто играют «в сказку» или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнакомый им мир и упражнения, которые они выполняют, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране.

Итак, дети вошли в сказку, превратились в тех, кого хотели, почувствовали себя в сказке полезными и незаменимыми (так как получили задание от сказочного существа). Следующая часть занятия — непосредственные действия детей в сказке.

Каждое последующее занятие строится по принципу от простого к сложному и включает в себя следующие формы и приемы работы: знакомство со сказочными персонажами и своими любимыми игрушками, решение сказочных задач, рассказывание сказки от 1-го лица (от имени разных персонажей, в которых дети превращаются), рассказывание детьми «нарисованной сказки», придумывание сказки по заданной «первой фразе», изготовление кукол для пальчикового, теневого театров и кукол-марионеток, проигрывание сказок с использованием изготовленных кукол.

В процессе занятий по сказкотерапии накопится большое количество наблюдений. Для того, чтобы систематизировать наблюдения, их можно заносить в составленную «Карту наблюдений», которая заполняется после каждого занятия. Она построена по принципу «семантического дифференциала», широко используемого в научных исследованиях психологов и педагогов. Карта наблюдений позволит:

− фиксировать внимание на качествах, которые важны для характеристики личности ребенка;

− обратить внимание на степень выраженности того или иного качества;

− не загружать свою память и иметь возможность вернуться к своим наблюдениям и впечатлениям в любое время;

− представить результаты работы не только по количеству проведенных занятий, но и по качественным характеристикам;

− выявить личностные особенности и проследить их динамику в процессе занятий;

− при сопоставлении личностных проявлений ребенка с темами занятий можно выявить, в каких ситуациях какие качества наиболее выражены.

Таким образом, будут созданы условия для проведения цикла занятий по сказкотерапии для детей младшего школьного возраста. Проведенные занятия будут способствовать развитию умения преодолевать трудности и страхи, снижению уровня тревожности и агрессивности у детей, формированию навыков конструктивного выражения эмоций, развитию способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации, выявлению и поддержке творческих способностей детей в период их нахождения в условиях стационара.

Литература:

  1. Панфилова, М. А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. — «Сфера», М:, 2002г.
  2. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
  3. Соколов Д. М. Сказки и сказкотерапия. — М., 1996.
  4. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2005.
  5. Тренинг по сказкотерапии/Под ред. Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2000
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, Волшебная страна, Сказочная страна, занятие, главный герой, сказочная ситуация, изготовление кукол, Развитие способности, сказочный сюжет.

Похожие статьи

Проект «Создание самодельных персонажей русских народных...

В нашей группе есть «Сказочный лес» — это самодельные куклы-герои русских народных сказок, деревья, домики для героев. Их сделали дети под руководством педагогов и родителей. Начиналось все с чтения русских народных сказок, которые дети очень любили.

Конспект организованной образовательной деятельности...

Герои сказок очень волнуются, не могут найти свои сказки. Что же делать ребята, Маша не знает сказок и не может помочь сказочным героям.

Мы отправимся путешествовать в сказочную страну.

Роль сказок в процессе развития и воспитания ребенка неоценима.

Создание кукольных мультфильмов детьми старшего...

Мы читали детям русские народные сказки, беседовали об их героях и сюжетах

В ходе изготовления кукол возникали условия для развития пространственного мышления и

ребенок, сказка, кукла, Сказочный лес, сталь, герой, сказочный герой, детский сад...

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей...

Особенно нашим детям нравились волшебные сказки. Они с удовольствием возвращались к

В ходе изготовления кукол создавались условия для развития пространственного

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, кукла, Сказочный лес, сталь, герой...

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Сказки существовали всегда. Наверное, как только человек научился говорить, он стал придумывать и рассказывать своим детям волшебные истории о подвигах и приключениях, красавицах и чудовищах. Сказки давно привлекали внимание поэтов и философов, а...

Метод моделирования как способ обучения дошкольников...

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь народной

Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и

Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Д. Родари и легла в...

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта...)

Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки

Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить.

История развития и значение сказкотерапии как направления...

Сказка – средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории; это

Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения

Поэтому сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация, что...

Сюжетная линия бытовых сказок | Статья в сборнике...

Бытовые сказки имеют свой круг сюжетов, образов, специфические методы художественного воздействия. В отличие от волшебных сказок, их герои живут в реальном мире, достигают желаемого с помощью смекалки и ума. Их поступки иногда противоречат этическим нормам...

Похожие статьи

Проект «Создание самодельных персонажей русских народных...

В нашей группе есть «Сказочный лес» — это самодельные куклы-герои русских народных сказок, деревья, домики для героев. Их сделали дети под руководством педагогов и родителей. Начиналось все с чтения русских народных сказок, которые дети очень любили.

Конспект организованной образовательной деятельности...

Герои сказок очень волнуются, не могут найти свои сказки. Что же делать ребята, Маша не знает сказок и не может помочь сказочным героям.

Мы отправимся путешествовать в сказочную страну.

Роль сказок в процессе развития и воспитания ребенка неоценима.

Создание кукольных мультфильмов детьми старшего...

Мы читали детям русские народные сказки, беседовали об их героях и сюжетах

В ходе изготовления кукол возникали условия для развития пространственного мышления и

ребенок, сказка, кукла, Сказочный лес, сталь, герой, сказочный герой, детский сад...

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей...

Особенно нашим детям нравились волшебные сказки. Они с удовольствием возвращались к

В ходе изготовления кукол создавались условия для развития пространственного

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, кукла, Сказочный лес, сталь, герой...

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Сказки существовали всегда. Наверное, как только человек научился говорить, он стал придумывать и рассказывать своим детям волшебные истории о подвигах и приключениях, красавицах и чудовищах. Сказки давно привлекали внимание поэтов и философов, а...

Метод моделирования как способ обучения дошкольников...

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь народной

Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и

Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Д. Родари и легла в...

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта...)

Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки

Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить.

История развития и значение сказкотерапии как направления...

Сказка – средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории; это

Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения

Поэтому сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация, что...

Сюжетная линия бытовых сказок | Статья в сборнике...

Бытовые сказки имеют свой круг сюжетов, образов, специфические методы художественного воздействия. В отличие от волшебных сказок, их герои живут в реальном мире, достигают желаемого с помощью смекалки и ума. Их поступки иногда противоречат этическим нормам...