Исследовательская деятельность в начальной школе как форма работы с одаренными детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лошакова И. В., Абдрахманова О. В., Костина Л. Н., Иванова О. В., Демидова И. В., Хрякова М. А. Исследовательская деятельность в начальной школе как форма работы с одаренными детьми [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15731/ (дата обращения: 01.04.2020).

Препринт статьи



В последнее несколько лет все чаще говорят об индивидуализации обучения. Что это необходимость или дань моде? Предлагая на уроке задания, учитель знает, что каждый ученик будет выполнять его по-своему. Л. С. Выготский утверждал, что для успешного обучения необходима разная степень трудности заданий, т. е. необходим индивидуальный, уровневый подход к разным детям. Значит данный вопрос уже не новый, над ним задумывались уже давно.

Проблема выявления одаренных детей должна быть переформулирована в создание условий для личностного роста каждого ребенка. Под условиями понимается такая образовательная среда, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

В основе одаренности лежат способности. Психологи различают общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность человека в самых разных сферах деятельности. К этой категории могут относиться мыслительные способности, память, речь, точность и тонкость движения руки.

Специальные способности определяют успешность человека в специфических сферах деятельности, для осуществления которой необходимы специальные задатки. Это музыкальные, математические, лингвистические, литературные способности.

Наряду с видами способностей психологи выделяют разные уровни способностей: одаренность, талант и гениальность.

Под одаренностью понимается своеобразное сочетание способностей, которые позволяют человеку добиваться успешного выполнения какой-либо деятельности, обеспечивать человеку успешное выполнение какой-либо деятельности.

Талант — это более высокий уровень специальных способностей. Талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается новизной и оригинальностью. Талант — это показатель того, что человек может внести что-то новое, чего не было до данного момента.

Гениальность — высший уровень развития способностей. Мы говорим о гениальности, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, развитии культуры.

Задача школы увидеть одаренных детей, помочь им развить способности, чтобы они перешли с уровня одаренности на более высокий уровень, когда деятельность будет выполняться с внесением индивидуальности. Выявить одаренных детей сразу невозможно. Необходимо долговременное наблюдение за деятельностью ребенка, учет его достижений в определенной деятельности, использование методик, которые помогут оценить уровень развития способностей. Особую помощь в выявлении одаренных детей могут оказать школьный психолог и родители.

Какие особенности одаренных детей мы должны увидеть?

Общие характеристики деятельности одаренных детей.

− Повышенная склонность к умственным действиям.

− Постоянная потребность в возобновлении и усложнении умственной нагрузки.

− Стремление к самостоятельному выбору и планированию своей деятельности

− Совершенная саморегуляция, способность к полной мобилизации сил для достижения цели. Высокая целеустремленность, работа на результат.

У каждого учителя есть множество возможностей развития одаренности младших школьников. Это, например, использование заданий повышенного и высокого уровня сложности, организация исследовательской и проектной деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах.

Остановимся более подробно на организации исследовательской деятельности как способом развития одаренных детей.

Целью исследовательской деятельности является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие у них знания из разнообразных источников, учатся применять полученные знания для решения практических задач.

Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся развивают самостоятельность мышления, умение получать информацию из разнообразных источников, прогнозировать результаты и применять знания в нестандартных ситуациях.

Исследовательская деятельность предполагает:

  1. Наличие проблемы и поиска ее решения.
  2. Практическую значимость ее результатов.
  3. Умение интегрировать содержания различных предметов для решения поставленной задачи.

В начальной школе используются различные формы организации исследовательской работы:

− урок-исследование;

− урок-конференция;

− интегрированные уроки;

− научно-практическая конференция и т. д.

Конечно, самостоятельно работать над проектом ученик начальной школы еще не может. Ему необходима помощь учителя. Учитель становится наставником, координатором и контролером.

Идея исследования рождается у учителя. Но педагог должен так поставить проблему, чтобы ученик поверил в то, что решение задачи занимает его очень сильно. Проблема должна быть интересной, актуальной и посильной для ребенка.

Продвигаясь в исследовании, учитель развивает в ребенке общеучебные умения:

− рефлексивные. Учит отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться, чтобы решить поставленную задачу?»

− поисковые. Учит самостоятельно находить необходимую информацию; находить несколько способов решения проблемы

− умения проектировать процесс и предполагать его результат

− коммуникативные. Умения договариваться, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Формы представления результата работы над проектом могут быть различными: выставка, статья в газете, игры, рекомендации, выступления.

Учебные исследования могут проводиться как индивидуально, так и фронтально. Исследования могут также быть длительные или кратковременные.

Для выявления одаренных детей лучше использовать кратковременные (экспресс) исследования. Экспресс-исследования предполагают массовое участие обучающихся.

Суть этого подхода сводится к тому, что учащиеся проводят оперативные исследования на заданную учителем тему.

Такие исследования часто используются на уроках окружающего мира, когда дети рассказывают об изменениях в природе в различные времена года. Это также могут быть и фантастические исследования. Например: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Город будущего» и т. д.

Одними из самых сложных, но в то же время продуктивных являются теоретические экспресс-исследования. Эти исследования могут быть легко привязаны ко всем школьным предметам. Очень важным в таких исследованиях является заключительный этап- представление результата. Это могут быть конференции, симпозиумы и т. д.

При проведении кратковременных исследований легко заметить детей, которые выделяются на общем фоне. Их деятельность отличается и соответствует признакам деятельности одаренных детей. С ними уже нужно продолжать работу над проектами.

Долговременные исследования чаще всего проводят во внеурочное время. Это индивидуальная работа, которая помогает развивать способности одаренных детей.

Задача учителя поддержать, направить, не погасить активность и желание ребенка в проведении исследований. Для этого организуются научные школы, конференции, которые помогают одаренным детям не пропасть и видеть практическую значимость своей работы.

Литература:

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — 3 — е издание, переработанное. — Самара: Издательство «Учебная литература»
  3. Урюпина Е. А. Программа проектной деятельности. — Агрыз, 2010.
  4. Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова]; под редакцией Н. Б. Шумаковой. — М.: Просвещение. 2011.
  5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина]. — 2-е издание. — М.: Просвещение, 2010.