Важность алгоритмов в нашей жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 16.03.2020

Статья просмотрена: 1997 раз

Библиографическое описание:

Николаева, Т. В. Важность алгоритмов в нашей жизни / Т. В. Николаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15718/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор раскрывает роль алгоритмов в нашей жизни; рассматриваются основные моменты, на которые нужно обратить внимание преподавателю в процессе формирования алгоритмического мышления у студентов.

Ключевые слова: алгоритмическое мышление, мыслительный процесс, алгоритм, четкий порядок работы, тип мышления, данные, исполнитель, навык, работа.

Мир вокруг нас меняется, и чтобы нам в нем беспроблемно жить, нужно знать, что произойдет в последующую минуту. Зная и понимая ход вещей, человек может инициировать определенные действия, которые доведут его к конечной цели.

Усваивая навыки, личность формирует для себя разнообразные схемы поведения во всевозможных ситуациях. Наша жизнь подчиняется алгоритмам. Мы готовим, убираемся, ходим на работу, не замечая, что действуем по заданной программе. Зная общие принципы, то есть, имея набор базовых алгоритмов, человек гораздо проще обзаводится новыми, более сложными навыками.

Процесс построения алгоритма имеет двойственную природу. Он выступает как социально-обусловленное явление, но в то же время носит резко выраженный индивидуальный характер, так как у каждого человека своя система мыслительных приемов. [3, с. 10]

В учебниках по психологии среди классификаций психических процессов можно найти такой тип мышления как алгоритмическое. Человек умеет рисовать схемы, на которых видит решение поставленной задачи. Навык мыслить ясно, формально является одной из важных примет общей культуры человека в современном высокотехнологичном обществе. Этот тип мышления становится обязательным фактором научного взгляда на окружающую действительность. Поэтому необходимо тренировать и развивать алгоритмическое мышление подрастающего поколения. Нужно научить их вычерчивать собственные алгоритмы, чтобы они свободно проникали в смысл чужих действий и знали, как построен окружающий мир. Формирование происходит через усвоение определенных тезисов и признаков. В любой отрасли пригодятся данные навыки: умение разбивать задачу на подзадачи, планирование своей деятельности по времени и этапам, поиск недостающей информации с дальнейшей ее обработкой, понимание сути технологических процессов, составление моделей и систем объектов, конструирование языковых схем и так далее. [2, с. 5]

Примерная программа по информатике, утвержденная Министерством образования и науки Калужской области в 2015 году, ставит одной из целей «развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных учебных предметов». На изучение алгоритмов отводится от 20 до 38 академических часов в зависимости от направления подготовки. [4, с. 5]

Алгоритм — одно из важнейших понятий курса информатики, неотделимое от электронно-вычислительной машины. Именно на этих уроках приобретенные умения в работе по определенному порядку совершенствуются. Студентам прививаются следующие привычки:

  1. Сложную многоходовую задачу разбивать на простые операции для рационального распределения времени и представления объема работы. Данное действие проще осуществить, если выбрать все глаголы. Простую операцию нужно доводить до конца, и только после этого делать перерыв в работе по плану. Возвращаясь к ней даже через большой промежуток времени точно знаешь, где остановился.
  2. Формулировать цель как можно подробнее и реалистичней. От этого будет зависеть время работы по алгоритму, а так же его материальная база. В средствах мы всегда ограничены, поэтому стоим перед выбором: как потратить меньше ресурсов, но получить максимальную отдачу. Студент учится вовремя останавливаться, не выходя за рамки задачи, и не отвлекается на другую работу.
  3. Выбирать исполнителя или исполнителей. Это ответственный шаг, ведь он должен выполнять команды алгоритма формально, не философствуя над их содержанием. Человек окружает себя множеством исполнителей: другие люди, животные, технические устройства (средства передвижения и связи, помощники в домашних делах). Каждый из них выполняет свою функцию, свой набор команд, которые воспринимает и может воспроизвести. Для него важно создать комфортную среду обитания: начальные и конечные данные любого алгоритма всегда относятся к среде того исполнителя, для которого он предназначен.
  4. Исполнителю нужно четко понимать работу перед ее выполнением. Задание должно быть изложено на понятном языке (например, упрощается вся сложная терминология). Необходимо составить инструкционные карты, где подробно изложить приемы труда для выполнения конкретных операций. Карты можно заменить блок-схемами, которые получили широкое применение благодаря своей наглядности, если исполнителю знаком процесс решения задачи.
  5. Нельзя перескакивать с одного действия на другое. Четкий порядок работы — залог успеха. Студент должен понимать, какую операцию он будет делать следующей. Посторонние факторы не должны повлиять на работу. Исполнитель обязан владеть всеми данными, подходя к выбору дальнейшего пути. Отказы в работе по алгоритму происходят, если дана недопустимая команда.
  6. Полезным опытом можно поделиться. На многих Интернет-ресурсах можно найти готовые алгоритмы, которые сэкономят время и силы. Портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), например, дает четкий порядок работы по каждому вопросу.

Психолог С. Л. Рубинштейн пишет: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Такое начало предполагает и определённый конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса» [1, с. 253]

Структура алгоритма, так же как и мыслительный процесс, делится на 3 части: стартовые данные, сам алгоритм и результат. Жизнь многогранна и непредсказуема, ее невозможно полностью смоделировать, но многие действия поддаются математическому описанию. Формирование информационной и алгоритмической культур очень удобно и продуктивно при использовании компьютера. Для восприятия программы, по которой работает вычислительная машина, пользователю надо «видеть» непомерную работу, проделываемую ею. Алгоритмическое мышление дает возможность структурировать длинные цепочки операций в короткие программы и выполнять обратное действие — раскрывать мысленно небольшие программы в протяженные последовательности действий. Суть процесса алгоритмизации заключается в том, что мы можем, используя алгоритмические конструкции, сжато обрисовывать и создавать безразмерные очередности действий и структурировать большие объемы информации.

Самостоятельная работа по созданию алгоритмов носит творческий и поисковый характер, так как человек, зачастую, не обладает достаточным количеством нужной информации и навыков для получения корректного результата. Студенты учатся: устанавливать причины явлений; находить неизвестные связующие нити определенных величин; сопоставлять новые данные с тем, что уже известно; определяют допустимость практического использования закономерностей распространенных процессов и явлений в нестандартных ситуациях; применять знания и умения, полученные при разгадывании одного насущного вопроса к разгадыванию другого, то есть находить возможность выделять стороны проблемы и переводить их в другие сферы; вскрывать и анализировать противоречия, на основе которых формулировать новые цели и задачи. [1, с. 4]

Термин, появившийся еще в средневековье, получил вторую жизнь в XX веке вместе с распространением электронно-вычислительных машин. Это идеальные и универсальные исполнители. Они многократно уменьшают усилия людей в выполняемой работе и «программируют» наш ум. Через алгоритмизацию прокладывается путь к автоматизации ручных операций, появляется возможность четко понять, что мы хотим получить в конечном итоге и какие готовы приложить для этого усилия.

Литература:

  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: Юрайт, 2003. — 464 с.
  2. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. — Москва — Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. — 448 с.
  3. Дискретная математика в примерах и задачах // Онлайн-библиотека: точные науки. URL: https://uch-lit.ru/matematika-2/dlya-studentov/tishin-v-v-diskretnaya-matematika-v-primerah-i-zadachah (дата обращения: 5.03.2020).
  4. Примерная программа учебной дисциплины ОУД.07 Информатика // Яндекс.Диск. URL: https://yadi.sk/i/hU6jJNhPTWZJgQ (дата обращения: 13.03.2020).
  5. Теория алгоритмов. Полный конспект лекций // Онлайн-библиотека: точные науки. URL: https://edu-lib.com/matematika-2/dlya-studentov/podzorov-s-yu-teoriya-algoritmov-polnyiy-konspekt-lektsiy-onlayn (дата обращения: 8.03.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): алгоритмическое мышление, мыслительный процесс, алгоритм, работа, тип мышления, четкий порядок работы, данные, исполнитель, навык, студент.

Ключевые слова

алгоритм, работа, навык, данные, мыслительный процесс, исполнитель, алгоритмическое мышление, четкий порядок работы, тип мышления

Похожие статьи

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является расширение мыслительных операций для эффективного решения научных, практических и социальных задач. В течение многих лет специалисты в области образования стремились...

Стили мышления в освоении технологий программирования...

Некоторые исследователи определяют стиль мышления как системы нормативных требований, формирования подхода к работе и ее результатах. Некоторые психологи относятся к категории механических проблем, которые влияют на мыслительные процессы при работе с...

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов...

Для формирования алгоритмического мышления нужно научить детей: находить общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное задание; планировать последовательность выделенных действий; правильно записывать алгоритм.

Алгоритмический подход в преподавании графических дисциплин...

Развитию такого мышления способствует алгоритмизация в обучении [1, 2]. Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Многие из них не осознаются, а иногда о них не подозревают. Психологи подчеркивают, что для эффективного обучения эти...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов. Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности. (схема 1). Суждение- простой акт мышления, основа понимания.

Развитие операционного мышления на уроках информатики

В практике работы общеобразовательного учреждения не накоплен материал, который необходим для анализа важных характеристик

1. В начальной школе развитие операционного мышления (в рамках курса внеурочной деятельности «Информашка» 1–4 класс) опирается на...

Технология развития критического мышления как средство...

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимается совокупность

То есть тип критического мышления основан на сомнении в достоверности какой-либо

Виноградова А.В. Формирование критического мышления школьников при проведении устной работы по...

О различных подходах к понятию «критическое мышление»

Как учебную дисциплину критическое мышление характеризует ряд особенностей.

Нарушение данных принципов ведёт к дефициту критического мышления.

Различие между этими двумя типами мышления определяется установками – критической и догматической.

Проблема формирования метаинтеллектуальных операций...

Мышление как познавательная деятельность теснейшим образом связано с действием. Реальное практическое действие, в которое включено мышление, превращается в интеллектуальное действие. «Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли...

Похожие статьи

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является расширение мыслительных операций для эффективного решения научных, практических и социальных задач. В течение многих лет специалисты в области образования стремились...

Стили мышления в освоении технологий программирования...

Некоторые исследователи определяют стиль мышления как системы нормативных требований, формирования подхода к работе и ее результатах. Некоторые психологи относятся к категории механических проблем, которые влияют на мыслительные процессы при работе с...

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов...

Для формирования алгоритмического мышления нужно научить детей: находить общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное задание; планировать последовательность выделенных действий; правильно записывать алгоритм.

Алгоритмический подход в преподавании графических дисциплин...

Развитию такого мышления способствует алгоритмизация в обучении [1, 2]. Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Многие из них не осознаются, а иногда о них не подозревают. Психологи подчеркивают, что для эффективного обучения эти...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов. Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности. (схема 1). Суждение- простой акт мышления, основа понимания.

Развитие операционного мышления на уроках информатики

В практике работы общеобразовательного учреждения не накоплен материал, который необходим для анализа важных характеристик

1. В начальной школе развитие операционного мышления (в рамках курса внеурочной деятельности «Информашка» 1–4 класс) опирается на...

Технология развития критического мышления как средство...

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимается совокупность

То есть тип критического мышления основан на сомнении в достоверности какой-либо

Виноградова А.В. Формирование критического мышления школьников при проведении устной работы по...

О различных подходах к понятию «критическое мышление»

Как учебную дисциплину критическое мышление характеризует ряд особенностей.

Нарушение данных принципов ведёт к дефициту критического мышления.

Различие между этими двумя типами мышления определяется установками – критической и догматической.

Проблема формирования метаинтеллектуальных операций...

Мышление как познавательная деятельность теснейшим образом связано с действием. Реальное практическое действие, в которое включено мышление, превращается в интеллектуальное действие. «Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли...