Опыт работы по воспитанию ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 19.03.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ермакова Ю. С., Беляева Н. Л. Опыт работы по воспитанию ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15713/ (дата обращения: 01.04.2020).

Препринт статьи



В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношение к здоровью, а также стиль взаимодействия взрослого и ребенка определяют успешность использования здоровьесберегающих технологий в ДОО.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дети дошкольного возраста, физическое развитие, ценностное отношение к своему здоровью.

Состояние здоровья детей во многом зависит от организации воспитательно-образовательного процесса, условий детского сада, в котором дети проводят каждый день, в течение всей рабочей недели, поэтому актуальной становится проблема укрепления и сохранения здоровья детей в условиях дошкольной организации. Сегодня в детском саду работа по здоровьесбережению является неотъемлемым компонентом жизни детей в целом и каждого отдельного ребенка в частности. Педагоги-практики обращают внимание на то, что у детей-дошкольников снижается интерес к занятиям оздоровительного характера. Связано это с тем, что

– в дошкольных организациях приобщение детей к здоровьесбережению осуществляется чаще всего в назидательной, категорической форме,

– методы ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни устарели, не соответствуют специфике развития современных дошкольников,

– занятия оздоровительного характера не вызывают у детей положительного эмоционального отклика.

Выполнение необходимых правил сбережения здоровья требует от человека значительных волевых усилий, что затруднительно для детей дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей. Перед дошкольной организацией встает важная задача — поиск путей внедрения в работу ДОО инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих полноценному физическому развитию старших дошкольников и воспитанию у них ценностного понимания здоровья, потребности в бережном отношении к своему здоровью, его сохранению и укреплению.

В работе использовались, в основном, игровые формы, методы и приемы, активизирующие интерес детей к физическим упражнениям, самостоятельной двигательной активности, развивающие полезные для здоровья привычки, мотивирующие на практическое применение полученных знаний о здоровье. Основными средствами воспитания выбраны медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии.

Началом работы стало обустройство предметно-пространственной среды, соответствующей возрасту детей и поставленным задачам. В группе, при помощи родителей, разместили настенный информационный стенд «Как стать чемпионом», с портретами спортсменов, рисунки, плакаты на тему спорта, здорового образа жизни, иллюстрирующие возможности человека, его спортивные достижения. Там же расположили «Правила здорового образа жизни» в иллюстрациях, схемы ухода за зубами, полостью рта, кожей, плакаты из серии «Учимся оказывать первую помощь».

Для формирования практических навыков, мотивации потребности в двигательной активности в группе создали «Уголок здоровья», в котором поместили различный спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, кегли, кольцеброс, мишени: атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Аптека», «Фитнес-центр», «Скорая помощь», «Спасатели». В «Уголке здоровья» отвели место и оборудованию для развития мелкой моторики — на отдельной полке расположили грецкие орехи, желуди, лесные орехи, кусочки коры, бусы, массажные мячики, массажные колечки. Там же находились схемы для точечного массажа. Регулярно, в ходе работы, обращались к этому оборудованию и схемам, напоминая, что наши руки очень благодарны нам за упражнения, которые развивают пальчики, делают их точными и умелыми, а точечный массаж необходим для профилактики простудных заболеваний, помогает сохранить зрение, укрепить слух и т. д.

В «Книжном уголке», при помощи родителей, организовали подборку детской литературы и наглядных пособий по сохранению здоровья — детские энциклопедии, книги, иллюстрации, схемы.

К созданию предметно-пространственной среды привлекли родителей, которые помогли изготовить информационный стенд, подобрать необходимую литературу, изготовить дидактические игры: «Здоровая пища», «Витамины — полезные продукты», «Съедобное — несъедобное».

В процессе работы с детьми были проведены беседы: «Как я устроен», «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», «Помоги себе сам». Затем провели занятие (ООД) «Путешествие по городу Чистоты и Порядка», на котором ребята закрепляли правила личной гигиены, обсуждали ситуации, в которых требуется мыть руки. Обращали внимание детей на то, что бывают ситуации, когда руки нужно мыть «до» (до употребления пищи, до игры на музыкальном инструменте и т. д.), а есть ситуации, когда руки следует мыть «после» (после прогулки, из магазина, после общественного транспорта, после посещения туалета и т. д.).

Во время приема пищи обращали внимание ребят на опрятность употребления пищи, соблюдение правил гигиены, задавали вопросы:

— Почему нельзя есть грязными руками?

— Почему нельзя доедать пищу за другим человеком?

— Почему нельзя есть и одновременно играть с животным?

В работе использовали проблемно-игровые ситуации, разработанные О. В. Верхорубовой [2]:

  1. «Вредные советы», в которых дети все делали наоборот — не умывались, не причесывались, не застегивались и т. д., и обсуждали, что испытывали дети, у которых внешний вид был неопрятен, и что испытывали другие дети, глядя на неряху.
  2. «Какие мы» — в этой ситуации предлагали детям разбиться на пары, и рассмотреть цвет глаз, цвет волос, рост друг у друга, помогая детям понять, что все люди похожи друг на друга (задавали вопрос «Чем похожи?»), и все мы очень разные (задавали вопрос «Чем отличаемся?»). Дети самостоятельно искали ответы, рассуждали, приходили к выводу, что люди все-таки очень разные — они отличаются друг от друга по возрасту, полу, форме тела и т. д.

Было проведено занятие с элементами ритмопластики: дети, под ритмичную, веселую музыку, под которую легко двигаться, стоя перед зеркалом, по очереди поднимали руки, ноги, раскачивали ими, затем качали головой, шевелили пальчиками. Обращали внимание детей на то, какие пальчики ловкие, веселые, умелые. Это упражнение помогало детям почувствовать свое тело, увидеть, как работают части тела, понять, что у каждой части тела есть своя определенная функция.

Для закрепления знаний о частях тела, его функциях провели игры: «Конструктор тела», «Путаница», «Покажи правильно». В проблемно-игровой ситуации «Чтобы было бы, если…» ребята рассуждали, высказывали свое мнение о том, зачем нужна каждая часть тела, может ли человек без них обойтись.

Особое внимание уделили теме «Кожа», объясняя детям, что кожа человека — такой же важный орган, как и другие органы, что благодаря коже, человек может ощущать. Чтобы понять, что это такое проводили небольшие эксперименты: прикасались к ламинированной и шершавой обложке книги; дотрагивались до своей щеки, чтобы ощутить ее тепло, и прикасались щекой к оконному стеклу, чтобы почувствовать его холод, брали в ладонь увесистый камень, чтобы почувствовать давление на ладонь, и слегка кололи палец — чтобы почувствовать боль. Для закрепления представлений детей о процессе ощущений, провели дидактические игры: «Сундучок ощущений», «Что полезно для нашей кожи», «Что вредно для нашей кожи», «Как ухаживать за кожей» [3].

В проблемно-творческом игровом упражнении «Как мы чувствуем» детям предлагали подумать, какие органы помогают нам определить: спешат машины, дует ветер, у мамы приятные духи, как движется человек. При помощи этого упражнения и дидактических игр «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай, кто позвал», у детей закреплялись знания об органах чувств и их практическом значении.

Представления о здоровом образе жизни, полезных привычках и навыках закрепляли в дидактических играх: «Что у нас внутри?», «На прогулке», «Страна Мойдодыра», «Мое тело», «Чтобы ноги были быстрыми и здоровыми» и др., разучивали загадки, пословицы про здоровье, про умение правильно относиться к своему здоровью.

В процессе игр, игровых упражнений и ситуаций не только знакомили детей со строением тела, но и учили детей чутко прислушиваться к своему организму, объясняя, как это важно уметь делать для ритмичной бесперебойной работы организма человека. Так у детей формировалось осознанное отношение к своему здоровью.

В дидактических играх «Хорошо-плохо», «Делаем зарядку», «Веселый зоопарк», рассматривая иллюстрации режима дня, рассуждали, почему так важно соблюдать режим дня, что будет, если его не соблюдать? Предлагали детям вспомнить, может быть, у них есть знакомые дети, которые не соблюдают режим дня, как это может отразиться на здоровье человека? Таким образом, у детей формировалось понятие «Не вреди своему здоровью».

Совместно с детьми рассматривали опасные для здоровья человека ситуации. В сюжетно-ролевых играх «Скорая помощь», «Спасатели», ребята учились оказывать первую помощь при порезах, ссадинах, укусах насекомых. Рассуждали о том, почему важно не допустить несчастный случай, что для этого следует делать, обращали внимание детей на то, для чего нужно своевременно обращаться к врачу, и почему не нужно этого бояться.

Для закрепления правил и норм поведения провели игровое занятие «Вежливые слова и здоровье», на котором дети вспоминали вежливые слова, которые они говорят каждый день: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи», и подбирали им характеристики. Ребята назвали эти слова волшебными, потому что они добрые, ласковые. Рассуждали о том, что и люди, которые эти слова произносят, становятся такими же, ведь говоря друг другу «здравствуйте», мы желаем здоровья, то есть вежливые слова сохраняют здоровье.

В процессе работы использовали различные формы физической активности: утреннюю зарядку, занятия по физкультуре, ритмическую гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, физкультминутки, динамические паузы. Детям очень понравилась логоритмика, развивающая речевой аппарат, пальцы рук. В процессе логоритмики дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения вместе с текстом [1]:

Для развития у детей потребности в двигательной активности на прогулке постоянно использовали подвижные игры высокой подвижности («Волк во рву», «У медведя во бору», «Ловишки», «Кот и мыши», «Догони свою пару» и др.) и малой подвижности с ходьбой, с упражнениями на развитие определенных частей тела, метанием («Ручеек», «Попади в цель», «Летает — не летает», «Зайка беленький сидит» и др.) [4]. Подражание птицам, животным, передача их характера в движениях забавляло детей, вызывало у них положительные эмоции, заряжало энергией. Такая смена двигательной деятельности укрепляла нервную систему детей, снимала напряжение, уравновешивала процессы возбуждения и торможения.

Для укрепления мышечно-связочного аппарата использовали технологию «Стопотерапия» — хождение по ребристой поверхности, по массажному коврику, по наклонно плоскости, по песку. Элементы ходьбы также использовали в подвижных играх «Перейдем через мостик», «Поднимемся в гору» и др. Посредством этих технологий у детей поднимался тонус, укреплялся голеностопный аппарат, развивалась координация движений, выносливость, формировалась красивая походка.

Постоянно использовали инновационные здоровьесберегающие технологии, такие как: фитбол, ритмопластика, элементы детского стрейчинга, логоритмика, коррекционные физкультминутки, эмоциональные зарядки, игровые зарядки, точечный массаж, артикуляционная гимнастика и др. Благодаря применению этих технологий, развивали у детей двигательную активность, грацию, координацию движений, речь, улучшали эмоциональное состояние детей, снимали нервное напряжение, регулировали процессы возбуждения и торможения.

К участию в работе привлекли родителей, с которыми были проведены индивидуальные консультации, групповые консультации, выступления педагога-психолога, логопеда, медицинских работников. Был организован круглый стол на тему: «Здоровый образ жизни в семейном досуге», на котором родители обсуждали особенности досуга современной семьи, места в нем здоровьесбережения, делились опытом оздоровления детей в семейных условиях, а также провели родительское собрание, на котором подвели итоги совместной работы по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей. Для педагогов проведены консультации и семинар по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста.

Таким образом, сочетание в работе традиционных и инновационных здоровьесберегающих технологий способствовало развитию у детей двигательной активности, выносливости, ловкости, смелости, а также воспитанию настойчивости, самостоятельности, целеустремленности, потребности в активном, правильно организованном досуге, умения заботиться о своем здоровье.

Литература:

  1. Анохина, И. А. Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников/И. А. Анохина//Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. — 2009. — № 1. — С. 86–99.
  2. Верхорубова, О. В. Формирование культуры здоровья у дошкольников в процессе физического воспитания /О. В. Верхорубова// Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 7. — С. 81–84.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 336 с.
  4. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста / Л. И. Пензулаева. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 128 с.