Формирование у дошкольников двигательной активности и интереса к здоровому образу жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 11.03.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Бадера И. В. Формирование у дошкольников двигательной активности и интереса к здоровому образу жизни [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15707/ (дата обращения: 01.04.2020).

Препринт статьи



С самого раннего возраста нужно формировать у дошкольников привычку к соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.

При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, активность, самостоятельность, дисциплинированность), нравственных качеств (честность, взаимопомощь, справедливость, ответственное выполнение поручений, умение заниматься в коллективе), а также для проявления волевых качеств (настойчивость в преодолении трудностей, смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка).

Известно, что дошкольник не может физически развиваться, не имея представления о себе и своих возможностях, не зная цели и смысла своего существования. Необходимо понимать себя, свои жизненные потребности, чтобы «чувствовать» и понимать других людей. Формирование у детей ответственности за своё здоровье — это педагогическая задача.

Главным фактором укрепления и сохранения здоровья многие учёные (В. К. Бальсевич, И. А. Аршавский, Н. М. Амосов и др.) считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Ценностное и осознанное отношение к себе и своему здоровью проявляется в оценке значимости, важности вида деятельности на уровне осознания, в реальных действиях и поступках. Такой деятельностью являются физкультурные занятия.

Полноценное развитие задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, т. к. каждое из них по- разному влияет на организм.

  1. Гигиенические факторы:

– режим занятий, отдыха и сна;

– режим питания, сбалансированная пища;

– гигиена спортзала, спортивной площадки, физкультурного инвентаря;

– гигиена одежды и обуви.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности и дисциплинированности.

  1. Естественные силы природы.

Солнце, воздух и вода усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребёнка. Организм закаляется, в результате у детей повышается приспособляемость к повышенной и пониженной температуре. При сочетании естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивается эффект закаливания. Во время занятий на воздухе у детей возникают положительные эмоции, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем.

  1. Физические упражнения иосновные виды движений.

Они оказывают положительное влияние на организм дошкольника, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки. Дошкольникам необходимо включать в физкультурные мероприятия доступные и интересные виды деятельности.

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является основной и оказывает мобилизирующее влияние на умственное и эмоциональное развитие ребёнка, его поведение и привычки (С. В. Лободина, Г. К. Зайцев, Д. Н. Давиденко). Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физической культуры, где реализуется потребность в двигательной активности.

Потребность заниматься проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие и наслаждение от этого, сопереживать в процессе общения и взаимодействия, самоутверждаться. Именно на интересе детей к физкультурной деятельности необходимо формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

  1. Массаж как средство восстановления организма.

На практике в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147» в целях оздоровления детей успешно применяются различные виды массажа:

– точечный;

– массаж лица, носа, ушей, головы;

– массаж шейных позвонков, и шеи;

– массаж живота;

– массаж ступней;

– массаж рук и пальцев, пальчиковые игры.

Выполняя игровой самомассаж, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у них сознательного стремления быть здоровым.

С целью приобщения детей к различным видам двигательной активности используются игры-путешествия. Такие игры имеют цель, сюжет и итог. Каждое движение включено в композицию, эффективно воздействуя на ребёнка, решает задачи программы. Например, при изучении темы «Поздняя осень» дети отправляются в лес на охоту. «Впереди болото (перешагивают с кочки на кочку, через кубики высотой 15–20 см, из обруча в обруч), подумав, что заблудились (взбираются на шведскую стенку и осматриваются вокруг из-под козырька другой ладони), увидев дорогу (идут змейкой мимо стоящих кеглей)».

В отличии от традиционных занятий сюжетные помогают детям выразить свои эмоции и переживания–это способствует их эмоционально-нравственному воспитанию. Например, на занятии «Если бы ноги стали руками» (дети под текст выполняют специальную гимнастику для стоп и голени), общеразвивающие упражнения («Буратино», «Игрушки», «Обезьянки», подвижные игры («Воевода», «Невод», «Подними монету»). Применяются имитации и подражания образных сравнений, что соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, познавательной активности, творчества.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к своему здоровью является игровая деятельность. Различные упражнения, объединённые одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Дошкольник с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомым, явлениям природы и общественной жизни. Например, в спортивном развлечении «Котята шалунишки» дети подражают повадкам кошки в общеразвивающих упражнениях, ловко играют с мячом, мягко передвигаются на четвереньках. Тем самым достигается основная цель: приобщение детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях и играх.

В педагогической практике с детьми можно использовать своеобразные двигательные перевёртыши, например, подвижная игра «Обезьянки». В ней дети вначале изображают послушных обезьянок, но вот обезьянки устают и становятся непослушными. Ребята самостоятельно придумывают и выполняют совершенно другие движения, причём — любые.

К традиционным видам физических упражнений относят упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре. Это акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития дошкольника, повышения уровня физической подготовленности. Используются также элементы спортивной деятельности: бадминтон, футбол, баскетбол, ходьба на лыжах, теннис, ручной мяч, хоккей, катание на коньках и роликах. В содержание занятий включается ритмическая гимнастика под музыку.

Важную роль в организации занятий играет личность педагога: он должен быть эмоционально открытым, искренним, артистичным, идеально выполнять предлагаемые упражнения, владеть навыками саморегуляции и релаксации. Педагогу необходимо вовремя замечать старание ребёнка, его личные достижения, способность преодолеть неуверенность и страх. Известно: похвала и поощрение подстёгивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Надо учитывать и настроение детей: если они пришли на занятие возбуждёнными, голос педагога должен быть спокойным и негромким, и, наоборот, если дети грустные, команды подаются громко, чётко и весёлым голосом. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии и эффективность выполняемых упражнений.

Необходимо помнить о профилактике травм опорно-двигательного аппарата. На физкультурных мероприятиях рекомендуется использовать корригирующие упражнения, движения, укрепляющие мышечную силу и связочный аппарат. Проводить беседы: «Игры на модулях», «Зимние неприятности», «Игры во дворе» и др. Знания о здоровом образе жизни следует давать в стихотворной форме, лёгкой для запоминания (например, «Раны надо мазать йодом, а бутерброды — маслом с мёдом). Профилактика травматизма достигается рациональной организацией обучения, выполнением правил поведения, разумной дозировкой упражнений, страховкой, предварительной проверкой мест занятий, прочности оборудования. Известно, что в связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не способны долго концентрировать внимание на движениях. Поэтому рекомендуется использовать упражнения с разным темпом выполнения, с разнообразными предметами.

Важную роль в приобщении дошкольников к ценностям здорового образа жизни играет семья. Формы поведения, которым подражает ребёнок, определяются влиянием взрослых. Организовывая совместные оздоровительные мероприятия с родителями (например, «Гимнастика вдвоём», практикум для родителей «Поиграем вместе», праздник «Папа, мама, я — спортивная семья»), мы повышаем грамотность родителей в области физического развития. Цель совместных физкультурных мероприятий — пропаганда здорового образа жизни в семье, гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры.

Ещё больше сближают семьи воспитанников, обеспечивая преемственность в соблюдении единства требований в воспитании здорового ребёнка.

Таким образом. использование специальных форм оздоровительной работы в ДОУ помогает формировать у дошкольников мотивацию на здоровье, и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

И как писал великий педагог В. А. Сухомлинский: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого».