Формирование у дошкольников двигательной активности и интереса к здоровому образу жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 11.03.2020

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Бадера, И. В. Формирование у дошкольников двигательной активности и интереса к здоровому образу жизни / И. В. Бадера. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15707/ (дата обращения: 21.04.2021).



С самого раннего возраста нужно формировать у дошкольников привычку к соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.

При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, активность, самостоятельность, дисциплинированность), нравственных качеств (честность, взаимопомощь, справедливость, ответственное выполнение поручений, умение заниматься в коллективе), а также для проявления волевых качеств (настойчивость в преодолении трудностей, смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка).

Известно, что дошкольник не может физически развиваться, не имея представления о себе и своих возможностях, не зная цели и смысла своего существования. Необходимо понимать себя, свои жизненные потребности, чтобы «чувствовать» и понимать других людей. Формирование у детей ответственности за своё здоровье — это педагогическая задача.

Главным фактором укрепления и сохранения здоровья многие учёные (В. К. Бальсевич, И. А. Аршавский, Н. М. Амосов и др.) считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Ценностное и осознанное отношение к себе и своему здоровью проявляется в оценке значимости, важности вида деятельности на уровне осознания, в реальных действиях и поступках. Такой деятельностью являются физкультурные занятия.

Полноценное развитие задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, т. к. каждое из них по- разному влияет на организм.

  1. Гигиенические факторы:

– режим занятий, отдыха и сна;

– режим питания, сбалансированная пища;

– гигиена спортзала, спортивной площадки, физкультурного инвентаря;

– гигиена одежды и обуви.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности и дисциплинированности.

  1. Естественные силы природы.

Солнце, воздух и вода усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребёнка. Организм закаляется, в результате у детей повышается приспособляемость к повышенной и пониженной температуре. При сочетании естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивается эффект закаливания. Во время занятий на воздухе у детей возникают положительные эмоции, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем.

  1. Физические упражнения иосновные виды движений.

Они оказывают положительное влияние на организм дошкольника, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки. Дошкольникам необходимо включать в физкультурные мероприятия доступные и интересные виды деятельности.

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является основной и оказывает мобилизирующее влияние на умственное и эмоциональное развитие ребёнка, его поведение и привычки (С. В. Лободина, Г. К. Зайцев, Д. Н. Давиденко). Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физической культуры, где реализуется потребность в двигательной активности.

Потребность заниматься проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие и наслаждение от этого, сопереживать в процессе общения и взаимодействия, самоутверждаться. Именно на интересе детей к физкультурной деятельности необходимо формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

  1. Массаж как средство восстановления организма.

На практике в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147» в целях оздоровления детей успешно применяются различные виды массажа:

– точечный;

– массаж лица, носа, ушей, головы;

– массаж шейных позвонков, и шеи;

– массаж живота;

– массаж ступней;

– массаж рук и пальцев, пальчиковые игры.

Выполняя игровой самомассаж, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у них сознательного стремления быть здоровым.

С целью приобщения детей к различным видам двигательной активности используются игры-путешествия. Такие игры имеют цель, сюжет и итог. Каждое движение включено в композицию, эффективно воздействуя на ребёнка, решает задачи программы. Например, при изучении темы «Поздняя осень» дети отправляются в лес на охоту. «Впереди болото (перешагивают с кочки на кочку, через кубики высотой 15–20 см, из обруча в обруч), подумав, что заблудились (взбираются на шведскую стенку и осматриваются вокруг из-под козырька другой ладони), увидев дорогу (идут змейкой мимо стоящих кеглей)».

В отличии от традиционных занятий сюжетные помогают детям выразить свои эмоции и переживания–это способствует их эмоционально-нравственному воспитанию. Например, на занятии «Если бы ноги стали руками» (дети под текст выполняют специальную гимнастику для стоп и голени), общеразвивающие упражнения («Буратино», «Игрушки», «Обезьянки», подвижные игры («Воевода», «Невод», «Подними монету»). Применяются имитации и подражания образных сравнений, что соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, познавательной активности, творчества.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к своему здоровью является игровая деятельность. Различные упражнения, объединённые одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Дошкольник с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомым, явлениям природы и общественной жизни. Например, в спортивном развлечении «Котята шалунишки» дети подражают повадкам кошки в общеразвивающих упражнениях, ловко играют с мячом, мягко передвигаются на четвереньках. Тем самым достигается основная цель: приобщение детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях и играх.

В педагогической практике с детьми можно использовать своеобразные двигательные перевёртыши, например, подвижная игра «Обезьянки». В ней дети вначале изображают послушных обезьянок, но вот обезьянки устают и становятся непослушными. Ребята самостоятельно придумывают и выполняют совершенно другие движения, причём — любые.

К традиционным видам физических упражнений относят упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре. Это акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития дошкольника, повышения уровня физической подготовленности. Используются также элементы спортивной деятельности: бадминтон, футбол, баскетбол, ходьба на лыжах, теннис, ручной мяч, хоккей, катание на коньках и роликах. В содержание занятий включается ритмическая гимнастика под музыку.

Важную роль в организации занятий играет личность педагога: он должен быть эмоционально открытым, искренним, артистичным, идеально выполнять предлагаемые упражнения, владеть навыками саморегуляции и релаксации. Педагогу необходимо вовремя замечать старание ребёнка, его личные достижения, способность преодолеть неуверенность и страх. Известно: похвала и поощрение подстёгивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Надо учитывать и настроение детей: если они пришли на занятие возбуждёнными, голос педагога должен быть спокойным и негромким, и, наоборот, если дети грустные, команды подаются громко, чётко и весёлым голосом. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии и эффективность выполняемых упражнений.

Необходимо помнить о профилактике травм опорно-двигательного аппарата. На физкультурных мероприятиях рекомендуется использовать корригирующие упражнения, движения, укрепляющие мышечную силу и связочный аппарат. Проводить беседы: «Игры на модулях», «Зимние неприятности», «Игры во дворе» и др. Знания о здоровом образе жизни следует давать в стихотворной форме, лёгкой для запоминания (например, «Раны надо мазать йодом, а бутерброды — маслом с мёдом). Профилактика травматизма достигается рациональной организацией обучения, выполнением правил поведения, разумной дозировкой упражнений, страховкой, предварительной проверкой мест занятий, прочности оборудования. Известно, что в связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не способны долго концентрировать внимание на движениях. Поэтому рекомендуется использовать упражнения с разным темпом выполнения, с разнообразными предметами.

Важную роль в приобщении дошкольников к ценностям здорового образа жизни играет семья. Формы поведения, которым подражает ребёнок, определяются влиянием взрослых. Организовывая совместные оздоровительные мероприятия с родителями (например, «Гимнастика вдвоём», практикум для родителей «Поиграем вместе», праздник «Папа, мама, я — спортивная семья»), мы повышаем грамотность родителей в области физического развития. Цель совместных физкультурных мероприятий — пропаганда здорового образа жизни в семье, гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры.

Ещё больше сближают семьи воспитанников, обеспечивая преемственность в соблюдении единства требований в воспитании здорового ребёнка.

Таким образом. использование специальных форм оздоровительной работы в ДОУ помогает формировать у дошкольников мотивацию на здоровье, и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

И как писал великий педагог В. А. Сухомлинский: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого».

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, здоровый образ жизни, ребенок, занятие, физическая культура, двигательная активность, Игра, приобщение детей, соблюдение режима дня, физическое воспитание.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни?

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к регулярным занятиям. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования средств физического...

ребенок, двигательная активность, детский организм...

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

Физическая культура — образовательная область в программе дошкольного образования

Приобщение к здоровому образу жизни родителей является составной частью системы

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид...

Создание двигательного физкультурно-оздоровительного...

Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую мы ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о...

Физическое воспитание школьника в семье | Статья в сборнике...

Физическое воспитание детей школьного возраста в семье включает в себя следующие мероприятия: строгое соблюдение гигиенического режима дня, систематическое закаливание и ежедневные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, подвижные игры...

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни?

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к регулярным занятиям. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования средств физического...

ребенок, двигательная активность, детский организм...

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

Физическая культура — образовательная область в программе дошкольного образования

Приобщение к здоровому образу жизни родителей является составной частью системы

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид...

Создание двигательного физкультурно-оздоровительного...

Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую мы ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о...

Физическое воспитание школьника в семье | Статья в сборнике...

Физическое воспитание детей школьного возраста в семье включает в себя следующие мероприятия: строгое соблюдение гигиенического режима дня, систематическое закаливание и ежедневные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, подвижные игры...