Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грачёва, Р. Р. Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства / Р. Р. Грачёва. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15705/ (дата обращения: 19.09.2020).



Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического воспитания детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства в условиях современности. Раскрываются понятия «воспитание» и «эстетическое воспитание», а также «средства хореографического искусства», способствующие формированию эстетической воспитанности, активного творческого мышления, возвышенных чувств в рамках нынешних реалий общественной действительности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, хореографическое искусство, воспитание, молодое поколение.

Keywords: aesthetic education, choreographic art, education, young generation.

Современные трансформации, происходящие в нашем обществе, характеризуются различными переменами во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования. Данное обстоятельство в силу реализации целей Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Национального проекта «Образование» актуализирует проблему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций [1]. В этой связи нынешняя педагогическая практика выдвигает в качестве приоритетной задачу развития эстетического и духовно-нравственного потенциала творчески активной личности. Красота помогает развить энтузиазм к труду, выработать культурные потребности и установки, способствует включению в систему общественных отношений и комфортному общению между людьми. На этой основе ориентация на данную задачу предоставляет колоссальные возможности для дальнейшего всестороннего личностного развития молодого поколения, и возведения его к моральным и духовно-нравственным идеалам.

Прежде всего, следует обратиться к понятиям «воспитание» и «эстетическое воспитание» как ключевым компонентам современной образовательной системы. Само по себе воспитание служит ключевым направлением деятельности нынешней системы образования, связанное с привитием уважительного и толерантного отношения к культуре, знаний о мире, представлениях о человеческих радостях и страданиях.

Под эстетическим воспитанием, согласно трактовке Л. А. Шестаковой, понимается «целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее» [2].

О.А. Красильникова под эстетическим воспитанием подразумевает систему мероприятий, которые направлены на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [4, с. 47].

Итак, под эстетическим воспитанием мы будем понимать ключевой компонент культуры личности, который благоприятствует полноценному восприятию прекрасного в искусстве и жизни, обеспечивает познание и следование прекрасному под влиянием искусства и различных эстетических явлений. Эстетическое воспитание является залогом не только гармонично развитой личности, но и эффективного развития всей образовательной системы.

Большую роль в эстетическом воспитании детей играет хореографическое искусство. Уроки хореографии, которые являются элементом духовной жизни, сегодня набирают большую актуальность, поскольку они обладают всеми необходимыми возможностями для полноценного эстетического совершенствования детей. Выделение хореографического искусства среди множества форм эстетического воспитания объясняется сочетанием в себе различных средств хореографического искусства, к которым относятся пластические движения, ритмика, театральное и изобразительное искусство, общеразвивающие упражнения. Названные средства хореографии развивают умение выполнять движения в различных сочетаниях друг с другом, формируют специальные физические качества, умение согласовывать собственные движения с музыкальным сопровождением, ритмично исполнять движения, передавать художественные образы в танце, развивают музыкальность и артистизм, воспитывают характер.

Помимо физического развития, уроки хореографии с использованием вышеназванных средств хореографического творчества раскрывают красоту прекрасного, необычайного окружающего мира, развивают духовные основы нынешнего образа жизни, художественные восприятия. «Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты» [6, с.2]. Иными словами, они способствуют глубокому пониманию и творению прекрасного, положительным эмоциям, гармоничному личностному развитию ребенка, благоприятной социализации. Таким образом, под эстетическим воспитанием средствами хореографического искусства мы будем понимать специфическое для хореографии развитие эстетического восприятия в процессе выполнения движений и исполнения репертуара, направленное на развитие у детей стремления к красоте, эстетике, желание и способность увидеть прекрасное в искусстве и обыденной жизни. На этой основе, следует говорить об эстетическом воспитании детей средствами хореографического искусства как особо значимой трансформации современного образования, интегративно влияющем на индивида.

Каждый возрастной период в эстетическом воспитании обладает характерными особенностями, и вносит свой вклад в формирование нравственного личностного сознания. Дошкольный возраст является благоприятным для развития эстетических представлений в силу психофизиологического развития данного возраста. Данный возрастной период характеризуется первоначальным становлением личности ребенка [4, c.57]. В дошкольном возрасте ребенок имеет способность реагировать на красивое в его окружении и искусстве, у него развивается воображение и фантазия. Поэтому в этом возрасте необходимо использовать различные средства эстетического воспитания, в особенности, творческую деятельность и искусство, поскольку именно на этом этапе происходит развитие творческих способностей детей, умения выражать собственные чувства, впечатления, а также проявление активного интереса к различным видам художественной деятельности.

Помимо этого, в этом возрасте можно наблюдать стремление к творческой деятельности, овладение базовыми навыками в хореографии. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью ознакомления с прекрасным, различными видами и средствами искусства, привития основ нравственной культуры и этикета, манеры поведения в обществе. Следует отметить, что в процессе обучения хореографии детей данной возрастной группы необходимо использовать игровую форму. Она должна быть органической составляющей занятия. Итак, в дошкольном возрасте эстетическое воспитание средствами хореографического искусства характеризуется включением детей в творческую деятельность, в процессе которой происходит развитие у детей стремления к красоте, проявление творческой активности.

Школьный возраст выступает переломным моментом в жизни ребенка, но, в то же время, наиболее оптимальным возрастом для эстетического воспитания. Именно в данный возрастной период закладывается фундамент нравственного и эстетического сознания, формируется система устойчивых побуждений детей, общественная личностная направленность. В данном возрасте уже используются усложненные комбинации движений, осуществляются более объемные постановочные работы. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами хореографического искусства способствует формированию эстетических идеалов, художественного эталона, эстетического отношения к творчеству и жизни.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что залогом успешного развития современной образовательной системы выступает эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения. Особое место в эстетическом воспитании занимает хореографическое искусство. Занятия хореографией способствуют не только сохранения и укрепления общего физического состояния, но и развивают моральные качества личности, приобщают детей к прекрасному, служат фундаментом для дальнейшего построения духовно-нравственных и эстетических ценностей.

Литература:

  1. Мугаджирова А. М., Исаева М. М. О критериях художественно-эстетического воспитания школьников // Известия ДГПУ. — Т.1. — № 2. — С. 70–75.
  2. Руковицын М. М. Эстетическое воспитание детей. М.: Знание. — 2002. — 432 с.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  4. Шевцова М. М. Некоторые аспекты воспитания детей дошкольного возраста // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). — 2019. — С. 47–52.
  5. Штольц Х., Рудольф Р. «Как воспитать нравственное поведение у дошкольника?» М.: Мозаика-Синтез. — 2003. — 195 с.
  6. Янковская О. В., Ламанская Н. Б. К вопросу о возможностях детского любительского хореографического творчества в эстетическом воспитании дошкольников // Вестник Марийского государственного университета. — 2017. — Т.11. — № 4 (28). — С. 1–7.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, хореографическое искусство, дошкольный возраст, эстетическое воспитание детей, возрастной период, молодое поколение, средство, творческая деятельность, Российская Федерация, современная образовательная система.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления...

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике...

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас...

Эстетическое воспитание подростка средствами...

Эстетическое воспитание посредством художественного творчества способствует развитию личности подростка, как ни какой другой вид деятельности, так как благодаря ему происходит утончение человеческой души. Проявляется способность к сопереживанию, состраданию...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания». В. А. Сухомлинский. В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста...

Эстетическое воспитание школьников | Статья в журнале...

эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей...

Прогрессивные идеи по эстетическому воспитанию детей были внедрены в теорию и практику российской

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства.

2. Зимняя И.А. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г». сказано, что стратегической целью...

Похожие статьи

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления...

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике...

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас...

Эстетическое воспитание подростка средствами...

Эстетическое воспитание посредством художественного творчества способствует развитию личности подростка, как ни какой другой вид деятельности, так как благодаря ему происходит утончение человеческой души. Проявляется способность к сопереживанию, состраданию...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания». В. А. Сухомлинский. В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста...

Эстетическое воспитание школьников | Статья в журнале...

эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей...

Прогрессивные идеи по эстетическому воспитанию детей были внедрены в теорию и практику российской

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства.

2. Зимняя И.А. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г». сказано, что стратегической целью...