Инновационная развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» в интеллектуально-творческом развитии младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Василенко, Н. М. Инновационная развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» в интеллектуально-творческом развитии младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО / Н. М. Василенко, Е. А. Стативко, Н. Н. Брусенская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 10-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15678/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме интеллектуально-творческого развития младших дошкольников, посредством использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича, в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова: ребенок, игровая технология, В. В. Воскобович, развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Специалистами доказано, что дошкольники с высоким уровнем интеллекта лучше подготовлены к школе: быстрее запоминают материал, уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка — дошкольника, развития интеллектуальных, личностных и физических качеств детей, формирования предпосылок для учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольников.

Однако в настоящее время существует значительная проблема, связанная с организацией игровой деятельности детей. Современные игры обладают большим разнообразием, но не всегда соответствуют ФГОС ДО и не несут в себе психолого-педагогическую пользу.

Введение ФГОС ДО дало толчок к интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования. Применение педагогами инновационных игровых технологий методов и форм работы, является одной из уникальных форм обучения, так как в них регенерированы элементы познавательного, игрового, поискового и воспитательного взаимодействия в процессе интеллектуально-творческого развития дошкольников.

Одним из средств интеллектуально-творческого развития ребенка является игровая технология В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», и его уникальная развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».

Цель технологии — развитие познавательно-творческих способностей детей в игровой форме, на основе интереса — познания — творчества. «Фиолетовый лес» методическая, развивающая среда позволяющая перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, на основе сказочного сюжета, максимально комфортна, разнообразна в использовании с детьми, доставляет радость. Это является важным не только для интеллектуально-творческого развития детей, но и для сохранения и поддержания здоровья воспитанников.

Важно, что среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования в среде ФГОС ДО.

Во-первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и детей разного возраста) двигательной активности детей, а также дает возможность проектирования и уединения собственного пространства.

Во-вторых, данная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в ДОО.

В-третьих, «Фиолетовый лес» среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная [2, c. 6].

Способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1, c. 5].

Инклюзивные тенденции в Российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, а также и детей с ограниченными возможностями здоровья [2, c. 11]. «Фиолетовый лес» полностью удовлетворяет данной задаче. В группе создали «Центр развивающих игр В.В. Воскобовича». Изготовили на подгруппу конструкторы «Чудо-крестики», «Чудо-соты», двухцветный квадрат. К этим играм имеются альбомы фигурок для конструирования. Для малышей приобрели и другие конструкторы: «Черепашки Ларчик», «Фонарики Ларчик», «Волшебная восьмерка Ларчик», которые могут быть использованы совместно с «Фиолетовым лесом», «Коврографом Ларчик» и «Мини Ларчик». Игры постоянно находятся в открытом доступе для всех детей, в том числе детей с ОВЗ.

Изначально среда «Фиолетовый лес» была создана для детей дошкольного возраста, но оказалось, что она может быть использована начальной школой, а также логопедами, дефектологами.

Согласно ФГОС ДО среда «Фиолетовый лес» обеспечивает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, конструировании, двигательной.

В своей работе используем методику «Сказки фиолетового леса». Образовательное содержание методики «Сказки Фиолетового леса» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные, поэтому если работа не ведется планомерно с младшего возраста, приходится возвращаться, немного назад и осваивать предшествующее содержание [3, c.4]. Это позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Познавательному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Ребенок может творить по своим задумкам, не подчиняясь образцу. В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. атмосфера сотрудничества, Такой доброжелательный настрой повышает эффективность интеллектуально-творческого развития дошкольников.

Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и методических сказок. В нем есть Озеро Айс, Чудо-острова, страна Муравия и многое другое. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Поддерживает свой познавательный интерес в обучающих играх: «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Откуда выпал листик». и др. Игровые действия в играх — это конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю. Содержание игр вызывает у дошкольников интерес к познавательно — исследовательской деятельности. Обсуждая проблемную ситуацию («Что было бы, если не было леса»), у детей развивается самостоятельность мышления, способность рассуждать, аргументированная и доказательная речь.

Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развиваем у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Совершенствуем знание основных цветов, учим группировать по цвету. Например, игра «Подари гномам листочки». Для этой игры изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи. В игре «В гостях у гусеницы Фифы» учим выстраивать трехэтажные башенки по принципу «от большого к маленькому», или наоборот.

Конструируя, малыши учатся строить дома, башни, дороги для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича. Например: в игре «Как Магнолик собрал куклу-неваляшку» путем наложения частей на схему развиваем умение составлять силуэт неваляшки, подбирая нужную фигуру.

Логическое мышление развиваем увлекательной игрой — двухцветным квадратом. Сгибая квадрат пополам по горизонтали, по вертикали у малышей получаются разные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник. В итоге получаем образное название фигур: «как горка», «как шоколадка», «как семафор» и др.

Интересны и познавательны для малышей игры-путешествия: Например: «В гости в сказочный Фиолетовый лес». В игровой и творческой деятельности поощряем у детей проявление самостоятельности, стремление к самоорганизации.

Следует отметить, что игровое общение воспитанников важно для развития коммуникативной деятельности, навыков общения с другими детьми, взрослыми. Используем такие игры как: «Мишка», «Солнышко и дождик» и др. С помощью игр у малышей снимаем эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, обучаем совместной игре, развивая при этом социальный и эмоциональный интеллект.

Доказано, что на развитие интеллекта дошкольников влияет развитие мелкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше интеллект у ребенка. В двигательной деятельности перемещая, ковролиновые фигурки у малышей развивается мелкая моторика рук.

В своей работе используем разнообразные эффективные методы и приемы, позволяющие достичь максимальных результатов с точки зрения реализации образовательных областей ФГОС ДО. Наглядные методы включают в себя: показ образца, схемы (контурное изображение), знакомство с персонажами сказочного леса. Демонстрация этапов выполнения сопровождаются словесными приемами: объяснение педагога, рассказ, беседа, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата. Проговариваем этап выполнения задания, даем словесные инструкции, затем переходим к практическим методам выполнения задания: манипуляции с играми способом наложения, по образцу педагога. В самостоятельной деятельности. предоставляем возможность ребенку проявить творчество и построить самостоятельно по своему варианту.

Учитываем индивидуальные потребности ребенка, выстраиваем образовательный процесс в соответствии с принципом индивидуализации, заявленным в стандарте, как руководство к действию педагога. Такой подход, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, дает эффективный положительный результат

Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делают обучение опосредованным, придают игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализуют игровую мотивацию [3, c.5]. В итоге ребенок дошкольного возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди».

«Фиолетовый лес» активно используем в непосредственно- образовательной деятельности, решаем многие образовательные задачи пяти образовательных областей ФГОС ДО.

Например, в формировании математических представлений используем игру: «Кто быстрее» просим воспитанников определить на глаз кто быстрее прибежит к цветку, у кого длиннее дорожка, у кого короче. В конце игры дети придумают историю, как ежики поздравили Лягушку.

Знакомим малышей с окружающим миром, временами года, и другими задачами по познавательному развитию. Например, в игре «Помоги утеплить норки» в Фиолетовом лесу наступила осень, закрепляем с детьми сезонные признаки в природе осенью, как животные готовятся к зиме. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.

В речевом развитии в игре «Помоги медвежонку Мишику» у младших дошкольников формируем умение слушать и понимать инструкцию, развиваем речь, знакомим с понятиями «вдоль», «до», «через», «в». В конце игры дети придумывают и рассказывают историю, как Медвежонок Мишик возвращался домой.

В художественно-эстетическом развитии в играх «Дорисуй фигуру», «Осенний коврик», «Кто прячется в лесу», при создании образа развиваем творческое воображение, фантазию, составляем узор, чередуя предметы по цвету и размеру. Малыши находят в фигурах сходство с листиком, шариком, ежиком и др. Уточняем, что можно дорисовать, чтобы получилась мышка, листик и. т.д.

«Фиолетовый лес» можно использовать и в физическом развитии младших дошкольников, развивая при этом двигательные качества, координацию движений, формируем ориентировку в пространстве в таких играх как: «Повтори движение», Путешествие в осенний лес» и др.

Считаем, что наиболее эффективно при организации совместной деятельности создать условия для интеграции различных игр: например, театрализованных и математических, что позволяет решать вместе развивающие и образовательные задачи, а дети при этом просто продолжают играть.

Данная среда представляет интерес в развлечениях, праздниках, в свободной совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в самостоятельной деятельности детей, сочинение загадок, придумывание сказок и персонажей.

В самостоятельных играх закрепляем дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуем интеллектуально-творческое мышление, мелкую моторику. И самое главное у дошкольников появляется возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность.

Необходимым в своей работе считаем взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников) при использовании развивающих игр В.В, Воскобовича дома. Поскольку, это интересно и увлекательно не только детям, но и взрослым! Многие родители даже не имеют никакого представления о данной технологии, поэтому проводим с родителями индивидуальные беседы по ознакомлению и применению игр, мастер-класс: «Путешествие по Фиолетовому лесу». Научили, каким образом дома можно самостоятельно изготовить игры В.Воскобовича. Считаем, что просто необходимо родителям помочь придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре.

Таким образом, включение в образовательный процесс игровой технологии В. В. Воскобовича способствует выполнению главной задачи ФГОС ДО — сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формированию у воспитанников предпосылок к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в школе и достижению высоких результатов в интеллектуально-творческом развитии.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Министерства образования и науки РФ. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 96с.
  2. В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотинова. «Фиолетовый лес» Развивающая предметно — пространственная среда Методическое пособие. — 2017г: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017г. — 176 с.
  3. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст. — 2012: СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012. — 208с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, Фиолетовый лес, игровая технология, взрослый, дошкольный возраст, мелкая моторика, среда, двухцветный квадрат, игровая форма.

Ключевые слова

ребёнок, игровая технология, В. В. Воскобович, развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»

Похожие статьи

Игровые технологии | Статья в сборнике международной научной...

Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста

- развивающая средафиолетовый лес, в котором сказочные персонажи.

«Игровой квадрат»- 2х и 4х цветный. В этой игре развивается не только мелкая моторика пальцев, но и...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие интеллектуально-творческих способностей...

Сказочная развивающая среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями. «Фиолетовый Лес» может существовать в двух вариантах. Первый вариант – организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников...

Примером может служить игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлены на...

Дидактические игры как средство развития пространственных...

Большой интерес детей дошкольного возраста вызывает развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе» (Рис.2). Набор

Квадрат-образец присутствует только в первом варианте [7]. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет...

Полифункциональные игровые технологии в развитии...

«Среда — источник развития ребенка» Л. С. Выготский. Для интеллектуального развития дошкольников на современном этапе необходимо применение

С помощью палочек в доступной пониманию дошкольника в форме происходит знакомство с началом геометрии.

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики...

В общем развитии детей дошкольного возраста важную роль играет процесс развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук — это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии детей.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного... подготовка руки, мелкая моторика рук, письмо, ребенок, мелкая...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

, правила игры, игровые действия, результат игры». По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы.

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Игровые технологии | Статья в сборнике международной научной...

Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста

- развивающая средафиолетовый лес, в котором сказочные персонажи.

«Игровой квадрат»- 2х и 4х цветный. В этой игре развивается не только мелкая моторика пальцев, но и...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие интеллектуально-творческих способностей...

Сказочная развивающая среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями. «Фиолетовый Лес» может существовать в двух вариантах. Первый вариант – организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников...

Примером может служить игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлены на...

Дидактические игры как средство развития пространственных...

Большой интерес детей дошкольного возраста вызывает развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе» (Рис.2). Набор

Квадрат-образец присутствует только в первом варианте [7]. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет...

Полифункциональные игровые технологии в развитии...

«Среда — источник развития ребенка» Л. С. Выготский. Для интеллектуального развития дошкольников на современном этапе необходимо применение

С помощью палочек в доступной пониманию дошкольника в форме происходит знакомство с началом геометрии.

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики...

В общем развитии детей дошкольного возраста важную роль играет процесс развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук — это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии детей.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного... подготовка руки, мелкая моторика рук, письмо, ребенок, мелкая...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

, правила игры, игровые действия, результат игры». По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы.

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.