Логопедическая лаборатория как форма организации коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми в условиях ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лисицына, О. В. Логопедическая лаборатория как форма организации коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми в условиях ДОУ / О. В. Лисицына. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15668/ (дата обращения: 17.12.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одного из существенных направлений воспитания и образования детей дошкольного возраста определяется формирование познавательных навыков и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, прежде всего, в игре и исследовательской деятельности.

Современная концепция дошкольного образования предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и устремлений. Это вызывает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Старший дошкольный возраст — это период активного проявления познавательного интереса ребенка к речи, элементарного осознания языковой действительности. В этом возрасте ребенок приобретает чувство языковой нормы подражательным и экспериментальным способом, путем сознательных проб и интуитивно, намеренных и непреднамеренных ошибок, периодических отступлений от правил, посредством проявления творчества, языковых игр, создания необычных слов и грамматических конструкций.

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Для развития, активизации у детей поисково-исследовательской деятельности в структуре языка мы применяем такую форму работы, как логопедическая лаборатория.

Логопедическая лаборатория — это особый вид образовательной деятельности, который проводится как интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с произведениями художественной литературы, а также как индивидуальная работа с детьми, направленная на проведение с детьми исследований в области русского языка и лингвистики.

Цель данной деятельности заключается в создании условий для формирования коммуникативно-речевой компетенции и познавательно-исследовательских умений в области русского языка у детей дошкольного возраста.

Задачи:

– Формировать у детей дошкольного возраста желание и потребность в получении новых знаний в области русского языка. Дать воспитанникам возможность прикоснуться к тайнам русского языка, ощутить себя исследователями.

– Показать красоту и богатство русского языка, используя художественное слово.

– Развивать речь детей с помощью анализа, синтеза и других логических операций с языковым материалом.

– Стимулировать речевую активность дошкольников.

– Познакомить дошкольников с такими лексическими понятиями, как синонимы, антонимы, многозначные, родственные слова. Актуализировать в речи детей грамматические категории, вызывающие особые затруднения (относительные и притяжательные прилагательные, сложные предлоги). Развивать образность речи детей.

– Формировать командные навыки, навыки сотрудничества, умения выслушать мнение товарища, создавать коллективную обстановку для обсуждения вопроса, принятия общего решения.

– Воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку.

В процессе решения данных задач реализуется компетентностный подход, предполагающий, что дошкольники не только осваивают определенные знания и умения, но стремятся реализовывать свой речевой потенциал. Активное использование такой формы работы с дошкольниками, как логопедическая лаборатория, способствует созданию обогащенной речевой среды в группе, развитию и проявлению социальных эмоций (удивления от процесса и результата познания, радость от совершаемых открытий, сопереживание и сочувствие, восхищение красотой русского языка), воспитание любознательности и интереса к познанию русского языка.

Особенно это актуально для детей с ОНР, у которых наблюдается:

– пониженная речевая активность;

– плохая переключаемость или, напротив, быстрое угасание возникших следов в памяти;

– сложность активного применения даже хорошо знакомых слов;

– не осуществление переноса усвоенной грамматической формы на другие слова;

– зачастую наблюдается речевая беспомощность в новых ситуациях общения или при решении вербальных задач.

Направления деятельности в рамках «Логопедической лаборатории»:

– исследование артикуляционного аппарата и звукопроизношения;

– исследование неречевых звуков;

– исследование лексико-грамматического строя речи.

На первом этапе (старшая группа) проводилась работа, направленная на исследование артикуляционного аппарата и звукопроизношения, исследование неречевых звуков, работа по обогащению словаря осуществлялась преимущественно привлечением внимания к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям по разным лексическим темам. Составлена картотека заданий для домашних исследований.

На втором этапе (подготовительная к школе группа) деятельность «Логопедической лаборатории» направлена на исследование грамматического строя речи, на обогащение словаря (многозначные слова, родственные слова, антонимы, синонимы), на языковой анализ и синтез.

Одним из важных направлений на этом этапе становится знакомство детей со словарями. «Логопедическая лаборатория» постоянно включает детей в ситуацию поиска путей решения проблем. И один из путей решения проблемной ситуации — это обращение к словарям. Важно «открыть» детям прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую задачу.

Если уже у маленького ребенка обращение к тому или иному словарю (в зависимости от проблемы) войдет в привычку, есть основание считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой вопросы и осознанно искать на них ответы. При условии систематического использования словарей разных типов можно также добиться значительного обогащения словарного запаса детей, таким образом, повысить уровень их речевого развития.

Психическому развитию детей, желанию и потребности выразить свои чувства отношения и представления способствует художественно-продуктивная деятельность, возможность отображать детские открытия в продуктах их деятельности — рисунках, аппликациях, коллажах, создании книг; реализовывать метод исследовательских проектов. В процессе реализации проектов «Наши друзья — словари!», «Есть у каждого из слов дружная семейка» детьми совместно с родителями были созданы коллажи и книги «Мой первый толковый словарик», «Снежная семейка слов», «Водная семейка слов»; кроссворды с родственными словами.

В результате системной работы в рамках «Логопедической лаборатории» у детей дошкольного возраста отмечаются:

1. Стойкая мотивация к проведению экспериментальной деятельности в области языкознания, которая в итоге позволила повысить уровень качества коррекционно-развивающей работы.

2. Дети с удовольствием и грамотно задают вопросы, которые имеют преимущественно поисковый характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в русском языке и окружающем мире, внимательно выслушивают ответы, соотносят их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений, любят экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляют яркие познавательные чувства.

3. Речь детей богата различными лексико-грамматическими конструкциями. Дети легко оперируют такими понятиями, как синонимы, антонимы, многозначные слова, родственные слова.

4. У детей начинает эффективно функционировать «чувство языка».

5. У дошкольников сформированы командные навыки, навыки сотрудничества, умение выслушать мнение товарища, создавать коллективную обстановку для обсуждения вопроса, принятия общего решения.

Это доказывает практическую значимость организованной инновационной системы работы «Логопедическая лаборатория».

Литература:

  1. Микляева Н. В. Развитие чувства языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. УЦ «Перспектива», 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, ребенок, дошкольный возраст, логопедическая лаборатория, речь детей, слово, артикуляционный аппарат, дошкольное образование, коллективная обстановка, общее решение.

Похожие статьи

Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Вариативность профессиональной подготовки учителей-логопедов как условие формирования этнопедагогической культуры

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Похожие статьи

Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Вариативность профессиональной подготовки учителей-логопедов как условие формирования этнопедагогической культуры

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО