Система работы ДОУ по формированию школьной зрелости у дошкольников в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 04.02.2020

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Романенко, Е. В. Система работы ДОУ по формированию школьной зрелости у дошкольников в современных условиях / Е. В. Романенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15636/ (дата обращения: 20.04.2024).



В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.

В литературе существует множество определений психологической готовности к школьному обучению, но мы придерживаемся определения научной школы Венгеров: — быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать писать и считать; — быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться!

Готовность к школьному обучению — это сложное образование, которое предполагает высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Важный аспект личностной готовности связан со взаимоотношениями ребенка и взрослого, так как к концу дошкольного детства ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные ситуативные отношения с ним, но и на определенные нормы и правила. Готовность к школьному обучению нельзя рассматривать однозначно, так как может быть развита интеллектуальная готовность, но отсутствует мотивационная. Ребенок может владеть навыками счета, чтения, но постоянно конфликтует с детьми, или огромное желание получать знания, но дома нет карандашей, пластилина. Исходя, из аспектов, отражающих готовность к школьному обучению, в нашем детском саду выстроена работа по формированию школьной зрелости.Это — система взаимодействия всех участников образовательного процесса — детей, родителей и педагогов, где каждый решает общую задачу своими средствами. Данная система определена исходя из компетенций ребенка, которыми он должен овладеть. Воспитатель — всестороннее развитие личности; средствами игры, трудового, нравственного воспитания. Педагог — психолог — развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и умений, через коммуникативные игры, индивидуальные и групповые занятия. Учитель — логопед-развитие речи и правильное звукопроизношение. Учитель по физической культуре — физическое развитие, развитие произвольности. Учитель музыки — общее интеллектуальное развитие ребенка, через музыкальное мышление, слушание музыки, музыкально-ритмическую деятельность, певческие навыки. Организация образовательного процесса в ДОУ строится на следующих принципах:

– обеспечение двигательной активности;

– разнообразные, игровые формы обучения;

– использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;

– формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;

– взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью. В детском саду разработан механизм, позволяющий успешно решать задачи по подготовке детей к школе.

В начале конце учебного года проводиться педагогическая диагностика

Ю. А. Афонькиной, психологическая Н. И. Гуткиной, где выявляются критические зоны развития ребенка. Информируем родителей о предстоящей диагностике детей и просим дать свое согласие на эту работу.,целью которой является выявить детей, нуждающихся в помощи.

Результаты диагностики используются в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Анализ диагностического обследования психологической готовности детей к школе показывают, что выпускники подготовительных групп имеют высокий и средний показатели готовности к школьному обучению. Важно отметить, что в последнее время появляются дети, не говорящие на русском языке. Соответственно дают низкий показатель готовности.

Встречаются дети не желающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Актуальным на сегодняшний день является направление мотивационная готовность ребенка к школе.

«Можно насильно привести коня на водопой, но пить его насильно не заставишь», поэтому мы уделяем внимание по формирование мотивации к учению, вызвать интерес и положительное отношение к школе

  1. Посещение школы детьми;

– посещение класса;

– посещение библиотеки,

  1. Сюжетно-ролевая игра «Школа»;

В игре дети распределяют роли, выполняют роль учителя, библиотекаря; важно чтобы дети испытывали положительные эмоции в игре;

  1. Чтение художественной литературы о школе;

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

  1. Рассказы воспитателей о собственном положительном опыте школьной жизни;
  2. Беседы и рассказы родителей о школе; рассказы родителей должны носит положительный характер, так как родитель является образцом и примером для подражания ребенка; разговоры о школе должны поддерживать важность и значение обучения;
  3. Рассматривания альбомов о школе; показ фотографий, дипломов, грамот, рассказ о мероприятиях, проходивших в школе;

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.

В работе с педагогами используем различные формы:

– круглый стол;(речь о выявленных сложностях и проблемах у воспитанников, деловая игра, где каждый педагог может быть в роли ребенка, родителя и педагога,)

– семинар-практикум,

– консультирование,

– тренинг по снятию эмоционального напряжения.

Результаты психологической и педагогической диагностики обсуждаются с педагогами групп и специалистами на круглом столе «Будущий первоклассник» (октябрь, январь, май).

Приглашается медицинский работник с результатами медицинского обследования детей подготовительных групп.

По результатам разрабатывается индивидуальный маршрут ребенка, имеющего трудности в развитии, где учитываются особенности его развития на данном этапе и отражаем все компетентности ребенка.

В январе мы отслеживаем и корректируем свою работу и если надо, привлекаем других специалистов.

С педагогами подготовительных групп проводится семинар- практикум «Как подготовить и провести родительское собрание в подготовительной группе», консультации «Психологические новообразования детей 6–7-ми лет». Консультации по запросу.

Особое место в общей системе подготовки детей к школе уделяем в работе с семьей. Для современного родителя важно, чтобы ребенок был успешным. Но родители максимально снимают с себя ответственность. Проведенное изучение семей наших воспитанников показывает, что во многих семьях родители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Современным родителям проще включить ребенку мультики и телефон купить, чтобы под ногами не крутился и вопросами не доставал. Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогической компетентности родителей и только при тесном сотрудничестве мы можем обеспечить формирование компетенций будущего школьника. Важно убедить родителя в уникальности собственного ребенка. Широкое применение в детском саду получили коллективные формы работы «Школы дошкольных наук»: спектр освящаемых тем исходит из запросов родителей, которые направлены на повышение компетентности родителей в вопросе формирования школьной зрелости; общие и групповые родительские собрания; деловая игра «Школа — это не страшно»; консультации; “Дни открытых дверей”, на которых родители имеют возможность познакомиться с различными формами работы по подготовке детей к школе; просмотр открытых занятий; памятки для родителей; выставки детских работ.

Каждый родитель получает буклет на тему: «Что должен знать ребенок, поступающий в школу», «Что такое психологическая готовность», «Школа — это не страшно»

Рассказываем и показываем, как можно и нужно развивать настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца. Объясняем, как формировать наблюдательность, интерес к окружающему миру, мыслительные процессы. Показываем элементы занятия, где ребенок отгадывает загадки, проводит элементарные опыты, исследует, самостоятельно рассуждает вслух, не получает готовое решение, а ищет сам. Предлагаем ставить ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет, беседовать о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Опыт нашей работы показывает, что уровень готовности к школьному обучению зависит от ряда факторов:

– состояния здоровья;

– системы работы ДОУ;

– условий в семье и отношения родителей к ребенку.

«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Это и есть наша цель и предназначение!

Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, ребенок, Школа, детский сад, родитель, подготовка детей, деловая игра, круглый стол, образовательный процесс, педагогическая диагностика.

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против? детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период...

Совместная подготовка сближает детей и родителей, повышает внимание родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период детства. Родители знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ученикам, получают рекомендации по развитию у детей необходимых для...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе группах детского

Для этого используются различные формы и методы: круглый стол, деловая игра...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача, школьная

детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание...

Современные проблемы и инновационные подходы подготовки...

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в ДОУ на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней...

Подготовка ребенка к школе — за или против?

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение

школа, ребенок, школьное обучение, развитие, психологическая готовность, учебная деятельность, упражнение, словесная игра...

Сценарий круглого стола для педагогов по теме...

Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем, готовность педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей...

Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе. ребенок, организованная образовательная деятельность, мелкая...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

Исключительную роль в подготовке детей к школе играет детский сад. Здесь должны быть созданы благоприятные условия для полноценного

Наличие готовности к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее диагностика позволяет педагогу...

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача, школьная готовность. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики... Результаты диагностических срезов, проведенных в...

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против? детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период...

Совместная подготовка сближает детей и родителей, повышает внимание родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период детства. Родители знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ученикам, получают рекомендации по развитию у детей необходимых для...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе группах детского

Для этого используются различные формы и методы: круглый стол, деловая игра...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача, школьная

детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание...

Современные проблемы и инновационные подходы подготовки...

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в ДОУ на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней...

Подготовка ребенка к школе — за или против?

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение

школа, ребенок, школьное обучение, развитие, психологическая готовность, учебная деятельность, упражнение, словесная игра...

Сценарий круглого стола для педагогов по теме...

Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем, готовность педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей...

Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе. ребенок, организованная образовательная деятельность, мелкая...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

Исключительную роль в подготовке детей к школе играет детский сад. Здесь должны быть созданы благоприятные условия для полноценного

Наличие готовности к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее диагностика позволяет педагогу...

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача, школьная готовность. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики... Результаты диагностических срезов, проведенных в...