Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Короткий В. А., Мазурова Ю. В. Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15621/ (дата обращения: 22.02.2020).



В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Ключевые слова: гончарное ремесло мелкая пластика, преподавание лепки, социальная компетентность, образовательный процесс в предметной области Технология.

Сегодняшние школьники должны обрести умение учиться — так представлена важнейшая цель современной образовательной системы.

Не простая задача поставлена перед педагогами. Это умение действительно открывает большие возможности увеличения результативности освоения предметных знаний, формирования компетенций и умений. Школьник из обучаемого становится более самостоятельным, осознает важность учебного процесса, ценностно-смысловые основы собственного труда.

Предметная область «Технология» дает простор для создания условий самореализации и гармоничного развития способностей ребенка, формирования компетентностей в образовательном процессе. Преподавание лепки изделий мелкой пластики и гончарного ремесла в нашей средней общеобразовательной школе включено в программу по согласованию с участниками образовательного процесса как раздел тематического плана по предмету «Технология» для учащихся мальчиков 5–7 классов.

Обсудим подробно, как достигается решение задачи формирования умения учиться педагогом, влюбленным в гончарное дело и керамику, на примере преподавания раздела по лепке из глины и гончарному ремеслу.

Смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между задачей учебного процесса и его мотивом, личностное самоопределение ученика при освоении предметных знаний и навыков, социальная ценность достигнутых результатов — эти базовые цели для реализации познавательной и творческой активности школьника — легко достигаются, стоит учителю сесть за гончарный станок.

Керамика — творческое дело, в нем присутствует волшебство. Из невзрачного куска глины на глазах возникает произведение рук мастера, рождается новое изделие. И в одно мгновение появляются смысл, мотив и желание творить.

Привлекательность лепки и гончарного ремесла заключена в красивых вдохновляющих работах, которые представлены в мастерской керамики, в музеях всего мира, на интернет ресурсах современных керамистов. Для обучения очень важно, что потребность ребенка в собственном результате, к примеру, в создании праздничного подарка родителям, появляется быстро.

Это с самого начала занятий очень способствует формированию актуальных познавательных мотивов. Однако, в керамике окончательный желаемый результат не появляется мгновенно. От начальной идеи до готовой поделки лежит большой путь и тщательное исполнение плана. Ученика не должны испугать трудности первых шагов.

Как сложные задачи сделать доступными для детей?

Усилить полученную мотивацию, мобилизовать энергию и силы учащихся для преодоления стоящих перед ними препятствий помогают поисковые исследовательские алгоритмы преподавания.

Направлений для творческого исследовательского поиска в керамике и гончарном ремесле превеликое множество. На начальных этапах обучения учащиеся получают конкретные задания для докладов и презентаций, с поддержкой учителя выбирают самые интересные варианты, выделяют и формулируют познавательную цель, проводят поиск и сбор нужной информации в разных источниках, осознанно оценивают информацию, структурируют полученные знания. Темы докладов и презентаций по мелкой пластике, истории керамики и гончарного дела, современному состоянию керамики в мире, материаловедению предоставляют простор для формирования обще-учебных универсальных действий.

На этапах выполнения докладов и презентаций учащиеся обретают навыки компетентности в новой предметной области. Ценностно-смысловая ориентация в материале формирует личностные универсальные учебные действия.

Керамика существует тысячелетия, имеет огромную связь с историей, это позволяет учащимся накапливать компетентность одновременно в нескольких областях знаний. Значимость керамики на протяжении веков направляет учащихся к осознанию этических общественных норм разных эпох, формирует нравственные ценности и широту взглядов, навыки оценивания событий. Объем исторического материала по керамике позволяет строить гипотезы, находить ответы и делать сравнения арт-объектов и утилитарно-бытовых керамических предметов.

Сам процесс освоения, творческое овладение знаниями в предметной области помогает осознанно понимать учебную задачу, понимать последовательность этапов создания проекта своего керамического изделия.

Освоение знаний о керамическом производстве позволяет планировать последовательность этапов, это очень важно для проектного метода обучения.

Лепка — это не скучный урок, а творческое занятие, во время которого обязательно должны присутствовать радость и желание лепить. Обстановка и настроение на уроке должны быть вдохновляющими. Учитель призван поощрять вдохновение и давать волю детской фантазии.

Но желаемый результат — красивое изделие — не получается «на раз-два». Навыки работы с материалом имеют огромное значение. Это означает необходимость непрерывного накопления опыта лепки, структурирования работы. У учащегося формируется четкая цель: образец будущего изделия, продумывается алгоритм, последовательность этапов изготовления, тренировка способов лепки, сравнения результата с эталоном для выявления отклонений.

Ученик обучается коррекции, внесению изменений и дополнений в разрабатываемое изделий. Не менее важно обучение ребенка на всех этапах исполнения осознанно и последовательно проводить рефлексию, оценивать качество выполненной работы.

Базовая часть обучения — это освоение приемов работы с глиной, изучение свойств материала, навыков организации рабочего места и постоянный контроль за соблюдением технологических правил. В процессе освоения базовых навыков и техник лепки обучающиеся постепенно подготавливаются к освоению гончарного ремесла.

Развитое чувство глины дает возможность тренировать навыки кручения на гончарном круге, осваивать центровку, определять толщину стенок, создавать простые гончарные формы.

На основе изученных приемов работы с материалом формируется способность к творческой работе — созданию композиций на основе гончарных форм.

Занятия керамикой позволяют учащимся непрерывно накапливать компетентность в приемах лепки, в материаловедении, навыках гончарного дела и формировать регулятивные универсальные учебные действия.

Простор для формирования знаково-символических универсальных учебных действий в процессе освоения лепки и гончарного дела, без преувеличения, очень широкий. Действия с образцами, выявление общих закономерностей форм, способы изменения и комбинирования, к примеру народных гончарных форм, применяются при создании творческих работ.

При выборе вариантов лепки изделий, а также гончарного изготовления форм, анализ, сравнение имеющихся в керамической мастерской образцов изделий, синтез собственных наблюдений, обеспечивают формирование универсальных учебных действий логического типа.

Материаловедение лепки из глины и гончарного дела состоит из многих этапов и предполагает взаимодействие в группе. Этот процесс нуждается в хорошо сформированных навыках сотрудничества, совместной работы, взаимному контролю выполнения работы, разделению обязанностей и взаимодействию с одноклассниками и педагогом.

Формирование навыков сотрудничества, диалога, распределение заданий, разрешение возникающих конфликтов, контроль, анализ, коррекция работы с товарищами способствуют развитию социальной компетентности и коммуникативных универсальных учебных действий.

Процесс обучения лепке изделий мелкой пластики и гончарному ремеслу проходит в рамках усвоения предметной области «Технология» и по целям, содержанию, организации учебного труда школьников соответствует возрастным нормативам развития, психологическим и возрастным требованиям.

Развитие системы универсальных учебных действий, формирование социальной компетентности происходит последовательно в рамках возрастного нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника.

Формирование основных универсальных учебных действий обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, овладевать знаниями и навыками. Преподавание лепки изделий мелкой пластики и гончарного ремесла в рамках предмета «Технология» достойно решает эту задачу.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 148 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 59 с. — (Стандарты второго поколения).
Основные термины (генерируются автоматически): гончарное ремесло, предметная область, мелкая пластика, действие, социальная компетентность, образовательный процесс, учебный процесс, преподавание лепки изделий, процесс обучения, дело.

Ключевые слова

социальная компетентность, гончарное ремесло мелкая пластика, преподавание лепки, образовательный процесс в предметной области Технология

Похожие статьи

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Масса для лепки. Идеальна для обучения лепке детей с 3 лет. Масса пластична и приятна на ощупь. Лепится легко и приятно.

Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и

- воспроизводимость процесса обучения вне зависимости от мастерства педагога

образовательный процесс, модульное обучение, учебный процесс, модульная...

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно. Если вместе с дошкольником будут заниматься его мама или папа, то

Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект.

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие...

Эффективность их использования в образовательном процессе напрямую зависит от

В научной литературе технологию обучения трактуют как процесс проектирования практики обучения, что предполагает определение целей и задач; отбор адекватного предметного...

Основные технологии построения учебного процесса...

Изменения, происходящие в российском образовании направлены не только на изменение позиции педагога в образовательно-воспитательном процессе, но и на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, изменение подходов в методике преподавания...

Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм...

Интересно заметить, что не только процесс восприятия, но и сам процесс творчества

Для осуществления эксперимента, был выбран пятый класс, в плане изготовления изделия мелкой скульптуры.

Кроме этого также показать значимость изучения лепки в процессе обучения.

Дидактические особенности развития творческих способностей...

В условиях радикальных социальных экономических и культурных перемен педагогическая

Уроки трудового обучения должны стать основополагающим фактором развития творческих и, в

Преподавание и изучение народных художественных промыслов необходимо в тесной...

учитель, школа, образовательный процесс, общество...

При внедрении креативных методов в образовательный процесс школы старшеклассники испытывали некоторые трудности в самостоятельном решении проблем, формулировании выводов, оценке своей деятельности. Для преодоления этих трудностей мы учитывали...

Вопросы практической технологии керамики и гончарного дела

Гончарное дело — древнейшее ремесло, широко распространенное по всему миру.

В Казахстане гончарное дело, как один из видов прикладного искусства, было неразрывно

Была объяснена необходимость впитывания лишней влаги в процессе работы с глиной.

Похожие статьи

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Масса для лепки. Идеальна для обучения лепке детей с 3 лет. Масса пластична и приятна на ощупь. Лепится легко и приятно.

Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и

- воспроизводимость процесса обучения вне зависимости от мастерства педагога

образовательный процесс, модульное обучение, учебный процесс, модульная...

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно. Если вместе с дошкольником будут заниматься его мама или папа, то

Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект.

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие...

Эффективность их использования в образовательном процессе напрямую зависит от

В научной литературе технологию обучения трактуют как процесс проектирования практики обучения, что предполагает определение целей и задач; отбор адекватного предметного...

Основные технологии построения учебного процесса...

Изменения, происходящие в российском образовании направлены не только на изменение позиции педагога в образовательно-воспитательном процессе, но и на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, изменение подходов в методике преподавания...

Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм...

Интересно заметить, что не только процесс восприятия, но и сам процесс творчества

Для осуществления эксперимента, был выбран пятый класс, в плане изготовления изделия мелкой скульптуры.

Кроме этого также показать значимость изучения лепки в процессе обучения.

Дидактические особенности развития творческих способностей...

В условиях радикальных социальных экономических и культурных перемен педагогическая

Уроки трудового обучения должны стать основополагающим фактором развития творческих и, в

Преподавание и изучение народных художественных промыслов необходимо в тесной...

учитель, школа, образовательный процесс, общество...

При внедрении креативных методов в образовательный процесс школы старшеклассники испытывали некоторые трудности в самостоятельном решении проблем, формулировании выводов, оценке своей деятельности. Для преодоления этих трудностей мы учитывали...

Вопросы практической технологии керамики и гончарного дела

Гончарное дело — древнейшее ремесло, широко распространенное по всему миру.

В Казахстане гончарное дело, как один из видов прикладного искусства, было неразрывно

Была объяснена необходимость впитывания лишней влаги в процессе работы с глиной.