Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эффективные способы поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в развитии песенного творчества

4. Дошкольная педагогика
20.01.2020
1378
Поделиться
Библиографическое описание
Аристова, С. В. Эффективные способы поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в развитии песенного творчества / С. В. Аристова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15597/.


Ключевые слова: песенное творчество, детская инициатива, самостоятельная музыкальная деятельность, дошкольное образование.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» [2].

Стандарт Дошкольного Образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе в музыкальной деятельности.

В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни.

Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, наиболее способствуют проявлению самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников. Уже в младшем возрасте дети могут самостоятельно импровизировать несложные мелодии, например, напевая колыбельную для куклы, или импровизировать знакомые природные, бытовые звуки, а также звуки музыкальных инструментов, животных и птиц.

У детей старшего дошкольного возраста уже имеется достаточный запас музыкальных впечатлений и поэтому они уже готовы импровизировать мелодию на заданный педагогом текст. Это может быть ответно — вопросная форма, например, я пою: «Что-то Машеньки не слышно?», а ребенок отвечает: «Погулять наверно вышла», или «Ау, ты где?», «Я здесь!» [1]. Такие задания не только активизируют слух, но и развивают творческую инициативу.

Стимулируя самостоятельность и инициативность в песенном творчестве, я обращаю внимание на то, чтобы дети придумывали свои, неповторяющиеся варианты творческих заданий. Например, в музыкально-дидактической игре «Музыкальные соседи» дети на заданный текст сочиняют песенку, передавая характер сказочного героя. Например, «Я Незнайка-шалунишка, знаменитый коротышка», «Я девочка Мальвина, дружу я с Буратино!», «Я Карабас Барабас, я поеду на Кавказ!»

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Поэтому на занятиях НОД я применяю технологию «ТРИЗ» Г. С. Альтшуллера. Использую музыкальные загадки для развития не только музыкальных способностей и певческих навыков, но и логического мышления, творческого воображения и фантазии. Например:

– на каком музыкальном инструменте можно исполнить звуки капели в песне «Солнечная капель» С. Соснина?

– из нескольких картинок выберите ту, про которую я спою без слов (на слог «ля»). Отгадайте песенку и ее название;

– сочините сказочку с помощью пособия «Сказочный домик», украсив действия и диалоги сказочных героев сочинением собственных песенных миниатюр, звукоподражаний.

Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, я создаю проблемно-игровые ситуации. Например, я говорю: «Ребята, к нам в гости пришел медвежонок Тедди. Посмотрите, какой он грустный. У него сегодня плохое настроение. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы медвежонку стало весело? Послушать музыку? Спеть песенку?». Хочу отметить, что дети проявляют большую инициативу, в выборе песенного репертуара, чтобы исполнить его и развеселить медвежонка.

Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» я не только продумываю пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.

Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в развитии песенного творчества у дошкольников необходимым условием является организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах с учетом ФГОС. Поэтому в центрах музыкального развития я разместила различные схемы, пиктограммы, модели для согрева голосового аппарата, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях. А также разработала комплект музыкально-дидактических игр, которые способствуют развитию вокально-певческих навыков и развитию песенного творчества у дошкольников. Например, одна из них «Угадай и спой песню». Для этой игры понадобится музыкальный круг с иллюстрациями к детским песням, аудионоситель, диски с записями знакомых детям песен, (на одном компакт-диске должна быть записана одна песня). Ход игры. Ребенок — ведущий на слог «ля» исполняет фрагмент детской песни, первый кто угадает песню, с помощью стрелки, обозначает ее на музыкальном круге. Затем ребенок-ведущий по порядковому номеру находит компакт-диск и воспроизводит его. Далее все участники игры дружно исполняют угаданную песню.

Проявить инициативу и самостоятельность в развитии песенного творчества дети могут в сюжетно — ролевых играх. Одна из любимых игр детей — «Музыкальное занятие». Как правило, дети очень часто проявляют инициативу брать на себя роль музыкального руководителя, используя в игре звуковой альбомчик «С песенкой по лесенке» и «неозвученное пианино».

Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает инсценирование песен. На музыкальных занятиях мы с детьми обыгрываем каждую песню. Например: Д. Тухманова «Аэробика для Бобика», «Врач по имени Пчела»; «Манная каша», «Про меня и муравья» Л.Абелян, «Кот Мореход» Ж.Металлиди, «Булочка с творогом» А. Петряшевой.

Праздники, концерты и развлечения переводят яркие впечатления детей в повседневную жизнь, у детей возникает желание повторить эти номера в самостоятельной музыкальной деятельности. Например, очень нравится детям играть в концерт, который мы назвали «Уральские звездочки». Здесь большую инициативу дети проявляют не только при составлении программы концерта, но и в исполнении вокальных сольных номеров. Почувствовать себя артистами помогают элементы костюмов, микрофон, детские музыкальные инструменты.

Итак, формируя у детей интерес и любовь к песенному творчеству, в условиях реализации ФГОС, а именно о необходимости «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» даёт возможность не только эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, но и сформировать на этапе дошкольного детства личность, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей её.

Литература:

  1. Орлова Т.М, Бекина С. И. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». № 1155 от 17.10.2013г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
песенное творчество
детская инициатива
самостоятельная музыкальная деятельность
дошкольное образование

Молодой учёный