Основные направления формирования методической компетентности у будущих учителей иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Бурхан, Умур Атикол. Основные направления формирования методической компетентности у будущих учителей иностранного языка / Умур Атикол Бурхан, Пилтен Пусат. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15595/ (дата обращения: 19.12.2024).



This article defines the importance of the formation of professional competence of future teachers of a foreign language. The essence of the concept of professional competence and methodical competence is revealed. The main directions of formation of methodical competence of future teachers of a foreign language are defined.

Ключевые слова: высшая образование, подготовка будущих учителей, компетентностный подход.

Обучение будет эффективнее, если оно удовлетворяет современным требованиям, поэтому в настоящее время во всем мире образование должно выдерживать требования современной экономики и общества. В этой связи предполагается совершенствование необходимых способностей и компетенций студентов в связи с получением знаний, их применением и структурированием. В современном мире актуализируется экономия знаний, обеспечивающая интеграцию науки, производства, образования и непрерывность освоения и практического применения этих знаний. Данные новые временные тенденции в развитии цивилизации способствуют усилению требований к образованию.

«...Образование — это улица с двусторонним движением-преподаватели и студенты несут ответственность друг перед другом, которая дифференцируется по типу программы — в безопасной среде, обеспечиваемой организацией, на всех уровнях: институт, факультет, кафедра, программа и уровень курса» [7].

Одной из приоритетных направлении и целей Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы являются «развитие кадрового потенциала системы образования и науки; модернизация содержания образования всех уровней;... модернизация научно-исследовательской деятельности» и «... повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей» [6].

Также предусматриваются меры по расширению социального пакета педагога в рамках реализации законов Республики Казахстан «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя». В дальнейшем будут обновлены программы подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом.

По данным Marin-Garcia, компетенции, способности и навыки можно рассматривать как три категории сложности в контекстуализированном ноу-хау. Компетентность формируется совокупностью способностей, а те, в свою очередь, формируются несколькими навыками, все из которых являются предпосылками для все более сложной профессиональной деятельности. Компетентность может быть описана как сложное ноу-хау относительно того, как действовать посредством эффективной мобилизации и сочетания различных внутренних и внешних ресурсов в рамках набора ситуаций. Эдвардс-Шахтер и др. [3] добавить перспективу обучения в компетентностный подход. Они подчеркивают, что все компетенции могут быть изучены и преподаны как часть процесса личностного развития, встроенного в образовательную среду. Это усиливает необходимость повышение качества вузовской подготовки будущих учителей на основе компетентностного подхода.

Л. М. Митина рассматривает компетентность как основные педагогические способности (компетенции) учителя, необходимые на уроке:

– способность учащихся контролировать уровень знаний;

– способность к устному и письменному показу материала учащимся;

– способность организовать работу на уроке;

– способность вести диалог с учащимися;

– способность применять различные методы обучения;

– способность общаться с учащимися с позитивными эмоциями и чувствами;

– способность поддерживать предмет на уроке.

Все вышеперечисленные способности (компетентность) объединяются автором в две основные группы:

– методическая и предметная компетентность;

– коммуникативная компетентность, позволяющая сформировать на уроке творческую (креативную) ситуацию [5].

Профессиональная компетентность авторов в различных исследованиях [2]:

– набор профессиональных качеств;

– сложная единичная система внутреннего психического состояния и свойств специалиста, способность быть готовыми к осуществлению профессиональной деятельности и действовать, необходимые для этого действия;

– профессиональное самообразование;

– знать дело;

– способность реализовывать профессионально-должностные требования на определенном уровне;

– способность актуализировать деятельность;

– определяет единую теоретическую и практическую подготовку педагога к осуществлению деятельности.

В. В. Кузьмина под профессионально-педагогической компетенцией понимает совокупность умений педагога с особым структурированием научных и практических знаний с целью лучшего решения педагогических задач. В своих трудах автор распределяет следующие компоненты педагогической компетентности:

– предмет, преподаваемый преподавателем, его специфическая и профессиональная компетентность в области дисциплины, ее компетенции по способам привлечения к нему педагога и учащихся. По мнению автора, здесь необходимо включать сам предмет, а также методику его преподавания, психологию преподавания предмета и знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

– социально-психологическая компетентность в процессе общения. Эта компетентность представляет собой ориентацию индивида в социальных ситуациях, определение индивидуальных особенностей других лиц, выбор адекватных способов общения с ними.

– методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся. Другими словами-компетентность в выборе средств, методов и форм педагогического воздействия.

– дифференциально-психологическая компетентность учащихся в области мотивации, способностей, направленности. Другими словами, педагог понимает не только психологические особенности учащихся, но и особенности усвоения ими учебного материала.

– аутопсихологические компетенции в области своей деятельности и преимуществ и недостатков личности. Этот уровень компетентности зависит от уровня развития социального интеллекта педагога и предполагает не только знание сильных и слабых сторон своей личности, но и знание способов профессионального самосовершенствования [4].

На наш взгляд, методическая компетентность будущего учителя является одним из важнейших составляющих его профессиональной компетентности.

В. А. Адольф выделяет познавательный, индивидуальный и деятельностный компоненты, анализируя структуру методической компетентности. По мнению автора, базис познавательной компетентности составляет систему знаний; личность-отношение учителя к имеющимся знаниям, их оценке; деятельность-организация и проведение обучения. В. А. Адольф отметил, что методическая компетентность «... в определенной степени объединяет все системы специальных-научных, педагогических, психологических знаний и умений» [1].

Изучая теоретические основы методической компетентности, В. И. Земцова определяет ее как свойство личности, что свидетельствует о наличии не только глубоких и прочных знаний и умений в области учебной дисциплины и методики ее обучения в единстве, но и опыта решения методических задач на практике.

Основу формирования методической компетентности будущих учителей иностранного языка составляют:

– глубокие знания в области преподавания, понимание принципов, концептуальных идей, основанных на каких — либо технологиях обучения;

– свободное владение широким спектром индивидуальных методов, способы проектирования, организация и управление процессом обучения в школе;

– наличие логики построения системы методов обучения, организации деятельности учащихся в рамках педагогической технологии, соотношения учащихся с конкретными личностными характеристиками, обеспечивающими правильный выбор технологии.

Анализируя вышесказанные можно выделить его основные направлении формирования методической компетентности будущего учителя иностранного языка:

  1. Использование роли дисциплин педагогического цикла образовательной программы (психология, педагогика, методика преподавание иностранного языка и т. д.);
  2. Внедрение элективных курсов с целю дополнение и совершенствование методической подготовки будущих учиетелей (например: Цифровые технологии в образовании, Основы акмеологии, индивидуальных и социальных достижений, Критическое мышление и т. д.);
  3. Организация часов педагогического мастерства, организация тренингов и семинаров с участием работодателей, обучение студентов подготовке педагогических научных проектов и т. д.

Литература:

  1. Адольф В. А. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / В. А. Адольф, А. В. Фоминых. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2017. — 280 с.
  2. Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. — М.: Национальное образование, 2015. — 416 c.
  3. Edwards-Schacter M., García-Granero A., Sánchez-BarriBarrioluengo, M., Quesada-Pineda, H. and Amara, N., “Disentangling competences: interrelationships on creativity, innovation and entrepreneurship”, Thinking Skills and Creativity, 2015. Vol. 16, pp. 27–39.
  4. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования / Н. В. Кузьмина. — Санкт-Петербург: Центр стратегических исследований, 2012. — 382 с.
  5. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М.; СПб: Нестор-История, 2014. -376 с.
  6. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988, Астана, 2019. -133 с.
  7. Continuous development of teaching. Competences Thematic Peer Group Report. European University Association 2019. -12 p.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая компетентность, способность, знание, иностранный язык, будущий учитель, Казахстан, компетентность, компетенция, мнение автора, профессиональная компетентность.

Ключевые слова

компетентностный подход, высшая образование, подготовка будущих учителей

Похожие статьи

Особенности подготовки будущих учителей

In the development and improvement of advanced higher education, the study of domestic and foreign experience of education is of great importance. The article reveals the importance of professional training of future teachers. The features of profess...

Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках немецкого языка

This article reveals the theoretical foundations of reflexive skills (self-assessment, introspection) in the process of teaching schoolchildren, and highlights recommendations for the formation of reflexive skills of students in German lessons in sec...

Training sign language interpreters

This article reveals the evolution of the main approaches in teaching interpreting. The authors consider the issue of establishing the principles for the training of the Russian and American sign languages interpreters, as well as formulate the depen...

Some features of reading and speaking skills development of students in technical university at the process of teaching foreign languages

The article covers some ways of solution to develop skills of reading and speaking in connection with training students to read technical literature in foreign languages. The stages of working on reading in teaching foreign languages are considered.

Integrated foreign language lessons in higher educational institutions

This article focuses on the main features of teaching a foreign language to students of the specialty «preschool pedagogy» using an integrated approach, its distinctive characteristics and the importance of its application in teaching a foreign langu...

The connection between the development of fine motor skills and learning English in preschool age

This article examines the relationship between the development of fine motor skills and learning English in preschoolers, and also provides examples of effective techniques that facilitate this process.

The role of pedagogical tasks in the formation of educational and organizational activities of future teachers

The article considers the role of pedagogical tasks in the formation of educational and organizational activities of future teachers. Examples of presentation of situational tasks in the study of pedagogical disciplines are given.

Преподавание иностранного языка в рамках культурологического подхода

В статье рассмотрен культурологический подход в преподавании иностранного языка. Данный подход в преподавании иностранного языка создает условия, при которых идет не только погружение обучающегося в культурное пространство страны изучаемого языка, н...

Психологические проблемы низкого приоритета участия студентов в информационных интерактивных формах организации учебного процесса

The article discusses the possibility of using electronic resources in educational process. Established problem of low intrinsic motivation, no desire, first-year students to work with the re-sources of an interactive information environment of high ...

Correlation between language worldview and mentality in modern linguistics

The article is devoted to the correlation between concepts of mentality and language worldview in modern linguistics. Further in the article we put definitions of language worldview and give our own definition of the term. The part of the article ded...

Похожие статьи

Особенности подготовки будущих учителей

In the development and improvement of advanced higher education, the study of domestic and foreign experience of education is of great importance. The article reveals the importance of professional training of future teachers. The features of profess...

Формирование рефлексивных умений обучающихся на уроках немецкого языка

This article reveals the theoretical foundations of reflexive skills (self-assessment, introspection) in the process of teaching schoolchildren, and highlights recommendations for the formation of reflexive skills of students in German lessons in sec...

Training sign language interpreters

This article reveals the evolution of the main approaches in teaching interpreting. The authors consider the issue of establishing the principles for the training of the Russian and American sign languages interpreters, as well as formulate the depen...

Some features of reading and speaking skills development of students in technical university at the process of teaching foreign languages

The article covers some ways of solution to develop skills of reading and speaking in connection with training students to read technical literature in foreign languages. The stages of working on reading in teaching foreign languages are considered.

Integrated foreign language lessons in higher educational institutions

This article focuses on the main features of teaching a foreign language to students of the specialty «preschool pedagogy» using an integrated approach, its distinctive characteristics and the importance of its application in teaching a foreign langu...

The connection between the development of fine motor skills and learning English in preschool age

This article examines the relationship between the development of fine motor skills and learning English in preschoolers, and also provides examples of effective techniques that facilitate this process.

The role of pedagogical tasks in the formation of educational and organizational activities of future teachers

The article considers the role of pedagogical tasks in the formation of educational and organizational activities of future teachers. Examples of presentation of situational tasks in the study of pedagogical disciplines are given.

Преподавание иностранного языка в рамках культурологического подхода

В статье рассмотрен культурологический подход в преподавании иностранного языка. Данный подход в преподавании иностранного языка создает условия, при которых идет не только погружение обучающегося в культурное пространство страны изучаемого языка, н...

Психологические проблемы низкого приоритета участия студентов в информационных интерактивных формах организации учебного процесса

The article discusses the possibility of using electronic resources in educational process. Established problem of low intrinsic motivation, no desire, first-year students to work with the re-sources of an interactive information environment of high ...

Correlation between language worldview and mentality in modern linguistics

The article is devoted to the correlation between concepts of mentality and language worldview in modern linguistics. Further in the article we put definitions of language worldview and give our own definition of the term. The part of the article ded...