Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Автор: Ястребова Ольга Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 03.12.2019
Статья просмотрена: 1498 раз
Библиографическое описание:
Ястребова, О. В. Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы) / О. В. Ястребова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15503/ (дата обращения: 16.12.2024).
Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста уже не первое десятилетие является актуальной проблемой, стоящей перед педагогами дошкольных организаций. По моему представлению, лишь вовремя и правильно сформированные экологическое мировоззрение и экологическая культура способны будут вывести нашу планету и человечество из состояния катастрофы.
Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации [2, с. 3].
Экологическое образование ребенка-дошкольника должно начинаться с усвоения детьми знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер. Более же частные и конкретные знания, в том числе различного рода эмпирические знания должны выводиться из обобщенно-теоретического знания как из своей единой генетической основы. Необходимо уже на начальных этапах ввести в сознание и мышление школьников, основные научные, экологические и нравственно-экологические понятия [2, с. 27].
Формирование сначала у дошкольников, а затем и у школьников ответственного отношения к окружающей их природе — весьма сложный и довольно длительный процесс. Мы живём в небольшом, но достаточно удивительном и известном селе в Воронежской области. От нас далека проблема больших городов — загрязненность и загазованность воздуха. Мы с ребятами часто ходим по экологической тропе в уникальный сосновый бор, на луг, в парк на экскурсии и прогулки.
Я, как педагог дошкольной организации, для экологического образования своих воспитанников использую различные методы и формы:
− наблюдения;
− экскурсии;
− беседы;
− постановки и решения проблемных ситуаций и познавательных задач;
− моделирование;
− различные виды игр;
− конструирование;
− опыты и экспериментирование;
− познавательно-исследовательские проекты;
− чтение художественной литературы;
− продуктивная деятельность;
− музыкальное творчество;
− участие в различных экологических конкурсах и акциях и др.
За основу в своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я взяла авторскую парциальную программу Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа».
Её основная цель — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение» [3, с. 5].
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т. д. Предполагается творческое использование программы воспитателем [3, с. 6].
Реализовывать задачи экологического воспитания мне помогает ТРИЗ-технология. И своим опытом работы я хочу поделиться.
Начинаем мы со знакомства с «помощниками умной головы» из методического комплекса по освоению детьми способов познания Т. А. Сидорчук «Я познаю мир».
Рис. 1. Помощники умной головы
«Знакомство с «помощниками умной головы»
Цель и задачи: способствовать осознанному отношению к органам восприятия; дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов); создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека.
Мы пришли на прогулку в осенний парк. Посмотрели вокруг, дети стали называть, всё то, что они увидели. Таким образом, мы определи, что у нас работают «помощники умной головы» — глаза. Тогда я поставила перед детьми проблемную ситуацию: Закройте глаза. А сейчас вы что-то видите (деревья, листья, птиц, траву, цветы и т. д.)?
Дети отвечали, что ничего не видят. А как же нам вести дольше наблюдения, что мы расскажем мамам и папам о нашей прогулке в парк?
Тогда я попросила детей «сделать тишину» и послушать, т. е. «подключили» «помощников умной головы» — уши. Ребята начали называть, что слышат голоса птиц, как шуршат листья под ногами и др.
Потом мы закрыли руками уши. И ничего не смогли услышать. А что же мы ощущаем? Некоторые дети стали отвечать, что чувствуют запах мокрых листьев, деревьев, травы. Я объяснила, что теперь, когда у нас закрыты глаза и уши, у нас «работает» «помощник умной головы» — нос.
Затем мы открыли и глаза, и уши, кто-то подошёл к дереву и потрогал его кору, кто-то взял листик, кто-то веточку, шишку и т. п. И дети мне стали описывать свои ощущения и называли признаки: кора у дерева шершавая, листик гладкий, веточка тонкая, по сравнению с деревом, шишка колючая и т. д. Тут уже с помощью моих наводящих вопросов, ребята догадались и назвали следующих «помощников умной головы» это руки.
А вот на язык — очередной «помощник умной головы» — в парке мы не смогли ничего попробовать, но мы увидели дикую яблоньку и сорвали несколько яблок с её веток, и когда пришли в группу помыли их и попробовали яблочки на вкус.
После возвращения в детский сад я провела рефлексивный круг с детьми, и они мне рассказали о своих чувствах, полученных от прогулки в осенний парк. Конечно же, эмоции ребят на 100 % были позитивные. Тем самым, я объяснила, что чувства — это наше сердце, и оно тоже является «помощником умной головы».
После того, как мои ребята познакомились с «помощниками умной головы», мы с ними постоянно стали обследовать различные объекты живой и неживой природы и учится рассказывать о них.
Метод противоречий — игра «Хорошо-плохо».
Цель и задачи: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны; дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать; развивать у детей творческое воображение.
Однажды после дождя мы с детьми пошли гулять, я предложила поговорить о дожде. Я задала вопрос: «Дождь — это хорошо или плохо?».
«Дождь — это хорошо!» — отвечали дети. Растения начинают быстрее расти; нет пыли, легко дышать после дождя; всё моет и чистит; можно увидеть на небе красивую радугу; ручьи бегут, можно пускать кораблики; прибавляет воды в реках, прудах, озерах; можно бегать и прыгать в лужах; на оконных стеклах от бегущих капель получается красивый узор; можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице; можно гулять в резиновых сапогах; хорошо лягушкам; песню хорошо под дождь сочинять и пр.
«Дождь — это плохо!» — отвечали дети. На дорожках грязь; нельзя развести костёр; шумно, когда дождь стучит по крыше, по окнам; может быть наводнение, гром и молния; мама не разрешает гулять; большая влажность; плохая видимость; можно простудиться; на дороге машины могут попасть в аварию и т. д.
Так мы шли и рассуждали «хорошо или плохо», и тут на асфальте мы заметили много дождевых червяков, которые выползли из почвы.
Мы сделали вывод, когда идёт сильный дождь, плохо дождевым червякам. А может быть, они выползли из земли, чтобы мы их увидели. А может быть, они захотели пообщаться со своими друзьями-червяками, потому что под землей темно, и они не видят друг друга? Наверное, и для дождевых червей дождь — это хорошо, решили мы пофантазировать с детьми.
Метод фокальных объектов.
Цель и задачи: перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Развитие воображения, речи, фантазии, умения управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы, как и рекомендуется, т. к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.
Данный метод используется в игровой форме: предлагаю детям выбрать 2–3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого), фиксирую то, что говорят дети. Потом предлагаю перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово осень (фокальный объект). Называем еще два — три объекта, например — дерево, птица. Называем признаки этих слов дерево — высокое, урожайное, большое, коричневое. Птица — перелётная, чёрная, серая, быстрая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: осень урожайная, осень коричневая, осень серая, осень перелётная.
Итогом данной игры может стать продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, коллективная работа с изображением объекта с необычными свойствами или составление сказки с его участием.
По моему мнению, используя в играх естественные природные объекты, создаётся положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств.
Работая с детьми в экологическом направлении, я пришла к выводу, что здесь очень хорошо работают принципы:
− Меньше учи, больше делись (чувствами, эмоциями);
− Сначала наблюдай, потом говори.
У детей дошкольного возраста есть удивительная способность погружаться в то, на что они смотрят. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.
Литература:
- Сидорчук Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. — АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», — 2015.- 248с.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286 с.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
- Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. — 232 с.: ил.
- https://nsportal.ru/
- http://vospitatel.resobr.ru