Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 1213 раз

Библиографическое описание:

Ястребова, О. В. Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы) / О. В. Ястребова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15503/ (дата обращения: 26.04.2024).



Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста уже не первое десятилетие является актуальной проблемой, стоящей перед педагогами дошкольных организаций. По моему представлению, лишь вовремя и правильно сформированные экологическое мировоззрение и экологическая культура способны будут вывести нашу планету и человечество из состояния катастрофы.

Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации [2, с. 3].

Экологическое образование ребенка-дошкольника должно начинаться с усвоения детьми знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер. Более же частные и конкретные знания, в том числе различного рода эмпирические знания должны выводиться из обобщенно-теоретического знания как из своей единой генетической основы. Необходимо уже на начальных этапах ввести в сознание и мышление школьников, основные научные, экологические и нравственно-экологические понятия [2, с. 27].

Формирование сначала у дошкольников, а затем и у школьников ответственного отношения к окружающей их природе — весьма сложный и довольно длительный процесс. Мы живём в небольшом, но достаточно удивительном и известном селе в Воронежской области. От нас далека проблема больших городов — загрязненность и загазованность воздуха. Мы с ребятами часто ходим по экологической тропе в уникальный сосновый бор, на луг, в парк на экскурсии и прогулки.

Я, как педагог дошкольной организации, для экологического образования своих воспитанников использую различные методы и формы:

− наблюдения;

− экскурсии;

− беседы;

− постановки и решения проблемных ситуаций и познавательных задач;

− моделирование;

− различные виды игр;

− конструирование;

− опыты и экспериментирование;

− познавательно-исследовательские проекты;

− чтение художественной литературы;

− продуктивная деятельность;

− музыкальное творчество;

− участие в различных экологических конкурсах и акциях и др.

За основу в своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я взяла авторскую парциальную программу Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа».

Её основная цель — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение» [3, с. 5].

Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т. д. Предполагается творческое использование программы воспитателем [3, с. 6].

Реализовывать задачи экологического воспитания мне помогает ТРИЗ-технология. И своим опытом работы я хочу поделиться.

Начинаем мы со знакомства с «помощниками умной головы» из методического комплекса по освоению детьми способов познания Т. А. Сидорчук «Я познаю мир».

C:\Users\User\Desktop\img33 — копия.jpg

Рис. 1. Помощники умной головы

«Знакомство с «помощниками умной головы»

Цель и задачи: способствовать осознанному отношению к органам восприятия; дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов); создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека.

Мы пришли на прогулку в осенний парк. Посмотрели вокруг, дети стали называть, всё то, что они увидели. Таким образом, мы определи, что у нас работают «помощники умной головы» — глаза. Тогда я поставила перед детьми проблемную ситуацию: Закройте глаза. А сейчас вы что-то видите (деревья, листья, птиц, траву, цветы и т. д.)?

Дети отвечали, что ничего не видят. А как же нам вести дольше наблюдения, что мы расскажем мамам и папам о нашей прогулке в парк?

Тогда я попросила детей «сделать тишину» и послушать, т. е. «подключили» «помощников умной головы» — уши. Ребята начали называть, что слышат голоса птиц, как шуршат листья под ногами и др.

Потом мы закрыли руками уши. И ничего не смогли услышать. А что же мы ощущаем? Некоторые дети стали отвечать, что чувствуют запах мокрых листьев, деревьев, травы. Я объяснила, что теперь, когда у нас закрыты глаза и уши, у нас «работает» «помощник умной головы» — нос.

Затем мы открыли и глаза, и уши, кто-то подошёл к дереву и потрогал его кору, кто-то взял листик, кто-то веточку, шишку и т. п. И дети мне стали описывать свои ощущения и называли признаки: кора у дерева шершавая, листик гладкий, веточка тонкая, по сравнению с деревом, шишка колючая и т. д. Тут уже с помощью моих наводящих вопросов, ребята догадались и назвали следующих «помощников умной головы» это руки.

А вот на язык — очередной «помощник умной головы» — в парке мы не смогли ничего попробовать, но мы увидели дикую яблоньку и сорвали несколько яблок с её веток, и когда пришли в группу помыли их и попробовали яблочки на вкус.

После возвращения в детский сад я провела рефлексивный круг с детьми, и они мне рассказали о своих чувствах, полученных от прогулки в осенний парк. Конечно же, эмоции ребят на 100 % были позитивные. Тем самым, я объяснила, что чувства — это наше сердце, и оно тоже является «помощником умной головы».

После того, как мои ребята познакомились с «помощниками умной головы», мы с ними постоянно стали обследовать различные объекты живой и неживой природы и учится рассказывать о них.

Метод противоречий — игра «Хорошо-плохо».

Цель и задачи: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны; дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать; развивать у детей творческое воображение.

Однажды после дождя мы с детьми пошли гулять, я предложила поговорить о дожде. Я задала вопрос: «Дождь — это хорошо или плохо?».

«Дождь — это хорошо!» — отвечали дети. Растения начинают быстрее расти; нет пыли, легко дышать после дождя; всё моет и чистит; можно увидеть на небе красивую радугу; ручьи бегут, можно пускать кораблики; прибавляет воды в реках, прудах, озерах; можно бегать и прыгать в лужах; на оконных стеклах от бегущих капель получается красивый узор; можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице; можно гулять в резиновых сапогах; хорошо лягушкам; песню хорошо под дождь сочинять и пр.

«Дождь — это плохо!» — отвечали дети. На дорожках грязь; нельзя развести костёр; шумно, когда дождь стучит по крыше, по окнам; может быть наводнение, гром и молния; мама не разрешает гулять; большая влажность; плохая видимость; можно простудиться; на дороге машины могут попасть в аварию и т. д.

Так мы шли и рассуждали «хорошо или плохо», и тут на асфальте мы заметили много дождевых червяков, которые выползли из почвы.

Мы сделали вывод, когда идёт сильный дождь, плохо дождевым червякам. А может быть, они выползли из земли, чтобы мы их увидели. А может быть, они захотели пообщаться со своими друзьями-червяками, потому что под землей темно, и они не видят друг друга? Наверное, и для дождевых червей дождь — это хорошо, решили мы пофантазировать с детьми.

Метод фокальных объектов.

Цель и задачи: перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Развитие воображения, речи, фантазии, умения управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы, как и рекомендуется, т. к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.

Данный метод используется в игровой форме: предлагаю детям выбрать 2–3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого), фиксирую то, что говорят дети. Потом предлагаю перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово осень (фокальный объект). Называем еще два — три объекта, например — дерево, птица. Называем признаки этих слов дерево — высокое, урожайное, большое, коричневое. Птица — перелётная, чёрная, серая, быстрая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: осень урожайная, осень коричневая, осень серая, осень перелётная.

Итогом данной игры может стать продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, коллективная работа с изображением объекта с необычными свойствами или составление сказки с его участием.

По моему мнению, используя в играх естественные природные объекты, создаётся положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств.

Работая с детьми в экологическом направлении, я пришла к выводу, что здесь очень хорошо работают принципы:

− Меньше учи, больше делись (чувствами, эмоциями);

− Сначала наблюдай, потом говори.

У детей дошкольного возраста есть удивительная способность погружаться в то, на что они смотрят. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Литература:

  1. Сидорчук Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. — АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», — 2015.- 248с.
  2. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286 с.
  3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. — 232 с.: ил.
  5. https://nsportal.ru/
  6. http://vospitatel.resobr.ru
Основные термины (генерируются автоматически): умная голова, ребенок, дождь, дошкольный возраст, окружающий мир, помощник, осенний парк, ответственное отношение, продуктивная деятельность, экологическая культура.

Похожие статьи

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

В дальнейшем, из игры вырастают такие творческие и продуктивные виды деятельности как

Понятие «экологическое образование детей дошкольного возраста» рассматривается в...

Экологическое воспитание — средство развития...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы...

Экологическая культура как средство познавательного развития...

ребенок , экологическая культура , экологическое образование дошкольников , экологическое образование , экологическое воспитание

экологическое образование , ребенок , дошкольный возраст , образовательный процесс, образовательная деятельность...

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей

Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической...

Формирование экологической воспитанности у детей...

Формирование экологической культуры детей раннего возраста. Целью экологического воспитания малышей является обеспечение

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст...

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения

Одной из наиболее сложных форм по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры у детей...

Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Главная цель экологического воспитания: сформировать экологическую культуру, а экологическая культура — это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии. В процессе ознакомления детей с...

Формирование экологических представлений у детей старшего...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ будет

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

Воспитание основ экологической культуры старших...

МИР, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с

В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к...

Похожие статьи

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

В дальнейшем, из игры вырастают такие творческие и продуктивные виды деятельности как

Понятие «экологическое образование детей дошкольного возраста» рассматривается в...

Экологическое воспитание — средство развития...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы...

Экологическая культура как средство познавательного развития...

ребенок , экологическая культура , экологическое образование дошкольников , экологическое образование , экологическое воспитание

экологическое образование , ребенок , дошкольный возраст , образовательный процесс, образовательная деятельность...

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей

Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической...

Формирование экологической воспитанности у детей...

Формирование экологической культуры детей раннего возраста. Целью экологического воспитания малышей является обеспечение

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст...

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения

Одной из наиболее сложных форм по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры у детей...

Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Главная цель экологического воспитания: сформировать экологическую культуру, а экологическая культура — это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии. В процессе ознакомления детей с...

Формирование экологических представлений у детей старшего...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ будет

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

Воспитание основ экологической культуры старших...

МИР, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с

В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к...