Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ишкова И. Н., Гладкова Н. А., Панкова О. М., Романенко В. М., Солошенко Н. Н. Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15487/ (дата обращения: 29.01.2020).



На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает первоначальное понятие о членении предложений.

Ключевые слова: наблюдение за произношением, членение речи, интонационно-синтаксический анализ.

Вспомнив, что предложения в устной речи друг от друга отделяются паузами (остановками), ученики на уроках повторения главных и второстепенных членов предложения наблюдают за произношением распространенных предложений с прямым порядком слов, таких, как:

Темно-бурый кустарник | жалобно шумел.

Желтая трава \ печально пригибалась к земле.

Маленькие дятлы \ сонливо посвистывают.

Прослушав несколько раз чтение этих предложений преподавателем, учащиеся сделают вывод о том, что пауза может отделять и группы слов в предложении, причем на письме эта пауза знаком препинания не обозначается. Учитель добавляет, что пауза в наблюдаемых предложениях отделяет слова, относящиеся к подлежащему, от слов, относящихся к сказуемому; что пауза эта делается в русских предложениях в большинстве случаев тогда, когда предложения распространены и подлежащее стоит впереди сказуемого. Пауза помогает слушателю остановить внимание и на подлежащем, и на сказуемом. Такие паузы, не отмечаемые знаками препинания, делаются не только между главными членами предложения.

Учащимся можно предложить перестроить вышеуказанные предложения так, чтобы сказуемое оказалось перед подлежащим, и прочесть получившиеся предложения, послушав себя. Пауз в середине предложений уже не будет.

Дальнейшая работа по членению предложений проводится при повторении однородных членов предложения.

Ученики V класса должны быть знакомы с правильным произнесением «перечислений». Нужно потренировать школьников и на уроках русского языка, и на уроках литературы в правильном чтении предложений с однородными членами, так как такие предложения, как показывает интонационно-синтаксический анализ хрестоматийных текстов, встречаются в большом количестве, а далеко не все дети успешно справляются с их чтением.

На уроках литературы, читая художественные произведения, учащиеся сравнительно редко будут иметь дело с предложениями, в которых перечисляются нераспространенные однородные члены; чаще встречаются предложения с распространенными членами. Нужно показать, что если члены распространены, то голосом подчеркивается, как правило, последнее (или последние) слово в этой группе:

Бабушка надела очки, прочла письмо.

Тоня привела Павла в свою комнату, показывала ему книги и учебники.

Знакомя учащихся в самом общем виде с членением речи (речь делится на предложения, а предложения на группы по смыслу и интонационно связанных слов; между предложениями и группами слов, входящими в предложения, делаются паузы), нужно показать им графическое изображение пауз (| ||, |||), сказав, что самая короткая пауза отмечается одной вертикальной линией, более длительная — двумя, тремя (или, иначе: «пауза на счет один»; «пауза на счет два» и т. д.).

Очень хорошим материалом, на котором учащиеся могут попробовать силы в членении речи, является стихотворение И. С. Никитина «Утро».

После чтения учителем и коллективного разбора стихотворения в классе можно дать детям задание: прочитать вслух каждое предложение; подумать, нужны ли по смыслу в нем паузы; определить варианты произношения; объяснить разницу в оттенках смысла в разных вариантах чтения; обозначить паузы графическими знаками; приготовиться к выразительному чтению стихотворения.

Вариативность чтения характерна для многих предложений. Хорошо, если дети будут учиться понимать, как в каждом варианте изменяются смысловые оттенки! Например, во второй строке предложения:

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

можно сделать паузу после первых двух слов (от зари) и тогда мы подчеркнем, что алый свет, разлившийся кругом,— это свет зари, свет раннего, тихого, погожего утра.

И последнее, на что нужно обратить внимание учащихся при повторении синтаксических сведений о предложении,— это изменение высоты тона. Наблюдая за произнесением различных по дели высказывания предложений, ученики под руководством преподавателя приходят к выводу, что в простом повествовательном предложении голос сначала повышается, а затем начинается плавное его понижение. Учитель может познакомить их с графическим изображением движения голоса: направление стрелки показывает повышение или понижение тона, а степень наклона ее — то, насколько резко тон повышается или понижается; вертикальной линией обозначается место мелодического перелома — паузы.

В восклицательных и вопросительных предложениях голос к концу идет на повышение, например:

Дальнейшие наблюдения над изменением тона в предложении будут проведены на уроках литературы при подготовке выразительного чтения прозаических и стихотворных произведений. На наш взгляд, такая работа может успешно пройти при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Уже в первой строфе этого произведения из четырех предложений — два восклицательных и два вопросительных.

Повышение и понижение голоса заметно обнаруживается в диалогах, состоящих из вопросов и ответов. Например:

Почему же он не лезет назад?

Видишь, испугался.

Что же он теперь будет делать?

А вот погоди.

Таким образом, для успешного проведения работы над выразительным чтением нужно дать учащимся V класса при повторении синтаксиса в начале учебного года понятие о том, что слова в предложении объединяются и при помощи особой интонации; научить их читать так называемые переносы в стихотворной речи; научить различать в чужой и своей речи интонацию сообщения и вопроса и воспроизводить интонацию вопроса (интонация сообщения обычно затруднений не вызывает); дать первоначальное понятие о том, что наша речь членится на предложения, а предложения — на группы слов, объединенные по смыслу и интонационно; выработать у детей навык, слушая себя, делить предложения на части.

Литература:

  1. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение. 2002
  2. Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Издательство Харьков. 1960
  3. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело. 2007
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, членение речи, пауза, урок литературы, интонационно-синтаксический анализ, группа слов, вертикальная линия, устная речь, членение предложений, алый свет.

Ключевые слова

наблюдение за произношением, членение речи, интонационно-синтаксический анализ

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении словарных слов. Смастерила кубик и на его гранях...

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу...

Непунктуированные атрибутивные последовательности...

Лексические и синтаксические особенности устной речи... Таким образом , эмоциональный характер устного типа речи прежде всего проявляется в интонационном оформлении высказывания. Обучение студентов начального уровня монологической презентационной речи...

Организация описательных стихотворных синтаксических единств

Стихотворная речь может обходиться и совсем без союзов, и даже большие группы предложений в стихотворной речи легко образуют сложные синтаксические целые без помощи союзов» [1]. Особая роль при этом принадлежит таким средствам связи предложений в...

Лексические и синтаксические особенности устной речи...

Наиболее характерной синтаксической особенностью устной речи является наличие эллиптических оборотов. Опущение отдельных частей предложения является нормой диалогической речи, поскольку сама ситуация общения не требует упоминания опущенного.

Изучение вводных слов с персоязычными студентами на уроках...

Дело в том, что анализ подобных предложений для студентов связан с большими

Установление различительных признаков сложных предложений и сходных с ними простых

С точки зрения практических задач это дает возможность уточнить синтаксический анализ...

Особенности аутентичного звучащего текста | Статья в журнале...

Мелодия аутентичной звучащей речи самым тесным образом связана с ритмом, с ударениями. Именно ритмом, а также системой и характером ударений английская звучащая речь отличается от русской. Трудности для обучающихся, в первую очередь, представляют членение потока...

Актуальное членение как особая характеристика...

Актуальное членение является специальной характеристикой синтаксического уровня.

Актуальное членение зависит от разделения предложения для коммуникативной задачи в речи.

Ившин В. Д. Синтаксис речи современного английского языка (Смысловое членение...

Методические особенности изучения темы «Сложные...»

Как и простое предложение, сложное имеет синтаксическую конструкцию, получившее интонационное и порядковое оформление.

Дальше необходимо вводить понятия интонации и ее роль в предложении, место союзов и союзных слов в сложном предложении.

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы. – деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей.

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении словарных слов. Смастерила кубик и на его гранях...

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу...

Непунктуированные атрибутивные последовательности...

Лексические и синтаксические особенности устной речи... Таким образом , эмоциональный характер устного типа речи прежде всего проявляется в интонационном оформлении высказывания. Обучение студентов начального уровня монологической презентационной речи...

Организация описательных стихотворных синтаксических единств

Стихотворная речь может обходиться и совсем без союзов, и даже большие группы предложений в стихотворной речи легко образуют сложные синтаксические целые без помощи союзов» [1]. Особая роль при этом принадлежит таким средствам связи предложений в...

Лексические и синтаксические особенности устной речи...

Наиболее характерной синтаксической особенностью устной речи является наличие эллиптических оборотов. Опущение отдельных частей предложения является нормой диалогической речи, поскольку сама ситуация общения не требует упоминания опущенного.

Изучение вводных слов с персоязычными студентами на уроках...

Дело в том, что анализ подобных предложений для студентов связан с большими

Установление различительных признаков сложных предложений и сходных с ними простых

С точки зрения практических задач это дает возможность уточнить синтаксический анализ...

Особенности аутентичного звучащего текста | Статья в журнале...

Мелодия аутентичной звучащей речи самым тесным образом связана с ритмом, с ударениями. Именно ритмом, а также системой и характером ударений английская звучащая речь отличается от русской. Трудности для обучающихся, в первую очередь, представляют членение потока...

Актуальное членение как особая характеристика...

Актуальное членение является специальной характеристикой синтаксического уровня.

Актуальное членение зависит от разделения предложения для коммуникативной задачи в речи.

Ившин В. Д. Синтаксис речи современного английского языка (Смысловое членение...

Методические особенности изучения темы «Сложные...»

Как и простое предложение, сложное имеет синтаксическую конструкцию, получившее интонационное и порядковое оформление.

Дальше необходимо вводить понятия интонации и ее роль в предложении, место союзов и союзных слов в сложном предложении.

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы. – деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей.