Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 12.11.2019

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Богданович, М. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности / М. А. Богданович. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15408/ (дата обращения: 20.04.2024).



Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка. Главным и основным направлением психического развития в дошкольном детстве, идет познавательное развитие. Ребенок начинает овладевать родным языком. В последние десятилетия в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Ребенку не хватает общения в семье, что приводит к виртуальному общению, вместо живого. Чтение книг заменяется, просмотрами мультфильмов средствами сети интернет. В результате, мы видим, что у ребенка младшего дошкольного возраста, нарушается речевое развитие: фонетическое, грамматическое и лексические стороны речи, а также нарушаются темпы ее формирования.

Младший дошкольный возраст является сензитивным для всестороннего развития личности ребенка. Как раз в 3–4 года происходит быстрое и активное становление его психических процессов, включая речь.

Дошкольное детство — очень маленький отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В это период идет бурное развитие, как никогда стремительно. Из маленького и беспомощного младенца, превращается в активную и самостоятельную личность. Все стороны психики ребенка, получают определенное развитие, тем самым начинается закладываться фундамент для дальнейшего его роста. Главным и основным направлением психического развития в дошкольном детстве, является познавательное развитие. Ребенок начинает овладевать родным языком. Начинает происходить становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и другое. Речь ребенка, превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. В последние десятилетия в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Дети, которые поступают в детский сад, имеют ограниченный словарный запас, из-за чего проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста становится актуальной. Важнейшим элементом общения с другими детьми является устная речь, которая служит главным компонентом в общении.

Речевое развитие ребенка, мы можем наблюдать в различных видах детской деятельности, главным из которых является театрализация. Театрализованная деятельность — это яркая эмоциональная передача образа героя невербальными и вербальными средствами. Где ребенок реализует свой творческий замысел, через собственную личность. Своеобразие театрализованной деятельности мы можем наблюдать в разных видах деятельности: музыкальных и речевых. Ребенок начинает двигаться под музыку, он поет, слушает, импровизирует, а главное играет.

По мнению Л.С Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации [1].

Исследователь Л.С Фурмина пишет в своих трудах, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля.

Основными направлениями развития творческой деятельности младшего дошкольного возраста, состоит в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельно-игровой деятельности. От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех и пяти сверстников, исполняющих роли. От имитации действий фольклорных и литературных персонажей и имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоения роли, как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Творческая деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, которые касаются формирования выразительности речи ребенка, как интеллектуального, так и художественно-эстетического воспитания.

Творческая деятельность источник развития переживаний, чувств, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Ребенок своим сердцем и умом, выражает свое отношение к добру и злу. Через преодоление трудностей в общении, неуверенности в себе начинает познавать положительное отношение к миру, вследствие чего у него возникает чувство радости. Существует большое многообразие воспитательных возможностей через театрализованную деятельность, которые позволяют решать ряд задач: любые интересы и желания ребенка могут быть удовлетворены, так как тематика не ограничена; ребенок начинает знакомиться с окружающей действительностью во всей ее полноте — через краски, звуки и музыку [2].

Перед педагогом стоит огромная задача, научить детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы, обобщать. Через правильно подобранные и умело поставленные вопросы, педагог совершенствует речь ребенка. Немаловажную роль в театрализованной деятельности является расширение и закрепление словарного запаса. При проведении театрализованных занятий с детьми существуют упражнения, которые, формируют у ребенка выразительность речи (вербальной и невербальной), артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомима, театральные этюды, подготовку (репетиции) с разыгрыванием сказок и инсценировок. А также задания, которые включают упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Ребенок знакомится не только с текстом сказки, но средствами ее драматизации жестом, мимикой, костюмом, декорациями, движением и т. д.

Структура театрализованной деятельности предполагает создание положительного эмоционального настроя ребенка. Театрализованная деятельность может проводиться в разных формах, где ребенок и педагог реализует свой творческий потенциал. А также в ней существует эмоциональное заключение, которое обеспечивает ребенку успешность в обучении и развитии. Через театрализованную деятельность эффективно решаются задачи развития речи младших дошкольников. Огромную роль в интенсивном развитии диалогической речи, является самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя действия по ролям, и действия детей с кукольными персонажами. Тем самым у ребенка начинает улучшаться грамматический и интонационный строй речи. Совершенствуется связная и диалогическая речь. Развивается умение отвечать полным ответом на вопросы, а также заканчивать фразу. Существует ряд условий в использовании театрализованной деятельности: это единство социально-эмоционального и когнитивного развития; наличие эффективных приемов и методов работы с детьми; участие в комплексе с детьми и взрослыми (родители и педагоги). Важно обогатить эту деятельность интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием [3].

Несомненно, что развитие речи через театрализованную деятельность младшего дошкольного возраста, одна из приоритетных задач в обучении и воспитании ребенка, которая позволит эффективно развить социально-эмоциональное состояние ребенка. А также улучшить активизацию и совершенствование словарного запаса, связную и образную речь, звукопроизношение, выразительность и темп. А самым главным критерием в эмоциональном состоянии это радость ребенка и его активное участие и интерес.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // — СПб.: Союз, 1997.- С.96.
  2. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх: художественное творчество и ребенок [Текст] / Я. С. Фурмина// под ред. Н. А. Ветлугиной. М:Педагогика, 1972. — С. 87–99.
  3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / М. Д. Маханева // М.:- ТЦ «Сфера», 2009г.- С. 128.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, дошкольное детство, творческая деятельность, диалогическая речь, основное направление, познавательное развитие, психическое развитие, родной язык.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития...

Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее

Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Цапкова Ю. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной

Театрализованная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на развитие у ее участников ощущений (сенсорики)...

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников. Театрализованная игровая деятельность как метод развития

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр .

Развитие творческих способностей детей старшего...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей.

Актуальные вопросы применения театрализованной...

Основные термины (генерируются автоматически) : театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык генерирования связных высказываний, игра, дошкольный возраст, устное высказывание.

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного...

Развитие родной речи должно быть поставлено в основу воспитания, ребенок должен приобщаться с

Ребенок дошкольного возраста усваивает речь в процессе общения.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития...

Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее

Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Цапкова Ю. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной

Театрализованная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на развитие у ее участников ощущений (сенсорики)...

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников. Театрализованная игровая деятельность как метод развития

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр .

Развитие творческих способностей детей старшего...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей.

Актуальные вопросы применения театрализованной...

Основные термины (генерируются автоматически) : театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык генерирования связных высказываний, игра, дошкольный возраст, устное высказывание.

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного...

Развитие родной речи должно быть поставлено в основу воспитания, ребенок должен приобщаться с

Ребенок дошкольного возраста усваивает речь в процессе общения.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного...