Наставничество в работе с одарённой и талантливой молодёжью в системе образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мирная, Р. Р. Наставничество в работе с одарённой и талантливой молодёжью в системе образования / Р. Р. Мирная. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15406/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы опыта наставничества участников вокальной студии «Авеню» среди детей различного школьного возраста, также анализируются формы наставничества в творческой среде в системе образования.

Ключевые слова: наставник, образование, система образования, наставничество в образовании, проблемы наставничества, одарённая молодёжь.

The article deals with the experience of mentoring members of the vocal Studio «Avenue» among children of different school age. Forms of mentoring in the creative environment in the education system.

Keywords: mentor, education, educational system, mentoring in education, problems of mentoring, gifted youth.

В современной России наставничество не только один из важных элементов развития одарённой молодёжи, но и процесс решения задач профессионального роста педагогического сообщества. Образовательная среда располагает к поиску инновационных методов и форм обучения и воспитания обучающихся. Педагог, применяющий в педагогическом процессе только традиционные методы, не будет интересен современной молодёжи. Педагог-наставник! Педагог-советник! Педагог-друг! Вот модель современного педагога, который направит на самостоятельную продуктивную деятельность, смотивирует к действию, привлечёт внимание слушателей, заинтригует, подтолкнёт, закрепит веру в собственные идеи, поправит ошибки подсказками и ключами!

Попробуем разобраться, что есть «наставничество в системе образования».

Наставничество — отношения между опытным и сведущим человеком, где более опытный помогает и передаёт менее опытному, т. е. сведущему определённые опыт и знания.

В европейской практике «наставничество», как правило, называют «менторством» (процесс неформальной передачи знания, психологической поддержки; длительная коммуникация между лицами передающими опыт — «менторы» и перенимающими опыт — «протеже»).

В середине XX века «наставничество» рассматривается как форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодёжи. Наставник — лицо авторитетное, с богатым жизненным опытом и отличной профессиональной подготовкой.

С 2018 года в рамках национального проекта «Образование» наставничество занимает одну из важных ролей. Для развития наставничества создаются условия, поддерживаются общественные инициативы и проекты, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).

В Республике Татарстан развитию наставничества уделяется приоритетное значение: проекты, образовательные программы и положения, реализуемые исполнительными органами государственной власти в экономике и здравоохранении, в образовании и культуре, в информатизации и связи и других сферах жизнедеятельности общества.

Примеряя на себя роль наставника одарённой молодёжи в образовании, я, как специалист в области музыкального искусства, подвигаю к творческой инициативе обучающихся вокальной студии «Авеню» при Детской школе искусств № 15 г.Казани. Творческая атмосфера, личный многолетний педагогический опыт, психологическая поддержка и укрепление веры обучающихся в свои возможности способствует обогащению коммуникативного опыта, формированию нравственности, культуры и др.

Для того, чтобы осуществлять наставническую деятельность, педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, повышать свою квалификацию и постоянно развивать свой потенциал. Процесс наставничества позволяет формировать среди обучающихся крепкое желание остаться в профессии и продолжить обучение в сфере музыкального искусства.

Функции наставника в работе с одарённой молодёжью представлены на рисунке 1.

Рис 1. Функции наставника в работе с одарённой молодёжью

Процесс наставничества требует организованности и системности. Длительность процесса требует разработки специальных программ, проектов для внедрения новой практики. Такая система требует особые критерии отбора наставника, в которую входят в первую очередь профессиональная компетентность педагога, дисциплинированность, личная заинтересованность, педагогические задатки и др.

Практика наставничества в Детской школе искусств № 15 началась с увеличения числа вокальных коллективов, которые нацелены на плодотворную концертную и конкурсную работу и включают в себя обучающихся разных возрастов — от 5 до 16 лет. Для решения проблем с организацией работы в младших коллективах часто привлекаются старшие дети, которые решают следующие задачи:

  1. организация передачи знаний, опыта и навыков;
  2. поддержка качества работы и взаимная помощь педагогам на требуемом уровне;
  3. адаптация вновь пришедших детей к учебному процессу и концертно-конкурсной работе.

Наставничество среди участников вокальной студии «Авеню» создаёт позитивный психологический климат в педагогическом процессе. Формами наставничества среди старших и младших участников коллектива являются: индивидуальная проработка хореографических элементов в вокальном исполнительстве, контроль выполнения домашний заданий, индивидуальный контроль безопасности при посещении внеурочных мероприятий, разъяснение учебного материала с позиции детского восприятия, оценка качества выступлений, помощь и поддержка в освоении учебной программы.

Индивидуальная проработка хореографических элементов в вокальном исполнительстве подразумевает собой маршрут достижения качественного результата в подготовке концертного номера. Старший участник коллектива объясняет и показывает младшему сложные хореографические элементы и отрабатывает их в совокупности с вокальной партией, контролируя качество и точность исполнения интегрированного компонента.

Контроль выполнения домашний заданий выражается в проверке знаний, умений и навыков в форме просмотров выученных на дому хореографических движений, прослушивания текстов музыкальных произведений, вокальных партий, знаний основ элементарной теории музыки.

Индивидуальный контроль безопасности при посещении внеурочных мероприятий отражается в прикреплении старшего участника к младшему, в особенности в поездках в другие регионы, в концертно-конкурсной практике коллектива, при посещении музеев, спортивно-массовых мероприятий, пешеходных экскурсий.

Разъяснение учебного материала с позиции детского восприятия. С помощью методов «беседа» и «разъяснение» старшие дети могут объяснить учебный материал, представленный педагогом с точки зрения детского мышления, что является более действенным в работе с малышами.

Оценка качества выступлений и поддержка в освоении учебной программы (её творческого элемента) являются независимыми оценками качества образования в работе с одарённой молодёжью.

Таким образом, считаю, что практика наставничества в работе с одарённой молодёжью имеет приоритетную цель в воспитании подрастающего поколения. Роль наставничества в образовании в сфере культуры и искусства действенна и приносит высокие результаты в выполнении образовательных и воспитательных задач учебной программы.

Основные термины (генерируются автоматически): одаренная молодежь, учебная программа, учебный материал, вокальное исполнительство, Детская школа искусств, детское восприятие, индивидуальная проработка, музыкальное искусство, педагогический процесс, психологическая поддержка.

Ключевые слова

образование, наставник, система образования, наставничество в образовании, проблемы наставничества, одарённая молодёжь

Похожие статьи

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Уже давно определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшими из которых признаны проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль.

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший...

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской...

Библиографическое описание: Быкова О. В. Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской школы искусств [Текст]

концертмейстер, музыкальное произведение, ученик, дополнительное образование, детская школа искусств, особенность игры, партия.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств/ новая ред. –М.: научно-методич

музыкально - эстетическая культура, музыкальное искусство , будущий учитель музыки, учитель музыки, Казахстан...

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания...

Проблематика детского вокально-хорового воспитания в условиях дополнительного

Утрачивается лучшая отечественная традиция вокально-хорового исполнительства

Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания.

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

Ранее для практики работы детской музыкальной школы типичен вариант организации процесса музыкального развития и обучения

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств. Использование проектного метода в классе...

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей

Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд...

Формирование восприятия красоты у детей и подростков...

Среди разнообразных видов детского творчества трудно недооценить привлекательность и эффективность сольного и группового эстрадного пения, социальная и эстетическая природа которого создает наиболее благоприятные условия для комплексного воспитания детей.

Современные требования в области подготовки специалистов...

Дети, обучаясь исполнительскому музыкальному искусству, непременно станут. музыкальное воспитание, музыка, музыкальное искусство, ребенок, Детская музыкальная школа, педагог, ученик, фортепианное отделение.

Похожие статьи

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Уже давно определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшими из которых признаны проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль.

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший...

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской...

Библиографическое описание: Быкова О. В. Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской школы искусств [Текст]

концертмейстер, музыкальное произведение, ученик, дополнительное образование, детская школа искусств, особенность игры, партия.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств/ новая ред. –М.: научно-методич

музыкально - эстетическая культура, музыкальное искусство , будущий учитель музыки, учитель музыки, Казахстан...

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания...

Проблематика детского вокально-хорового воспитания в условиях дополнительного

Утрачивается лучшая отечественная традиция вокально-хорового исполнительства

Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания.

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

Ранее для практики работы детской музыкальной школы типичен вариант организации процесса музыкального развития и обучения

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств. Использование проектного метода в классе...

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей

Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд...

Формирование восприятия красоты у детей и подростков...

Среди разнообразных видов детского творчества трудно недооценить привлекательность и эффективность сольного и группового эстрадного пения, социальная и эстетическая природа которого создает наиболее благоприятные условия для комплексного воспитания детей.

Современные требования в области подготовки специалистов...

Дети, обучаясь исполнительскому музыкальному искусству, непременно станут. музыкальное воспитание, музыка, музыкальное искусство, ребенок, Детская музыкальная школа, педагог, ученик, фортепианное отделение.