Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чекулова С. В., Таринская Т. А. Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 24-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15387/ (дата обращения: 22.11.2019).



В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к организации педагогического наблюдения с учетом возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования при реализации основной образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности.

Как строить педагогическое наблюдение, решает образовательное учреждение самостоятельно. Ведь, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» 273 ФЗ от 29.декабря 2012 года к обязанностям образовательной организации относится «… обеспечение внутренней системы оценки качества образования…» (ст. 28 п. 13), а также разработка и утверждение образовательных программ (ст. 28 п.6), где частью образовательной программы должна быть система оценки эффективности реализации образовательной программы (как один из механизмов определения качества образования). Из этого следует, что педагогические наблюдения в дошкольной образовательной организации и внедрение относится исключительно к компетенции образовательной организации и не может быть предложена «сверху» в виде федерального или регионального нормативного акта.

Нами была разработана система наблюдения, которая позволяет понять уровень сформированности или несформированности того или иного навыка.

Давно известно, что наиболее точную информацию о развитии дошкольника педагоги могут получить в естественной, непринужденной детской деятельности. Конечно, самым естественным видом деятельности для дошкольника выступает игра. Наблюдая за игрой, педагог видит, насколько развиты у ребенка коммуникативные навыки, сформированы социальные нормы, расширен словарный запас. Но спонтанная детская игра позволяет увидеть не все грани развития, значимые для педагога в построении образовательного процесса. В таком случае, эффективным инструментом педагогических наблюдений становится специально-организованная совместная с педагогом игровая деятельность.

Педагог создает игровые ситуации таким образом, чтобы максимально полно увидеть уровень овладения ребенком тем или иным навыком. При этом, руководя детской деятельностью, взрослый выступает деловым партнером игры дошкольника, оставляя за ребенком возможность самовыражения.

Необходимо помнить, что для достоверности информации, полученной в ходе наблюдений, важно моделировать те или иные педагогические ситуации, в которых ребенок сохранит спонтанность своих действий. Наиболее успешными для педагогических наблюдений выступают ситуационные моменты спровоцированные в ходе игровой деятельности.

Организуя педагогические наблюдения, важно увидеть не уровень (средний, низкий, высокий…), а конкретную трудность каждого ребенка.

Обладая этой информацией, педагог сможет откорректировать образовательный процесс таким образом, чтобы развитие было эффективно для каждого конкретного дошкольника.

Важной педагогической компетентность в этом ключе становится умение подобрать методические средства (приемы и методы) создания педагогических ситуаций, провоцирующих детей на использование конкретного навыка.

Проводя педагогическое наблюдение, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Так, например, главной особенностью развития речи 3–4‑летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых норм.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства. Организуя педагогические наблюдения воспитателю важно увидеть индивидуальные возможности каждого ребенка и строить педагогический процесс основываясь на полученной информации.

К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях. Подобные изменения — знак того, что у ребёнка в данный период начинает развиваться «внутренняя речь» — сокращённая, быстрая, но внешне не выраженная. Чтобы речь ребёнка в 4–5 лет продолжала быстрее развиваться, воспитателю важно знать речевые особенности каждого ребенка, видеть его достижения и речевые трудности. Одним из главных инструментов педагога, для организации педагогических наблюдений является, конечно, специально организованная игровая деятельность.

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей.

Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения с существительными. Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа.

В связной речи преобладает диалогическая речь, а также появляются элементы монологических высказываний. Развитие речи идет последовательно и поступательно, где каждое новообразование опирается на уже достигнутые умения и навыки. Воспитателю важно в самом начале учебного года определить уровень развития речи воспитанников, как основу для выстраивания эффективной траектории развития речи детей.

У детей 6–7 лет продолжается дальнейшее развитие речи:

увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык, совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,

вплотную подводит его к серьезному этапу — овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача педагога увидеть возможные затруднения ребенка для построения более эффективного образовательного процесса.

Особое внимание следует уделить организации педагогического наблюдения дошкольников с задержкой психического развития.

Становление словообразовательных процессов удетей с ЗПР происходит иначе, чем у нормально развивающихся детей; период детского словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем при нормальном развитии. Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Педагогу необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей и вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность.

Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений

лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Учитывая важность восприятия словесной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, педагогу важно выделить точки развития, имеющие наибольшую актуальность для каждого ребенка.

Наблюдение за речью детей с задержкой психического развития в спонтанной деятельности малоинформативно для педагога, а тестирование может вызвать у детей тревогу или страх, что существенно исказит достоверность информации. Для детей с ЗПР наиболее приемлемой формой диагностики развития связной речи выступает специально организованная игровая деятельность.

Педагогическое наблюдение является неотъемлемой частью

образовательного процесса. Благодаря ему педагоги выстраивают актуальные траектории развития детей, корректируют план учебно-воспитательной работы, оценивают эффективность реализации образовательной программы. Информация, полученная в ходе наблюдения, становится импульсом для инновационной деятельности педагога, при условии, что педагог не просто принимает ее к сведению, а всерьез анализирует и строит свою работу, развивая плюсы и минимизируя недостатки.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика М.: ТЦ Сфера, 2013.
  2. Белая К. Ю. Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2016.
  3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 2006.
  4. Савченко В. И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  5. Сенченко О. В. Организация педагогической диагностики в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Казань: Издательство Бук, 2018.
  6. Сенченко О. В. Педагогические наблюдения в дошкольной образовательной организации. Казань: Издательство Бук, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагог, образовательная программа, педагогическое наблюдение, психическое развитие, речь детей, образовательный процесс, образовательная организация, игровая деятельность, грамматический строй.

Похожие статьи

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях...

- развитие у детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной

- развитие игровой деятельности детей в целом, использование сюжетно-ролевых игр с

- работа с родителями; - совместная деятельность ребёнка с педагогом, где присутствует...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск. Наличие проблемной ситуации, важной и понятной ребенку, выявленной им, при грамотном участии взрослого, является сильной мотивацией для ребенка вступить в общение, рассуждать, и...

Наблюдение как метод оценки качества образовательного...

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом.

Например: С целью оценки динамики развития Ивановой Маши педагог планирует понаблюдать за

Для того чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог...

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР...

Группа детей с задержкой психического развития состоит из детей младшего и среднего

В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования. Если ребёнок в данный...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей. Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования

Форма игры в образовательном процессе ДОУ — это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация...

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет

Каждый из участников педагогического процесса решает комплекс определённых задач.

Для более успешного усвоения детьми грамматических средств языка педагоги применяют в...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет

- систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей...

Организация образовательного процесса в старших группах...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает...

Интеграция образовательных областей в образовательной...

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи: ‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и...

Похожие статьи

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях...

- развитие у детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной

- развитие игровой деятельности детей в целом, использование сюжетно-ролевых игр с

- работа с родителями; - совместная деятельность ребёнка с педагогом, где присутствует...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск. Наличие проблемной ситуации, важной и понятной ребенку, выявленной им, при грамотном участии взрослого, является сильной мотивацией для ребенка вступить в общение, рассуждать, и...

Наблюдение как метод оценки качества образовательного...

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом.

Например: С целью оценки динамики развития Ивановой Маши педагог планирует понаблюдать за

Для того чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог...

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР...

Группа детей с задержкой психического развития состоит из детей младшего и среднего

В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования. Если ребёнок в данный...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей. Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования

Форма игры в образовательном процессе ДОУ — это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация...

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет

Каждый из участников педагогического процесса решает комплекс определённых задач.

Для более успешного усвоения детьми грамматических средств языка педагоги применяют в...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет

- систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей...

Организация образовательного процесса в старших группах...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает...

Интеграция образовательных областей в образовательной...

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи: ‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и...