Педагогическая разработка: программа по изобразительному искусству «Фантазия» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, ноябрь 2019)

Дата публикации: 14.10.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Мингалимова Э. Ф. Педагогическая разработка: программа по изобразительному искусству «Фантазия» [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15360/ (дата обращения: 22.11.2019).



Постановка проблемы

Многие дети любят рисовать, но со временем их интерес к изобразительному искусству значительно угасает. Среди них есть и такие, которые до конца не раскрыли свой талант, появились другие увлечения. Сохранить их интерес, поддержать искорку радости от процесса рисования и творчества можно, начиная с раннего возраста.

Для этого я разработала экспериментальную систему занятий по изобразительному искусству для поддержки талантливых детей средствами дополнительного образования, в частности, авторская программа «Фантазия». Она способствует формированию духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста через восприятие окружающего мира, восприятия произведений изобразительного искусства и через практическую, творческую деятельность.

Пояснительная записка

Авторская программа «Фантазия» направлена на гармоничное развитие художественных и интеллектуальных возможностей ребенка, дает возможность заинтересовать и показать ему интересный, разнообразный мир искусства.

Особенностью программы является одновременность целенаправленного поэтапного развития образного мышления, связанного с познавательной функцией, и формирования технических навыков, при помощи которых он не только изображает, но и узнает окружающиймир.

В процессе знакомства с различными видами изобразительного искусства у детей постепенно образуется система специальных навыков и умений. Появляются и развиваются способности ребенка, реализуется его творческий потенциал, желание самому придумывать что-то новое.

Цель: создание условий для творческой самореализации каждого ребенка.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать специальные знания по предмету (основные законы компоновки предметов на плоскости, основные законы перспективы, основы цветоведения, художественные термины);
  2. Отработать технические умения и навыки, необходимые для творческих процессов в изобразительной деятельности;
  3. Расширить представление об окружающем мире.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию способностей самопознания и самореализация в творчестве;
  2. Расширение ассоциативных возможностей мышления и творческих способностей;
  3. Развивать умения анализировать, оценивать свою и чужую работу;
  4. Развить познавательно-творческую активность ребенка

Воспитательные:

  1. Сформировать художественный вкус;
  2. Воспитать способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать;
  3. Сформировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению.

Программа рассчитана на 1 год, в группе 7–8 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 мин, с ноября по апрель, возраст детей 7–8 лет.

Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Учебно-тематический план:

Темы

Количество часов

1. Знакомство (штрихи, мазки, работа по-сырому, работа с различными материалами)

14 занятий

2. Человек

6 занятий

3. Времена года

10 занятий

4. Сказочные герои

3 занятий

5. Животные

8 занятий

6. Деревья

5 занятий

7. Птицы

2 занятия

ВСЕГО:

48 занятий


Содержание программы:

Дата

Тема

Содержание, задачи

Материал

ноябрь

  1. «Путешествие Карандаша и Кисточки»

Знакомство с художественными материалами, ознакомительное задание, выяснение творческих возможностей учащихся.

Акварель,

гуашь

  1. «Акварельные фантазии»

Работа с акварельными красками.

Техника работы «по-сырому».

Смешение цветов.

Акварель

  1. «Рисуем деревья и траву»

Знакомство с понятием «мазок», овладение техническими навыками.

Акварель

  1. «Разноликое солнышко»

Цвет, как основное понятие живописи.

Три основных цвета. Понятие теплый цвет.

Смешение желтого цвета.

Акварель

  1. «Картина мазками»

(вода, мост, небо, солнце, рыбки)

Освоение названий мазков: капля, дождик, кирпичик, наклонное движение, кручение, движение к точке. Использование их в композиции.

Акварель

  1. «Морской конек, морская рыбка»

Цвет, как основное понятие живописи. Три основных цвета. Понятие холодный цвет. Смешение синего цвета.

Акварель

  1. «Рисуем дождик»

Цвет осеннего неба (с использованием холодных цветов, передача дождя с помощью восковых мелков). Разнообразие оттенков холодных цветов.

Акварель,

восковые

мелки

  1. «Осенний пейзаж»

Передача тонально-цветовыми сочетаниями образа одного из времени года — Осени. Знакомство с понятием цветовой гаммы, разъяснение ее роли в композиции.

Акварель

декабрь

  1. «Птицы» (сова)

Рисунок как вид графики. Знакомство с графическими материалами, их свойствами и способами применения. Выполнение упражнений. Развитие наблюдательности и образной памяти.

Цветные ручки

  1. «Роботы»

Знакомство с понятием «штрих», виды штрихов. Необычные штрихи.

Цветные

ручки,

фломастер

  1. «Город мастеров»

Освоение вертикальной, горизонтальной, прямой, волнистой, ломаной, толстой и тонкой линии.

Черная гелиевая

ручка

  1. «Дракон»

Развитие наблюдательности, образной памяти, навыка композиционного решения изображения на листе.

Черная гелиевая

ручка

  1. «Фигурка штрихами»

Синтез приобретенных навыков.

Черная

гелевая

ручка

  1. «Сказочные существа»

Знакомство с техникой печатания поролоном, с понятием «монотипия».

Акварель,

гуашь, поролон

7, 8 «Новый год»

Развитие навыка композиционного решения изображения на листе. Использование различных материалов для украшения работы.

Гуашь,

мишура,

конфетти,

вата,клей

январь

  1. «Елочки зимой»

Использование тонового контраста: на черном фоне — белое. Применение разнообразных мазков при передаче веток елочек.

Гуашь,

белила,

жесткая кисть

  1. «Деревья зимой»

Использование различных технических приемов работы кистью при передаче характера различных деревьев.

Гуашь,

белила,

поролон.

  1. «Зимний пейзаж»

Передача выразительного решения композиции живописными средствами. Использование разбеленных и приглушенных цветов для создания фона.

Гуашь

  1. «Зимняя фантазия»

Передача тонально — цветовыми сочетаниями образа времени года — Зима (абстракция), смешение цветов для передачи зимней гаммы.

Гуашь

  1. «Зима — красавица»

Передать характерные черты образа Зимы как девушки, выбрать наиболее выразительные живописно-композиционные средства.

Акварель

  1. «В деревне»

Знакомство с материалом «пастель», передача цвета зимнего неба с использованием холодных оттенков.

Пастель

  1. «Белые медведи»

Тоновые отношения в рисунке, использование прямых линий и углов для передачи «холодного» совершенства зимнего пространства.

Гуашь

  1. «Цветущий сад»

Знакомство с техникой «граттаж», техника работы пером и черной тушью.

Акварель, тушь,

свечка,

перо

февраль

  1. «Чудо-машины»

Развитие воображения, поиск выразительного решения композиции.

Гуашь

  1. «Натюрморт»

Знакомство с понятием «натюрморт». Развитие чувства гармонии, попытка передать «жизнь» неживых предметов, придать своей работе настроение. Обучение приемам организации плоскости листа.

Акварель

  1. «Животные» (белка)

Развитие наблюдательности и образной памяти. Знакомство с материалом «сангина», передача фактуры шерсти животного.

Сангина,

чай

  1. «В лесу, зимой»

Построение изображения с учетом выразительности свойств формата бумаги (верх — низ, лево — право). Формат вертикальный, удлиненный.

Гуашь

  1. «Волшебный замок»

Изучение пропорций здания.

Акварель,

гуашь

  1. «Фигура человека, веселый клоун»

Изучение основных пропорций строения тела человека. Достижение выразительной характеристики эмонационального состояния, передача праздника, движения.

Акварель

  1. «Портрет сказочного героя»

Передача характера сказочного персонажа в рисунке, при работе с цветом выбирать контрастные, яркие цветовые решения. Изучение пропорций частей лица.

Акварель, гуашь

  1. «Избушка на курьих ножках»

Развитие навыка композиционного решения изображения на листе. В цвете добиваться многообразия цветовых оттенков, стараться передать свое отношение к изображаемому через цвет.

Гуашь

март

  1. «Уточка»

Рисование с натуры (чучело). Передача основных пропорций птицы.

Пастель

  1. «Ящерица»

Разнообразие оттенков теплых и холодных цветов. Работа солью.

Акварель,

соль

  1. «Зеленая страна»

Получение многообразия зеленых цветовых оттенков.

Акварель

  1. «Птицы»

Знакомство с техникой витража. Изучение общих свойств композиции.

Акварель,

гуашь

  1. «Чудо-кот»

Обучение выражению своего отношения к изображаемому через изображение животных.

Акварель,

гуашь

  1. «Мостик»

Передача пространства (плановость, линия горизонта, масштабность изображения).

Чай,

черная гелевая ручка

  1. «Джунгли»

Знакомство с понятием «силуэта», развитие способности выделения главного в композиции.

Акварель,

гуашь

  1. «Фантастический город»

Развитие пространственного воображения, фантазии, работа тоном. Смешивание двух цветов.

Гуашь,

акварель

апрель

  1. «Космический пейзаж»

Развитие фантазии, воображения, изобретательности, композиционного мышления, технические навыки работы –набрызг, поролон.

Акварель,

соль

  1. «Подводный мир»

Развитие образного мышления, понимания выразительности цветового решения. Разнообразие оттенков теплой гаммы цветов.

Акварель

  1. «Сказочный герой»

(кот в сапогах)

Развитие фантазии, выразительности композиционного и цветового решения, воспитания веры в торжество добра над злом.

Акварель,

гуашь

  1. «Карета»

Выполнение наброска кареты с картины, передача пропорций. Развитие фантазии, достижение максимальной выразительности цветового решения.

Акварель

  1. «Кот в сапогах»

(иллюстрация)

Обучение иллюстрированию сказок. Находим в тексте основную идею, определяем выразительные моменты сюжета, которые можно проиллюстрировать. Обучение чувствовать и передавать в иллюстрациях настроение. Обучение художественному видению образа сказки.

Акварель,

гуашь

  1. «Фигура человека в движении»

Изменение пропорций фигуры человека в зависимости от сгибания рук и ног.

Акварель,

гуашь

  1. «Витраж»

Закрепление навыков композиционного размещения на листе, воспитание уважения к труду. Задание требует применения всей суммы знаний и навыков, приобретенных учащимися в течение года на занятиях. Выбор сюжета для наиболее выразительного воплощения творческого замысла. Выполнение в материале задуманной композиции и ее отделка.

Краски по

стеклу, фоторамка

Основные термины (генерируются автоматически): акварель, гуашь, знакомство, изобразительное искусство, цвет, развитие фантазии, развитие наблюдательности, образная память, композиционное решение изображения, цветовое решение.

Похожие статьи

К вопросу о рисунке по памяти, представлению и воображению

Тренировка и развитие наблюдательности, зрительной памяти — это не самоцель. Умение наблюдать и запоминать увиденное, необходимо

Развитие способностей, связанных с рисованием по представлению и воображению должна предшествовать систематическая...

Влияние техник рисования на развитие воображения...

Затрудняет развитие воображения ребенка несформированность умений и навыков в графике, передача изображения тонкими линиями.

Параллельно с уменьшением уровня воображения у ребенка пропадает интерес к искусству, к изобразительной деятельности, обедняется...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников цвет становится самым важным и

Систематическое знакомство детей с искусством помогает детям лучше увидеть

Наблюдения жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Развитие цветового восприятия — одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Период раннего возраста, где все внимание ребенка направлено на знакомство с цветом начинается с беспорядочных...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

– темы-знакомства с памятниками изобразительного искусства различных исторических эпох, начиная с самых древних и воплощение собственных

Влияние изобразительного искусства на развитие личности... Изобразительное искусство — один из видов художественного...

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

Развитие фантазии и наблюдательности содействуют умению в натуре почувствовать источник выразительности, отразить свое отношение к нему, искренне выразить ярко и очень интересно свой замысел. Вся работа преимущественно идет по представлению.

Развитие творческих способностей у дошкольников...

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т

3. Развитие творческого воображения. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и...

Развитие художественно-творческих способностейна основе...

Требования сегодняшнего времени — развивать художественно-творческие способности дошкольников и ребёнка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит...

Развитие художественной одаренности младших школьников

развитие системы внеурочной системы работы для развития художественной одаренности школьников.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге

На первых уроках изобразительного искусства уместно для оценивания творческой...

Похожие статьи

К вопросу о рисунке по памяти, представлению и воображению

Тренировка и развитие наблюдательности, зрительной памяти — это не самоцель. Умение наблюдать и запоминать увиденное, необходимо

Развитие способностей, связанных с рисованием по представлению и воображению должна предшествовать систематическая...

Влияние техник рисования на развитие воображения...

Затрудняет развитие воображения ребенка несформированность умений и навыков в графике, передача изображения тонкими линиями.

Параллельно с уменьшением уровня воображения у ребенка пропадает интерес к искусству, к изобразительной деятельности, обедняется...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников цвет становится самым важным и

Систематическое знакомство детей с искусством помогает детям лучше увидеть

Наблюдения жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Развитие цветового восприятия — одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Период раннего возраста, где все внимание ребенка направлено на знакомство с цветом начинается с беспорядочных...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

– темы-знакомства с памятниками изобразительного искусства различных исторических эпох, начиная с самых древних и воплощение собственных

Влияние изобразительного искусства на развитие личности... Изобразительное искусство — один из видов художественного...

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

Развитие фантазии и наблюдательности содействуют умению в натуре почувствовать источник выразительности, отразить свое отношение к нему, искренне выразить ярко и очень интересно свой замысел. Вся работа преимущественно идет по представлению.

Развитие творческих способностей у дошкольников...

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т

3. Развитие творческого воображения. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и...

Развитие художественно-творческих способностейна основе...

Требования сегодняшнего времени — развивать художественно-творческие способности дошкольников и ребёнка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит...

Развитие художественной одаренности младших школьников

развитие системы внеурочной системы работы для развития художественной одаренности школьников.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге

На первых уроках изобразительного искусства уместно для оценивания творческой...