Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тросницкая, Е. В. Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина» / Е. В. Тросницкая. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15349/ (дата обращения: 25.04.2024).



Образовательная деятельность «По страницам сказок А. С. Пушкина»разработана с использованием квест — технологии, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Эта технология не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между ними. В квесте присутствует эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации), который способствует развитию аналитических способностей, развивает у воспитанников фантазию и творчество.

Образовательная деятельность «По страницам А. С. Пушкина» включает в себя вводную, основную и заключительную части.

В вводной части разыгрывается проблемная ситуация, которая мотивирует детей к действию — помочь восстановить альбом «Мир музыкальных образов».

Основная часть включает в себя поисковые действия, в ходе которых дети выполняют упражнения на развитие музыкального мышления и творческого воображения. Закрепляют танцевальные движения и песенный репертуар.

В заключительной части дети делают выводы и демонстрируют свое отношение к классической музыке, к характерным ее изображениям.

Форма организации занятия — фронтальная.

В образовательной деятельности используются следующие методы и приемы:

− словесные (вопросы, беседа, диалог, чтение стихотворения);

− наглядные (демонстрация видео послания, альбома музыкальных образов, фрагмента сказки, использование иллюстраций сказок А. С. Пушкина, аудио и видеозапись музыкальных фрагментов Н. А. Римского-Корсакова);

− практические (импровизированное выполнение музыкальных упражнений и заданий, исполнение танцевальной композиции, песни).

Конспект образовательной деятельности является авторской разработкой. Данная разработка может использоваться в качестве НОД по музыкальному развитию для старших дошкольников. Мероприятие проводится в форме партнерского взаимодействия и обеспечивает эмоциональный комфорт дошкольников.

Цель: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия и развитие творческих способностей у дошкольников.

Задачи:

− формировать умение детей осуществлять самостоятельный выбор движений в соответствии с музыкальным фрагментом;

− развивать творческое воображение, внимание и наблюдательность;

− развивать умение воспринимать музыку различного характера, умение самостоятельно высказываться о характере и содержании произведения;

− закреплять певческие и танцевальные навыки.

Виды детской деятельности: музыкально-художественная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, презентация, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, видеообращение от имени Царевны-Лебедя, аудио и видеозаписи музыкальных фрагментов Н. А. Римского-Корсакова.

Музыкальный репертуар:

Костенко А. «Кадриль» /Суворова Т. «Танцевальная ритмика для детей» часть 2

Римский-Корсаков Н. А. Цикл «Три чуда» «Белка», опера «Сказка о царе Салтане»;

Римский-Корсаков Н. А. «Полет шмеля», опера «Сказка о царе Салтане»;

Римский-Корсаков Н. А. «Море», вступление к опере «Садко»;

Римский-Корсаков Н. А. тема ко 2-му действию «Бочка по морю плывет», опера «Сказка о царе Салтане»;

Филиппова Е., Полухин Ю. «Чудо сказки»

Предварительная работа: знакомить с содержанием сказок А. С. Пушкина, с творчеством композитора Н. А. Римского-Корсакова. Разучить танец «Кадриль» А. Костенко, песню Филипповой Е. и Полухина Ю. «Чудо сказки». Подобрать аудио и видеоматериал: портрет композитора, поэта, музыкальные фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане»: «Белка», «Полёт шмеля», темы «Бочка по морю плывет», оперы «Садко»: «Море». Подготовить презентацию с видео посланием Царевны-лебеди, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина.

Организация обстановки: музыкальный зал разделен на центры: центр просмотра видеописьма, слушания музыкального материала, исполнения песни. Центр выполнения музыкальных заданий — импровизаций, танцевальной композиции. 3 центра, оборудованные атрибутами сказок А. С. Пушкина, центр — корабль-парусник.

Вводная часть.

Дети заходят в зал. Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель, далее педагог: Сегодня, на нашем занятии мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского композитора

Н. А. Римского-Корсакова.

Показать портрет композитора.

Ребята, каждый творческий человек по-разному описывал тот или иной образ в своих произведениях. Ответьте мне, как это делают поэты? Ответы детей.

А композиторы? Ответы детей. А художники? Ответы детей. Молодцы!

А сейчас я вам покажу «Альбом музыкальных образов». В этом альбоме находятся картинки из сказок А. С. Пушкина. И, открывая страницу за страницей, благодаря музыке Н. А. Римского-Корсакова, мы не только увидим этот сюжет, но и услышим.

Педагог открывает альбом и замечает, что на одной странице смешались сразу несколько (три) сюжетов. Он показывает это детям, которые рассматривая, понимают, что случилось и на вопрос педагога: «Что же делать?» — предлагают свои варианты.

Из альбома выпадает музыкальный диск.

Педагог: Что это? Ответы детей. Совершенно верно, это музыкальный диск. Мы его сейчас поставим, посмотрим и послушаем, что на нем.

Основная часть.

Вставляется диск. Включается видео: послание от Царевны-Лебедя.

«Чтоб альбом восстановить, нужно постараться.

Рада вам, друзья, помочь в сказках оказаться.

В путь скорее собирайтесь, в мух, шмелей вы превращайтесь.

И летите, словно птицы, вы за сказочной страницей».

Педагог: Что же нам надо сделать? Вы поняли? Ответы детей. Тогда, поднимайтесь со стульчиков, выходите, закройте глазки. И сейчас каждый из вас решит, в какого насекомого он превратится. И, слушая музыкальный фрагмент Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля», мы с вами отправимся в первую сказку.

Импровизационные движения детей «Полет насекомых» — Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

По окончании музыки дети с педагогом подходят к декорациям первой сказки. (Ель, белка с орешками)

Педагог: Вот мы с вами и попали в первую сказку. Посмотрите, пожалуйста, на декорации, что это за сказка? Ответы детей. Почему вы так решили? Что из декораций вам помогло? Ответы детей, где они вспоминают отрывок А. С. Пушкина — описание Белки из «Сказки О царе Салтане». Молодцы. А сейчас мы с вами сядем на стульчики и послушаем, как изобразил в своей музыке образ Белки Н. А. Римский-Корсаков.

Слушание: Римский-Корсаков Н. А. Цикл «Три чуда» — «Белка», из оперы «Сказка о царе Салтане»

Педагог: Понравилась вам музыка? Какая она? Ответы детей. Не звучит ли в ней знакомая вам мелодия? Ответы детей. Наиграть тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» на инструменте, напеть. А вы знаете, что многие композиторы, сочиняя свои произведения, такие как опера, балет, симфония, обращались к народной музыке и использовали их в своих сочинениях. Вот и Н. А. Римский-Корсаков включил в тему Белки русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Педагог предлагает кого-нибудь из детей посмотреть, нет ли где в декорациях страницы из этой сказки. Дети находят ее.

Включают следующее видео послание Царевны-лебедя.

«Сказку вы мою узнали, одну страницу вы забрали.

Но ждет вас снова дальний путь в другую сказку. Но отнюдь

Вас превращать не стану я. А ждет корабль вас, друзья.

На палубу вы поднимайтесь. В дорогу, в сказку отправляйтесь!»

Педагог предлагает подняться со стульчиков и пройти на корабль.

Проводится дыхательная гимнастика «Надуваем паруса».

Изображая «морскую качку», вспоминаем отрывок А. С. Пушкина

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Педагог: Прибыли, спускаемся на берег. Вот мы попали еще в одну сказку.

Дети с педагогом подходят к декорациям следующей сказки. (Домик, корыто, рыбацкая сеть.)

Давайте, подумаем, в какую сказку мы попали? Ответы детей. Правильно, это «Сказка о рыбаке и рыбке». Ребята, а где жили старик со старухой. Ответы детей. Правильно, на берегу моря. А какое бывает море? Ответы детей. Значит, у моря тоже бывает разное настроение? То оно тихое и спокойное. А порой, грозное и бушующее. Сейчас, мы послушаем музыкальный фрагмент Н. А. Римского-Корсакова «Море». Но будем не просто слушать, а своими движениями изображать смену морского настроения, которое передается в музыке.

Проводится ритмопластический этюд «Морское настроение» -

Римский-Корсаков Н. А. «Море», вступление к опере «Садко»

Педагог предлагает кого-нибудь из детей посмотреть, нет ли где в декорациях страницы из этой сказки. Дети находят ее.

Включают следующее видео послание Царевны-лебедя.

«Названье сказки угадали. Прекрасно море показали.

За музыкальный ваш этюд вернулась сказка к вам. Но ждут

Еще вас приключенья, нелегкий путь.

Но без сомненья, вы справитесь, мои друзья.

Вам в пары надо встать, не удивляйтесь!

И в бочках в путь вы отправляйтесь!»

По просьбе педагога дети встают парами и под небольшой музыкальный фрагмент изображают «путешествие по морю в бочке»-

Римский-Корсаков Н. А. тема ко 2-му действию «Бочка по морю плывет», опера «Сказка о царе Салтане»

По окончании музыки педагог с детьми подходят к следующим декорациям. (Печь, стол с чашей и семью ложками, яблоко, богатырские доспехи)

Педагог: Перед нами еще одна сказка. Какая? Ответы детей. Правильно, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А чем закончилась эта сказка? Ответы детей. Конечно, был веселый пир. А что делают, когда веселятся? Ответы детей. Правильно. Поют песни, танцуют. Может, и мы вспомним какой-нибудь веселый танец?

Воспитанники исполняют, ранее изученный танец «Кадриль» А. Костенко – Суворова Т. «Танцевальная ритмика для детей» часть 2

Педагог предлагает кого-нибудь из детей посмотреть, нет ли где в декорациях страницы из этой сказки. Дети находят ее.

По просьбе педагога садятся на стульчики.

Педагог: Ну, что ж, страницы мы собрали и восстановили наш альбом. Теперь я смогу его показывать и другим детям. Спасибо, вам, ребята. А что же это были за страницы, и что их всех объединяет? Ответы детей. Правильно, это сказки. А, может, мы вспомним какую-нибудь песню о сказках. Дети напоминают, что когда-то учили песню Филипповой Е., Полухина Ю. «Чудо сказки».

Исполнение песни Филипповой Е., Полухина Ю. «Чудо сказки».

Заключительная часть

Педагог: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Ответы детей. Что вам больше всего запомнилось? Ответы детей. Какие музыкальные образы вам понравились? Почему? Ответы детей.

На этом наше занятие закончено.

Музыкальное прощание. Дети покидают зал.

Литература:

  1. Кряжева Н. А. «Развитие эмоционального мира детей»./ Ярославль «Академия развития» 2010 г.
  2. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»/ Дубна: Феникс +, 2014.
  3. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»./ Авторская программа и методические рекомендации. — М. 2009 г.
  4. Суворова Т. И. «Танцевальная ритмика для детей» учебное пособие: выпуск 1–6/ Санкт-Петербург: Русская коллекция, 2014 г.
  5. https://clck.ru/FHvS4
Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, Пушкин, римский-корсаков, сказка, ребенок, Римского-Корсаков, педагог, образовательная деятельность, заключительная часть, музыкальный фрагмент.

Похожие статьи

Олимпиада-игра по музыкальной литературе как внеклассная...

Детский музыкально-образовательный абонемент как... − по характеру участия детской аудитории в мероприятиях абонемента

Но в ходе подготовки проекта музыкальной основой оперы стала музыка композиторов М.Глинки, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова...

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии...»

Ученики (предполагаемые ответы детей): О Пушкине, о поэзии Пушкина...

Ученики (рассматриваются предполагаемые ответы детей): Портрет работы художника Ореста

Учитель 2: Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский...

Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового...

Не секрет, что нам приходится обучать детей, обладающих

А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать и развить их заинтересованность?

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям младшего школьного возраста, а язык сказки близок и понятен.

Конспект музыкальной образовательной деятельности...

Содержание образовательной деятельности: (Дети друг за другом входят в музыкальный зал, встают

Ответ детей. Музыкальный руководитель: Мне кажется, что вам пора снова превращаться в мальчиков и девочек, потому что вечером за вами в детский сад придет мама!

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное...

Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс

Музыкально-ритмические движения помогают двигаться ритмично и выразительно

В дошкольном образовательных учреждениях детей не учат играть на настоящих...

Тема детства в зеркале писем Ц. Кюи к Н. Доломановой

Ключевые слова: Ц. Кюи, Н. Доломанова, детская опера, музыка для детей, эпистолярное наследие Ц. Кюи.

Деятельность Н. Н. Доломановой была посвящена развитию системы музыкально-эстетического воспитания: Надежда Николаевна проводила уроки музыки...

Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно...

Приобщая детей к музыке и развивая музыкально-художественную деятельность дошкольника, мы стараемся сочетать развлечения с обучением, используя методы и приемы ТРИЗ и РТВ, погружая детей в музыкальное творчество.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность, дошкольное учреждение. Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной...

Отражение темы детства в фортепианных произведениях Цезаря...

Произведения о детях и для детей составляют отдельную страницу в фортепианном наследии Кюи, обращение к ней позволяет увидеть

Детский музыкально-образовательный абонемент как... Лектор-музыковед не только поясняет детям музыкальный материал, но и создает...

Похожие статьи

Олимпиада-игра по музыкальной литературе как внеклассная...

Детский музыкально-образовательный абонемент как... − по характеру участия детской аудитории в мероприятиях абонемента

Но в ходе подготовки проекта музыкальной основой оперы стала музыка композиторов М.Глинки, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова...

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии...»

Ученики (предполагаемые ответы детей): О Пушкине, о поэзии Пушкина...

Ученики (рассматриваются предполагаемые ответы детей): Портрет работы художника Ореста

Учитель 2: Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский...

Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового...

Не секрет, что нам приходится обучать детей, обладающих

А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать и развить их заинтересованность?

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям младшего школьного возраста, а язык сказки близок и понятен.

Конспект музыкальной образовательной деятельности...

Содержание образовательной деятельности: (Дети друг за другом входят в музыкальный зал, встают

Ответ детей. Музыкальный руководитель: Мне кажется, что вам пора снова превращаться в мальчиков и девочек, потому что вечером за вами в детский сад придет мама!

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное...

Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс

Музыкально-ритмические движения помогают двигаться ритмично и выразительно

В дошкольном образовательных учреждениях детей не учат играть на настоящих...

Тема детства в зеркале писем Ц. Кюи к Н. Доломановой

Ключевые слова: Ц. Кюи, Н. Доломанова, детская опера, музыка для детей, эпистолярное наследие Ц. Кюи.

Деятельность Н. Н. Доломановой была посвящена развитию системы музыкально-эстетического воспитания: Надежда Николаевна проводила уроки музыки...

Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно...

Приобщая детей к музыке и развивая музыкально-художественную деятельность дошкольника, мы стараемся сочетать развлечения с обучением, используя методы и приемы ТРИЗ и РТВ, погружая детей в музыкальное творчество.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность, дошкольное учреждение. Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной...

Отражение темы детства в фортепианных произведениях Цезаря...

Произведения о детях и для детей составляют отдельную страницу в фортепианном наследии Кюи, обращение к ней позволяет увидеть

Детский музыкально-образовательный абонемент как... Лектор-музыковед не только поясняет детям музыкальный материал, но и создает...