Модульное обучение в рамках реализации межпредметных связей в условиях ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новикова О. В., Мореншильдт И. К., Черепова К. Г. Модульное обучение в рамках реализации межпредметных связей в условиях ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 2-5. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15327/ (дата обращения: 24.10.2019).



Новые федеральные государственные образовательные стандарты направлены на усиление содержательной части школьной программы и должны способствовать развитию здорового образа жизни учащихся.

С данной точки зрения, стратегия социального проектирования ФГОС определяет способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся.

Согласно данным нового стандарта основного общего и среднего (полного) образования обучающийся должен быть развитой личностью, обладающей целостным мировоззрением, способностью к самореализации в будущей профессиональной и общественной деятельности в качестве полноценного члена общества [1].

Ориентация на достижение личностного и метапредметного результата обучения становится приоритетной в учебной деятельности, что способствует формированию целостной картины мира. Очень часто при изучении предметов школьной программы обучающимся сложно самостоятельно найти межпредметную связь и практическую значимость изученного материала.

Например, изучив материал на проценты в курсе алгебры, учащиеся часто испытывают затруднения при решении аналогичных задач в рамках таких предметов как физика и химия. Таким образом, отработанный алгоритм решения задач на проценты в рамках курса алгебра, не диссеминируется на других предметах.

Практическая значимость алгоритма решения задач на проценты, также остается загадкой для многих учащихся. Несмотря на то, что в будущем в жизни им придется их высчитывать.

Анализируя материал школьных курсов алгебры, геометрии, физики и информатики, можно отметить, что есть целый ряд междисциплинарных тем, в которых учитель-предметник, объясняя материал, может делать акцент на смежные дисциплины, и приводить пример данной модели на примерах другого предмета.

Также в современных учебниках, несмотря на требования ФГОС, до сих пор мало практических задач, которые позволили бы учащимся понять, зачем они изучают тот или иной материал.

Таким образом, межпредметные связи выходят на первый план при оценке учебных достижений учащихся в рамках действия ФГОС [1].

С 2020 года формат заданий в ОГЭ и ЕГЭ также смещается в сторону задач с практическим содержанием.

В первой части учащимся придется ознакомиться с текстом и решить 5 практических задач.

Таким образом, основной акцент делается на умения, а не на знания. Необходимо будет продемонстрировать навыки систематизации информации и аргументации.

Рассмотрим, в качестве примера задачу из курса физики 9 класс:

Высота над землей подброшенного вверх мяча меняется по закону:

h(t) = t2- 5t+6.

Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее 4 м?

Рассмотрим данную задачу с точки зрения трех выбранных нами предметов:

− Математика (Цель: Изучение свойств квадратичной функции, решение квадратного уравнения, построение графика функции, подготовка к решению заданий ОГЭ)

− Физика (Цель: Изучение закона равноускоренного движения, подготовка к решению заданий ОГЭ)

− Информатика (Цель: Построение графика в программе Excel, создание формулы и таблицы значений функций, подготовка к решению заданий ОГЭ).

Таким образом, у учащегося формируется межпредметная связь в рамках одной темы. При этом каждый предмет в целом достигает различных результатов и целей в процессе решения одной и той же задачи.

Однако, если посмотреть на данную тему через призму трех или двух предметов, то можно повысить уровень усвояемости материала. Например, в рамках урока информатики у преподавателя есть возможность визуализировать данный процесс с помощью программных средств, и показать на уроке статичную и динамическую модель полета мяча. Таким образом, учащиеся наглядно увидят траекторию движения мяча и поймут смысл задачи.

Рассмотрим основные достоинства модульной системы обучения

  1. структурированность учебного материала (позволяет синхронизировать темы для выстраивания межпредметных связей, повышает качество обучения, позволяет использовать индивидуальные программы обучения)
  2. формирования компетенций исходя из личностных качеств учащихся;
  3. возможность адаптация учебного материала к дидактическим условиям, формирование практических навыков решение;
  4. возможность дистанционного обучения.

В качестве недостатка модульной системы можно выделить существование вероятности неправильной компоновки учебного материала в модулях.

Таким образом, повысить метапредметные результаты можно за счет интеграции модульного изучения школьных предметов, а формирование целостной картины мира в рамках обучения возможно при активном включении практически-ориентированных заданий.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты https://fgos.ru
  2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кардомцев С. Б. и др. Геометрия. 7–9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 384 с.
  3. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 271 с.
  4. Открытый банк заданий ЕГЭ. URL: http://mathege.ru/or/ege/
Основные термины (генерируются автоматически): решение заданий, учебный материал, задача, межпредметная связь, образ, предмет, учащийся, целостная картина мира, школьная программа.

Похожие статьи

Mineral waters and thermal watersermal of Azerbaijan

Таким образом, у учащегося формируется межпредметная связь в рамках одной темы. При этом каждый предмет в целом достигает различных результатов и целей в процессе решения одной и той же задачи. Однако, если посмотреть на данную тему через призму трех или двух...

Эффективность использования межпредметных связей на...

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна.

Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному...

Роль межпредметных связей в формировании и развитии...

межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на

межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических

Таким образом, сопоставив понятие «межпредметные связи» и понятие «системное мышление»...

Межпредметные связи как дидактическое средство повышения...

Работа посвящена исследованию межпредметных связей как дидактическому средству повышения эффективности урока ИЯ. Межпредметные связи представляют собой интеграцию знаний двух предметов, согласованность учебных программ...

Интегрированные уроки с применением информационных...

Основная цель такого урока: формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём. Кроме интегрированного, применяется еще межпредметный урок – это форма занятий, где изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из...

Научная картина мира в языке младшего школьника

Задача школы — раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его

Научная картина мира при этом выступает как «целостный образ мира, включающий представления

Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных...

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения...

Учебный материал, изучаемый на межпредметной основе, таким образом, способствует

Объединяя учебные предметы в систему, межпредметные связи выполняют только им

Межпредметные связи по составу показывают — что используется, трансформируется из...

Контент-анализ определений понятия «межпредметные связи»

Межпредметные связи — это дидактическое условие, сопутствующее отражению в учебном процессе сформированности целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также овладение учащимися навыками...

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

Статья посвящена использованию межпредметных связей в практике преподавания курса ОБЖ.

Межпредметные связи способствуют созданию у обучающихся наиболее полной и

При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину...

Создание оптимальных условий для развития мышления...

Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более

Межпредметные связи способствуют повышению научного уровня знаний обучающихся

По мере познания этих наук учащиеся убеждаются, что глубокие прочные знания дают человеку...

Похожие статьи

Mineral waters and thermal watersermal of Azerbaijan

Таким образом, у учащегося формируется межпредметная связь в рамках одной темы. При этом каждый предмет в целом достигает различных результатов и целей в процессе решения одной и той же задачи. Однако, если посмотреть на данную тему через призму трех или двух...

Эффективность использования межпредметных связей на...

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна.

Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному...

Роль межпредметных связей в формировании и развитии...

межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на

межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических

Таким образом, сопоставив понятие «межпредметные связи» и понятие «системное мышление»...

Межпредметные связи как дидактическое средство повышения...

Работа посвящена исследованию межпредметных связей как дидактическому средству повышения эффективности урока ИЯ. Межпредметные связи представляют собой интеграцию знаний двух предметов, согласованность учебных программ...

Интегрированные уроки с применением информационных...

Основная цель такого урока: формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём. Кроме интегрированного, применяется еще межпредметный урок – это форма занятий, где изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из...

Научная картина мира в языке младшего школьника

Задача школы — раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его

Научная картина мира при этом выступает как «целостный образ мира, включающий представления

Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных...

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения...

Учебный материал, изучаемый на межпредметной основе, таким образом, способствует

Объединяя учебные предметы в систему, межпредметные связи выполняют только им

Межпредметные связи по составу показывают — что используется, трансформируется из...

Контент-анализ определений понятия «межпредметные связи»

Межпредметные связи — это дидактическое условие, сопутствующее отражению в учебном процессе сформированности целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также овладение учащимися навыками...

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

Статья посвящена использованию межпредметных связей в практике преподавания курса ОБЖ.

Межпредметные связи способствуют созданию у обучающихся наиболее полной и

При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину...

Создание оптимальных условий для развития мышления...

Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более

Межпредметные связи способствуют повышению научного уровня знаний обучающихся

По мере познания этих наук учащиеся убеждаются, что глубокие прочные знания дают человеку...