Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матанова, Е. А. Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста» / Е. А. Матанова, Е. В. Крылова, С. А. Кашеварова, М. Д. Комарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15315/ (дата обращения: 19.04.2024).



Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Ключевые слова: детский травматизм, Правила дорожного движения, дошкольное образование, формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, безопасность дорожного движения.

Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей.

В настоящее время во всех странах мира отмечается рост детского травматизма, особенно высок этот показатель в больших городах.

Родители недостаточно компетентны в вопросах безопасности жизнедеятельности и не владеют способами обучения детей правилам безопасного поведения в социуме.

Согласно закону РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, научить безопасному поведению в социуме, природе, быту.

У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах безопасности, навыков осознанного безопасного поведения.

Культура безопасного поведения на дорогах — это часть бытовой культуры, которая включает в себя состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности и безопасности окружающих его людей в сфере дорожного движения.

Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.

Проблема формирования навыков безопасности является актуальной, т. к. именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.

Анализ теоретической разработанности проблемы исследования, свидетельствует о том, что вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению в транспортной среде в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, и рассматривались, как правило, в качестве одного из аспектов нравственного воспитания.

Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимались отечественные педагоги и ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, Л. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина.

Задачи методической разработки:

1) содействовать формированию у детей элементарных знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода;

2) воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения на улицах города и в транспорте;

3) способствовать проявлению у детей желания, инициативы стремления в повседневной жизни соблюдать правила безопасного поведения на дороге;

4) обеспечить преемственность общественного и семейного воспитания при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей;

5) содействовать привлечению родителей и воспитанников к обогащению РППС макетами проезжей части, дорожных знаков и транспортных средств, папками-передвижками и др.;

6) содействовать активному включению родителей как участников образовательного процесса в работу с педагогами по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей и взрослых.

Обеспечение успешного формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:

− через всестороннее воспитание и развитие (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).

− широкое использование разных видов игровой деятельности;

− взаимодействия дошкольного учреждения, семьи, инспекторов безопасности дорожного движения (ГИБДД) по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения.

К основным задачам взаимодействия с детьми относятся:

− развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать об опасных ситуациях, интерес к способам познания;

− воспитание умения проявлять способы безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками;

− дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

− познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Формы организации.

  1. Организация бесед, наблюдений о поведении пешеходов по пути из дома в ДОО. «Я пешеход», «Дорога домой», «Автомобиль на дороге».
  2. Обсуждение впечатлений.
  3. Организация разных видов продуктивной деятельности.
  4. Рисование «Улица города», лепка дорожных знаков, рисунки дорожных знаков.
  5. Организация экскурсий с детьми «Путешествие по городу», «На улицах города».

Задачи взаимодействия с родителями:

− родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках;

− проведение семейных мастер-классов детьми для родителей;

− взаимодействие через общие собрания, через участие родителей в развлечениях и праздниках с детьми по ПДД, а также целевые прогулки и экскурсии по улицам города с участием родителей.

Формы взаимодействия с родителями:

  1. Иметь хорошо оформленный уголок инспектора ГИБДД, информация которого будет напоминать, что нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай; следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду и т. д.
  2. Проведение Семейных викторин «Что вы знаете о дорожном движении»? Необходимо, чтобы дети могли ответить на следующие вопросы: Как переходить дорогу, выходя из подъезда дома? Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора? и т. д.
  3. Организация досуговой деятельности, включающей игры, танцы, пение, чтение стихов и т. д.

Задачи взаимодействия педагога с детьми:

− побуждать детей принимать активное участие в обогащении уголка ПДД изготовленными силами старших дошкольников игр «Светофор», «Поставь дорожный знак», «Теремок», «Угадай, какой знак», «Виды перекрестков», «Наша улица», «Улица поселка», «Мы — водители», «Подумай — отгадай», «Угадай транспорт»;

− побуждать старших дошкольников проявлять инициативу, желание обучить правилам дорожного движения малышей через показ кукольных спектаклей, настольно-печатных игр.

− привлекать школьников — выпускников детского сада к совместным мероприятиям по ознакомлению детей с ПДД.

Формы взаимодействия педагога с детьми с родителями.

− Чтение художественной литературы. Заучивание стихов, загадывание загадок о дорожном движении. «Что ты знаешь об улице?», «Машины на улицах города», «Что можно и что нельзя», «Будь внимателен» и др.

− Выставки детских творческих работ на тему правил дорожного движения.

В помощь родителям разрабатываются памятки, проводятся консультации, родительские собрания с участием инспекторов ГИБДД, которые консультируют родителей по интересующим их вопросам.

− Организация встреч детей и родителей с инспектором ГИБДД.

− Организация старшими дошкольниками акций с жителями микрорайона «Напоминаем о правилах дорожного движения».

Безопасности дорожного движения должно уделяться надлежащее внимание всем и каждому человеку на земле, независимо от того, пользуются ли они транспортными средствами или нет. Дети являются наиболее уязвимой группой в отношении дорожно-транспортных происшествий, мелких или серьезных травм и даже смерти из-за отсутствия присмотра взрослых. Не следует опаздывать с информированием детей о правилах и мерах безопасности дорожного движения в раннем возрасте. Обязанность родителей и воспитателя — правильно учить их.

Согласно статистическим данным, установлено, что в большинстве случаев дорожно-транспортных происшествий участвуют дети, поэтому они подвержены большему риску, чем люди других возрастных групп. Поэтому им нужны знания в области безопасности дорожного движения и образование с самого раннего возраста. Это должно быть начато из дошкольных учреждений.

Обучение безопасности дорожного движения помогает детям научиться быть более осознанными и дает им базовые знания в области безопасности и практическое понимание правил дорожного движения.

Данная методика способствовала развитию у детей самостоятельности, воспитанию культуры поведения на дорогах. Повысилась компетентность родителей воспитанников в вопросах ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017, 166 с.

2. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет: парциальная программа. СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2015. 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, безопасное поведение, правило, ребенок, дорога, дошкольный возраст, формирование основ культуры безопасности, родитель, детский сад, детский травматизм.

Ключевые слова

дошкольное образование, безопасность дорожного движения, детский травматизм, правила дорожного движения, формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения

Похожие статьи

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении. Общеизвестно, что детство — это уникальный период.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Методическая разработка по профилактике детского...

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из...

Воспитание безопасного поведения детей на дорогах

Безопасное поведение на дорогах необходимо формировать у детей с раннего возраста.

‒ низкая культура поведения на дорогах взрослых участников дорожного движения, как

Дорожно-транспортный травматизм детей в России во много раз превышает уровень...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Основы безопасности дошкольников — это четкие правила о том, что «плохо»

Безопасное поведение — это поведение, обеспечивающее безопасность существования себя, а также не

Формирование основ культуры безопасности, в том числе и дорожного движения...

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, возможно, решить только при совместной работе детского сада, сотрудников ГИБДД и активном участии родителей. Семья и дошкольное учреждение — два главных института социализации детей.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

В книге «Правила дорожного движения дошкольникам» предлагается система перспективного планирования работы по обучению

Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность родителей и...

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель, Правило...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Родители – первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Похожие статьи

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении. Общеизвестно, что детство — это уникальный период.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Методическая разработка по профилактике детского...

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из...

Воспитание безопасного поведения детей на дорогах

Безопасное поведение на дорогах необходимо формировать у детей с раннего возраста.

‒ низкая культура поведения на дорогах взрослых участников дорожного движения, как

Дорожно-транспортный травматизм детей в России во много раз превышает уровень...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Основы безопасности дошкольников — это четкие правила о том, что «плохо»

Безопасное поведение — это поведение, обеспечивающее безопасность существования себя, а также не

Формирование основ культуры безопасности, в том числе и дорожного движения...

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, возможно, решить только при совместной работе детского сада, сотрудников ГИБДД и активном участии родителей. Семья и дошкольное учреждение — два главных института социализации детей.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

В книге «Правила дорожного движения дошкольникам» предлагается система перспективного планирования работы по обучению

Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность родителей и...

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель, Правило...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Родители – первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.