Статья представляет анализ законодательства РФ в области защиты детей от негативного влияния сети Интернет. Дается характеристика последствий негативного влияния сети Интернет на детскую психику.
Ключевые слова: Интернет, психология, права детей, законодательство.
Интернет стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.[1] Интернет используется для образовательных целей, бизнеса или развлечения, однако одновременно сеть таит в себе много опасностей. Интернет совершенно необходим современному человечеству, необходим детям. Всемирная паутина предоставляет массу полезной информации. К сожалению, в сети есть различные подводные камни в виде бесполезной, а иногда и очень вредной информации. Встречаются не всегда легальные, пошлые картинки и видео, реклама ненужных детям товаров и прочий, засоряющий Интернет хлам. Существует множество сайтов пропагандирующих порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя. Такого рода информация может травмировать психику ребенка, вызвать страх, панику и внушить ему ужас. [4, с. 38]
В качестве негативных последствий влияния Интернета на детскую психику исследователи указывают сужения круга интересов детей, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых авторов, занятия с компьютером часто приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. [2, с. 90] В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества.
С целью определения направлений такого регулирования в ряде стран были проведены специальные исследования, созданы правительственные и общественные объединения, разрабатываются кодексы «информационной этики» в Интернете и проекты законов. [3, с. 32–33]
В Соединённых Штатах Америки согласно «Акту о защите детей от Интернета», принятому в 2001 году (Children’s Internet Protection Act, CIPA) ограничен доступ к ряду Интернет-ресурсов, содержащих информацию непристойного характера в общественных местах, таких как школы и библиотеки. [5, с. 130]
Страны Европейского Союза разработали программу «Безопасный Интернет», на осуществление которой выделено 45 миллионов евро на период с 2004 по 2008 год. В этой программе участвуют все государства — члены Европейского Союза, каждое из которых создало национальный центр, работающий в сфере обеспечения безопасного для детей использования сети Интернет. [1, с. 49–50]
Политика России в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних является неотъемлемой составной частью общей политики государства в отношении детей, призванная обеспечивать всемерную защиту детства. Согласно Конституции РФ «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства», что предполагает всемерную защиту детей, в частности от негативной информации.
Президент Российской Федерации 29 декабря 2010 года подписал Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый Государственной Думой 21 декабря 2010 года и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года.
Оценивая концепцию и текст предложенного закона по существу, можно сказать следующее. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является одной из наиболее удачных попыток формирования правовой модели для решения проблем информационной безопасности, защиты нравственности и здоровья в сфере информационного обмена.
Целью законопроекта является реализация норм статьи 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривающей принятие органами власти РФ мер «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе... от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».
К числу несомненных преимуществ закона можно отнести проделанную работу по обобщению имеющегося нормативного материала и научной литературы в связи выработкой определений опорных понятий. Значение этой работы сложно переоценить. Информационное законодательство до сих пор не располагало удовлетворительным глоссарием основных терминов, что негативно сказывалось на правоприменении. Заслуживает высокой оценки теоретическая составляющая закона. Проведена типологизация способов распространения информации, которая находит внешнее выражение в видах информационных носителей.
Проблема минимизации негативных воздействий на духовное развитие детей является актуальной вне зависимости от времени или специфики той или иной национальной культуры. Эта проблема никогда не может считаться в достаточной мере решенной и должна являться предметом повседневной и методичной заботы государства. Нравственное воспитание подрастающего поколения закладывает фундамент очередного витка развития общества. Невнимание к этим вопросам чревато самыми тяжелыми последствиями: от развития бытового неуважения человеческого достоинства, более известного как хамство, или от пренебрежительного отношения к родной истории, до разрастания преступности.
Литература:
1. Бачило И. Л. Копылов В. А. Есть ли основания для создания отрасли “Информационное право”// Информационное общество, 1999, № 6.
2. Войскунский А. Е. Психологический журнал, 2004, том 25, № 1.
3. Засурский Я. Н. Регулирование и саморегулирование сети Интернет: европейские документы и опыт// Информационное общество, 2000.
4. Защита прав человека. М., 2001.
5. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сборник справочно-нормативных материалов / сост.: Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. — М.: Либерея, 2001. — 272 с.
[1]По данным ВЦИОМ в России на сегодняшний день насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет; две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно.