На современном этапе своего развития, социум сталкивается с новыми целями, задачами и требованиями, это во многом определяется научно — техническим прогрессом, внедрением разнообразных инновационных технологий. Прежде всего, необходимо учитывать тот факт, что в данный момент перед личностью возникает необходимость в самореализации с учетом различных областей деятельности.
В частности, возникает необходимость в подготовке профессиональных, квалифицированных работников, которые отличаются высоким уровнем интеллекта, креативного мышления и творческих способностей. Также, высоко ценится нестандартное мышление, поэтому одной из приоритетных задач в области образовательной деятельности является поиск специалистов, способных найти новые, нестандартные, подходы к решению приоритетных социально-экономических, культурных задач, тем самым оказывая положительное влияние на перспективы развития страны в целом.
В настоящее время требуются новые подходы к становлению системы высшего образования, так как происходит увеличение изменений условий получения основополагающих знаний:
– ускорение нововведений,
– поиск высококвалифицированных кадров,
– тесное взаимодействие понимания функционирования технологических, социально-экономических и политических процессов,
– как итог, становление нового поколения, которое может оказать влияние на становление высокого уровня профессиональных знаний [1].
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе образовательной деятельности, зависят от множества условий, при выполнении которых организация сможет существовать и развиваться. По своим свойствам человеческий ресурс существенно отличается от любых других используемых организациями ресурсов, и, следовательно, требует особых методов построения образования и предоставления профессиональных знаний.
Необходимо сказать, что профессиональные потребности человека чрезвычайно многогранны и разнообразны. Согласно теории А. Маслоу, выделяют семь уровней реализации потребностей, которые в меру своего развития характеризуют человека:
– базовые или природные потребности — потребность в еде, воде, сне и т. д. То есть данные потребности обеспечивают возможность нормальной жизнедеятельности человека;
– потребность в безопасности — наличие близких людей, жилья, правовых основ государства, в котором человек живет;
– потребность в коммуникации — человек нуждается в социуме и в конструктивном общении, которое бы формировало его положительные качества. При этом важно как общение внутрисемейное, с друзьями, так и умение устанавливать коммуникативные связи с малознакомыми людьми;
– потребность в интеллектуальном и творческом развитии — раскрытие своего потенциала помогает найти путь реализации в жизни, способствует повышению личностной самооценки;
– потребность в эстетическом развитии — посещение выставок, музеев, различных культурных мероприятий, помогает формированию и расширению кругозора человека, расширяет его перспективы:
– потребность в профессиональном развитии — желание и стремление достигать новых высот в своей деятельности [4].
В данном контексте, хочу отметить, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. При изучении педагогики рассматриваются вопросы общей педагогики, профессиональной педагогики, методики преподавания. Целью изучения педагогики в медицинском вузе является формирование основ психолого-педагогической компетентности и расширение профессиональных функций медицинского работника [1].
Изучая педагогику, студент-медик должен реализовать следующие основные задачи:
– усвоить и принять лично для себя педагогические аспекты деятельности медицинского работника;
– овладеть основами педагогических знаний, повысить общую педагогическую культуру;
– понять значение педагогических знаний для развития своих способностей в период обучения и для профессионального роста [1].
При этом, хочу акцентировать внимание не том аспекте, что во многих случаях именно от будущих докторов и специалистов в области медицины зависит уровень здоровья и знаний среди населения. Так, грамотный не только на практики, но и в области теории доктор, сможет эффективно доносить до населения необходимую информацию о полезных привычках, профилактике различных заболеваний и прочих факторах, которые способны благотворно влиять на уровень здоровья социума. При этом, не могу не отметить, что профессиональная мудрость не приходит просто так: значительная роль в данном случае принадлежит системе образования. В данном контексте, на мой взгляд, значительное внимание уделяется раскрытию интеллектуального и творческого потенциала каждого специалиста. Вне всякого сомнения: красноречие, умение грамотно и целесообразно излагать основную информацию не являются жизненно важными в ежедневной деятельности доктора, но они во многом формируют личностную культуру, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Таким образом, могу заключить что медицина и педагогика тесно переплетаются между собой, преследуя одну цель: формирование грамотных и квалифицированных специалистов.
Как мне кажется, степень здоровья во многом зависит от поведения каждого индивидуума. Действительно, есть ситуации, когда у человека от природы слабое здоровье, но такие ситуации в масштабе страны и мира довольно малочисленны. Исходя из этого, могу заключить, что задача доктора — доносить достоверную информацию, без сложных терминов, а саму суть, чтобы каждый человек мог понять и задуматься о развитии собственного здоровья. Как я думаю — превентивные меры являются тем базисом, на который должен ориентироваться каждый специалист. Несомненно — бывают различные ситуации, когда состояние здоровья зависит от обстоятельств, но в большинстве случаев именно просветительская деятельность помогает предпринять решительные шаги на пути к предотвращению развития заболеваний.
Следовательно, именно от перспективной деятельности и динамики обучения студентов — медиков зависит степень и динамика решения проблем со здоровьем у населения [1].
В качестве примера, хочу привести стоматологическую практику. Не является тайной, что одной и ситуаций, когда состояние здоровья сосредоточено в руках самого человека является обеспечение здоровья ротовой полости и зубов.
Обращаясь к статистике современного состояния проблемы, хочу обратить внимание на следующие показатели:
– кариес является одним из частых заболеваний ротовой полости у населения России;
– фактически у 100 % взрослого населения страны зафиксировано развитие данного заболевания;
– примерно 60–90 % детей школьного возраста начиная с младшего школьного возраста, в частности, также зафиксирован рост заболевания;
– у пациентов в возрасте от 35 до 44 лет, также отмечается рост такого заболевания, как пародонтит [2].
При этом, могу поставить особый акцент на том, что 85 % опрошенных людей, в различных социальных исследованиях, в возрасте 10–30 лет, не обладают знанием правильного ухода за ротовой полостью, с целью поддержания здоровья зубов и десен.
Еще больший процент опрошенных, практически 95 %, не обладают знаниями о правильном подборе средств индивидуальной гигиены ротовой полости [3]. Как правило, покупают товар наиболее часто рекламируемый или по совету знакомых, не задумываясь о индивидуальных особенностях и необходимости того или иного очищающего и профилактического средства.
Таким образом, как могу заключить, низкий уровень знаний о правильном подходе к уходу за ротовой полостью и рост заболеваний у детей и взрослых обуславливает актуальность формирования необходимых компетенций у будущих стоматологов, в контексте как профессиональной, так и просветительской деятельности.
Несомненно, улыбка человека является во многом отражением жизненного мира человека, демонстрирует его эмоции и открытость в общении. Однако, в ряде ситуаций, человек не демонстрирует свою улыбку миру, основным фактором является наличие ряда заболеваний ротовой полости, которые формируются в процессе неправильного или неполного ухода за ротовой полостью, что является определенной недоработкой стоматологов.
Важно на мой взгляд, определять и развивать единство взаимодействия четырёх основных направлений: медицинского, воспитательного, социального и образовательного.
Медицинское направление разрабатывает препараты, обладающие наивысшей степенью защиты твердых тканей зубов от негативных факторов.
Воспитательное направление обеспечивает население правильной информацией о здоровом образе жизни и прививает правильное отношение к здоровью.
Социальные меры обеспечивают наилучшие условия жизни для формирования укрепления и сохранения здоровья граждан. Гигиеническое направление обеспечивает обучение населения нормам гигиены. Государственным мероприятиям отводится особая роль в разработке законов и регулирования их в вопросах укрепления и сохранения здоровья населения [3].
Несомненно, образовательное направление, способствует формированию необходимых компетенций: интеллектуальных и творческих личностей, которые обладают возможностью привносить новейшие концепции, модели и механизмы оказания неотложной, эстетической помощи и просветительской деятельности.
Литература:
- Белов Е. В. Медицинская педагогика и ее роль в профессиональной деятельности врача. ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 2015. С — 67–69.
- Леонтьев В. К. Методы профилактики стоматологических заболеваний /В. К. Леонтьев //Клиническая стоматология — 2015. № 10. — С. 109–111.
- Лукиных Л. М. Роль и значение гигиены полости рта /Л. М. Лукиных //Материалы XII и XIII Всероссийских научн.-практ. конф. и Труды IX съезда СТАР. М. — 2014. С. 334–336.
- Педагогика: учебное пособие для иностранных студентов / Е. Р. Корниенко. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2015. — 147 с.

