Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Абдрахманова Э. В. Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 5-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15271/ (дата обращения: 17.09.2019).



В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы.

Ключевые слова: педагоги-психологи, акцентуации характера, личностные качества, характер, индивидуальный стиль деятельности.

В настоящее время в образовательные учреждения активно внедряется инклюзивное образование. В связи с этим стоит задача подготовки специалистов для работы в данной системе. Важную роль в образовательном учреждении играют педагоги-психологи, которые непосредственно взаимодействуют с учащимися. При это следует обратить внимание не только на развитие профессиональных, но и личностных качеств будущих специалистов еще на этапе их подготовки и обучения в университете. Под личностными качествами понимаются обобщенные свойства личности, включающие четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две, которые на них накладываются (характер и способности) [4]. Таким образом, личностные качества непосредственно участвуют в формировании характера. Из выше указанного следует, что исследование акцентуаций характера психологов-педагогов необходимо, так как они оказывают влияние на взаимодействие с учащимися и социумом в целом. Определяют индивидуальный стиль деятельности и манеру поведения.

В психологию термин «акцентуация» был введен К. Леонгардом, и понимается как чрезмерно выраженная индивидуальная черта, которая имеет тенденцию к переходу в патологическое состояние [1]. По мнению российского психиатра А. Е. Личко, акцентуация — это дисгармоничное развитие характера, которое проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт. Это предрасполагает к повышенной уязвимости личности в отношении некоторого рода воздействий, а также негативно влияет на адаптацию в определенных ситуациях [3].

В образовательно среде акцентуации характера могут проявляться следующим образом:

  1. Гипертимный тип проявляется в оптимистичности, приподнятом настроении и активности в работе, легко преодолевает преграды. Способен заинтересовать и увлечь. Без труда вызывает симпатию учащихся. Но при этом чрезмерно словоохотлив и конфликтен.
  2. Циклотимный тип характеризуется открытостью, общительностью и теплосердечием. Но при этом склонен к смене настроения: при повышенном — общителен и занимает позицию лидера; при сниженном — утрачивает интерес и проявляет вялость. Поэтому отношение к учащимся связано с перепадами настроения, вследствие чего могут возникать конфликты, в которых данный тип способен вести себя непредсказуемо. Самооценка неустойчивая.
  3. Застревающий тип целеустремлен и настойчив. Но при этом замкнут, упрям и уязвим, в силу своего самолюбия и высокой оценки своих способностей. Болезненная обидчивость провоцирует конфликты, которые решаются с трудом. Обид не забывает, злопамятен и даже мстителен.
  4. Эмотивный тип можно описать как эмоционально впечатлительный, контактный в узком кругу, отзывчивый и добрый человек. Выше указанные качества способствуют быстрому установлению взаимоотношений с учащимися. Однако присутствует излишня мягкость и отсутствие требовательности. Отмечаются трудности с постановкой себя как авторитета. Практически не конфликтен и склонен к уступкам.
  5. Педантичный тип любит свою работу и заботится о порядке и не приемлет безответственность. Склонен все тщательно обдумывать и анализировать. Предъявляет строгие требования к учащимся, не обращая внимания на индивидуальных особенности. Такое непонимание ведет к возникновению конфликтов.
  6. Тревожно-боязливый тип характеризуется впечатлительностью и неуверенностью в своих силах, так как имеет низкую самооценку. Склонен к растерянности и панике, эмоционален и робок. Ощущает свою незащищенность, вследствие чего постоянно насторожен в отношении неблагоприятного поведения учащихся, но это не спасает его от конфликтов.
  7. Демонстративный тип озабочен впечатлением, которое производит на окружающих. Стремится к самовыражению и лидерству. Проявляет эгоистичность, и хвастливость. При невозможности произвести внешний эффект обвиняет учащихся и их родителей.
  8. Возбудимый тип склонен к злобно-тоскливому настроению. Импульсивен, прямолинеен. Легко «заводится», что провоцирует конфликт. Свое плохое настроение способен сорвать на учащемся.
  9. Дистимный тип является серьезным, но заторможенность при пониженном настроении снижает качество его деятельности. Медлительный, неповоротливый, и нерешительный. Заниженная самооценка.
  10. Экзальтированный тип склонен впадать в крайности — депрессивную и эйфорическую. Подобная полярность чувств порождает конфликтные ситуации [2].

Обратимся к результатам эмпирического исследования.

Цель исследования: выявить акцентуации характера у студентов, обучающихся по специальности психолого-педагогическое образование.

Гипотеза исследования: у студентов, преобладают акцентуации, в основе которых лежат энергодинамические проявления (гипертимность, циклотимность и демонстративность).

Методика исследования: Опросник Г. Шмишека для диагностики типа акцентуации личности.

База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет».

Выборка: студенты специальности психолого-педагогическое образование в возрасте от 19 до 23 лет, 22 человека.

В результате исследования был получены данные, свидетельствующие о том, что у 50 % студентов присутствуют акцентуации характера. Так у 18,2 % выявлен эмотивный тип акцентуаций, у 13,6 % — циклотимный, у 9,1 % — гипертимный и застревающий, а у 4,5 % — педантичный, тревожно-боязливый, возбудимый и экзальтированный типы. Это может объясняться возрастными особенностями, а также биологическими и социально-психологическими факторами. В целом, у 86,4 % отмечается уровень баллов выше среднего, предполагающий возникновение, либо сглаживание имевшихся в подростковом возрасте акцентуаций. Гипотеза исследования подтверждена.

Таким образом, полученные результаты имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Изучив свои качества, студенты способны еще на этапах обучения развивать свою профессиональную компетентность, принимая во снимание имеющиеся особенности, и способствовать дальнейшему гармоничному становлению своей личности. Что необходимо для качественного исполнения должностных обязанностей в будущем, а также успешности работы в целом.

Литература:

  1. Бадиев И. В. Типология акцентуаций характера у подростков // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2015. — № 5. — С. 60–65.
  2. Волков Б. С. Психология педагогического общения. — М.: Юрайт, 2015. — 333 с.
  3. Мазкина О. Б. Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. — С. 215–218.
  4. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания спутник +, 2006. — 191 с.

Ключевые слова

характер, личностные качества, акцентуации характера, педагоги-психологи, индивидуальный стиль деятельности