Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Соловьёва, Е. В. Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / Е. В. Соловьёва, И. Н. Филатова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15269/ (дата обращения: 19.04.2024).



Тема: Выбор букв о-ё после букв, обозначающих шипящие согласные звуки.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации: гласные о — ё после шипящих

Задачи: формировать умение находить в словах «опасные» места», конкретизация и систематизация знаний по чтению и написанию гласных букв после Ч и Щ, Ж, Ш, формировать умение соотносить звуковую модель слова, ориентироваться в слоговой структуре слова до его прочитывания, читать целым словом, развитие фонематического слуха, внимания, мышления, воспитывать дружелюбие.

Коммуникативные. Умение строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

Регулятивные. Умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре)

Познавательные. Умение различать звуки и буквы, умение правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений.

Личностные. Осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам, к учителю и следование принятым нормам поведения в школе.

Моделирование. Умение пользоваться знаками и символами для составления звукобуквенных моделей слов.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

1. Организационный момент: мотивация кучебной деятельности

— Посмотрите на меня внимательно. Я хочу увидеть ваши глаза, понять, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение.

(Дети настраиваются на урок.)

—Я вижу, что вы готовы к уроку.

Рефлексия.

— Сейчас у нас урок обучения грамоте.

— Чем мы занимаемся на этом уроке? Чему учимся?

(Знакомимся с новыми буквами и звуками.)

(Составляем звуковую и буквенную модели слов. Составляем высказывания.)

(Готовим слова для чтения, читаем. Делим не озвученные модели слов на слоги.)

Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне бы хотелось

—Что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?

(Быть внимательными на уроке. Быть активными.)

(Уметь выслушивать друг друга, а не только учителя.)(Уметь исправлять и дополнять ответ товарища, чтобы его не обидеть.) (Работать быстро, дружно.)

2. Активизация знаний

Р.Т.Стр.30

Сверьтесь с эталоном на доске.

Придумайте задания к словам. Найди лишнее.

3. Постановка частной задачи. Работа смоделями. Работа впаре

а) — Авосик работал с моделями. Узнайте, какие слова нужно записать ниже, под какой моделью? На доске модели слов:

— Разделите слова в 3 столбика по моделям написал Авосик.

(Яма, мячи, ежи, чаща, туча, шили, тётя, Зоя, Соня

(Работают на листках самостоятельно, затем один ученик объясняет у доски.)

Докажи. Ведь буква и говорит читай мягко?-Проверьте задание. Как вы себя проверяли?

(Исправляют, комментируют.)

— Какой совет дадите себе?

Оцените работу пары. Были ли проблемы, непонимание каких-либо моментов?

(Быть внимательным, исправлять ошибки и не повторять их.)

Вывод: Какие буквы говорят читай мягко? Какие буквы не слушают команду «Читай мягко» «Читай твердо»? Как называют эти буквы? Шипящие.

Кто озвучит нашу лестницу Знаний.

Как вы думаете мы все знаем секреты шипящих? Предположите. Выдвиньте гипотезу. Какие гласные буквы пишутся после шипящих? Предположим, что после них пишутся всегда гласные а, о, и, у, которые имеют одну работу

4. Определение темы урока, целей.

Составьте модель слов 1ряд -шёл шов 2 ряд -жёлтый, крыжовник 3 ряд-чёлка, сверчок(1 у доски)

Запишите ниже буквами эти слова

Проверьте себя по букварю стр. 40

Наша гипотеза подтвердилась? Кто сможет определить тему урока? (Буквы о-ё после шипящих) Чему будем учиться? (учиться находить опасные места)

Вывод. Буквы Ж и Ш иногда дружат с буквой О, а иногда нет. Поэтому в некоторых словах она стоит рядом с ними, а в некоторых нет. И ее заменяет буква Ё. Звук [O] после Ж и Ш обозначается иногда буквой О, а иногда буквой Ё. Конечно, буквам Ж и Ш безразлично, какая буква стоит за ними: они все равно обозначают твердый согласный. А вот нам не все равно. Как узнать, какую букву писать в словах МЫШОНОК, ДРУЖОК, если иногда пишется О, иногда Ё? Пока мы не можем точно это решить. Вот и будем в таких случаях писать знак вопроса: МЫШ?НОК, ДРУЖ?К. Этот вопрос означает «я знаю, что здесь можно ошибиться; я не знаю пока еще точно, какую букву писать; я пока не хочу гадать и ошибаться, буду спрашивать у взрослых: в этом слове пишется О или Ё?»

Чтение загадки на стр.40. По каким признакам узнали отгадку?

Физминутка

Презентация. Профилактика утомления, нарушения осанки. Выполнение зарядки.

5. Решение частной задачи

- Откройте тетради. Расскажите, как нужно сидеть?

Зарядка для рук. Вертушка, скалка, передача из рук вруки.

Какое задание будем выполнять, посмотрите стр.40 внизу. Что нужно делать? Записать слова буквами, а не транскрипцией. Кто научит других? У доски написать одно слово.

Взаимопроверка.

Спишите слова

Что обозначает этот вопрос в словах?

Этот вопрос означает «я знаю, что здесь можно ошибиться; я не знаю пока еще точно, какую букву писать; я пока не хочу гадать и ошибаться, буду спрашивать у взрослых: в этом слове пишется О или Ё?» В схему вписать: жшчщ +а, и,?о,?ё,

Взаимопроверка.

— Подведите итог своей работы

6. Работа впаре стекстом по учебнику, с.41

Каким может быть следующее задание посмотрите. Читай быстро. Я даю вам 2 минуты подготовиться читать. Начали.

Чтение в паре друг другу. Оцените соседа.

—Чтение вслух. Кто научился быстро и хочет нам прочитать?

Чтение скороговорки хором медленно, с ускорением, быстрее.

Чему учились? Кто научился читать быстро?

Отгадайте загадку. По каким признакам вы догадались? Кого еще можно назвать к этой загадке?

7. Постановка задачи на следующий урок

Чтение букваря стр.41 внизу. С какой буквой будем знакомиться?

8. Итог урока. Рефлексия

- Какие задания выполняли на уроке? Поднимите руку, кто уже подружился с шипящими согласными? Какая тема урока? Какую гипотезу ставили? Подтвердилась она? Почему?

—Какие буквы надо писать после ш, ж, ч,щ? Почему? Какие ошибки допустили?

— Как работали сегодня на уроке?

Оцените себя.

Основные термины (генерируются автоматически): какая буква, слово, буква, урок, буква Ж, буква О, работа, умение, частная задача, шипящий.

Похожие статьи

Как научить первоклассников безошибочному списыванию текста

раздельное написание слов

написание букв гласных и, а, у после букв шипящих ж, ш, щ(в сильной позиции — под

прописная буква в начале предложения, в именах собственных

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Таблицы для чтения, буквы магнитной азбуки, схемы для моделирования слов, индивидуальные схемы для моделирования предложений, предметные

Буква «Ч» непростая, она с характером. Давайте вспомним, с какими гласными буквами она дружит, а с какими нет.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы

Нет. Какое же слово задумали авторы? Я помогу вам. Слово-отгадку скажу ученикам, сидящим за первой партой, они передадут сидящим за второй...

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове

Работа со словарными словами на уроках русского языка. Развитие речи на уроках в

Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква...

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы

Нет. Какое же слово задумали авторы? Я помогу вам. Слово-отгадку скажу ученикам, сидящим за первой партой, они передадут сидящим за второй...

Конспект урока по чтению в 1-м классе. Тема: сказка...

Задачи

Какая буква встречается чаще всего? (ч).

Например, для знакомства первоклассников с многочисленными правилами употребления и чтения букв гласных после букв Ж и Ш может использоваться лингвистическая сказка «День рождения шипящих».

Развитие фонематического восприятия младших школьников

добавление лишних букв, слогов и даже слов

Далее работа учителя должна быть направлена на формирование умения различать звуки и буквы, потому

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог.

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему...

— Найдите слова с сочетанием данных букв. 7.Давайте отметим эти сочетания в словах, поработаем в парах (у детей на партах — карточки со словами. Задача — найти слоги ЩА и ЩУ, подчеркнуть их, поменяться карточками с соседом по парте, проверить работу товарища).

Использование дидактических игр при подготовке к обучению...

На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую

Интерес к обучению в значительной степени повышает прочность знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, памяти и...

Похожие статьи

Как научить первоклассников безошибочному списыванию текста

раздельное написание слов

написание букв гласных и, а, у после букв шипящих ж, ш, щ(в сильной позиции — под

прописная буква в начале предложения, в именах собственных

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Таблицы для чтения, буквы магнитной азбуки, схемы для моделирования слов, индивидуальные схемы для моделирования предложений, предметные

Буква «Ч» непростая, она с характером. Давайте вспомним, с какими гласными буквами она дружит, а с какими нет.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы

Нет. Какое же слово задумали авторы? Я помогу вам. Слово-отгадку скажу ученикам, сидящим за первой партой, они передадут сидящим за второй...

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове

Работа со словарными словами на уроках русского языка. Развитие речи на уроках в

Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква...

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы

Нет. Какое же слово задумали авторы? Я помогу вам. Слово-отгадку скажу ученикам, сидящим за первой партой, они передадут сидящим за второй...

Конспект урока по чтению в 1-м классе. Тема: сказка...

Задачи

Какая буква встречается чаще всего? (ч).

Например, для знакомства первоклассников с многочисленными правилами употребления и чтения букв гласных после букв Ж и Ш может использоваться лингвистическая сказка «День рождения шипящих».

Развитие фонематического восприятия младших школьников

добавление лишних букв, слогов и даже слов

Далее работа учителя должна быть направлена на формирование умения различать звуки и буквы, потому

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог.

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему...

— Найдите слова с сочетанием данных букв. 7.Давайте отметим эти сочетания в словах, поработаем в парах (у детей на партах — карточки со словами. Задача — найти слоги ЩА и ЩУ, подчеркнуть их, поменяться карточками с соседом по парте, проверить работу товарища).

Использование дидактических игр при подготовке к обучению...

На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую

Интерес к обучению в значительной степени повышает прочность знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, памяти и...