Кризис чтения как одна из причин снижения духовно-нравственного уровня современной молодёжи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)

Дата публикации: 30.08.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Зверева Е. Б. Кризис чтения как одна из причин снижения духовно-нравственного уровня современной молодёжи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15268/ (дата обращения: 15.09.2019).



Статья посвящена освещению проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Автор рассматривает основные причины падения нравственности в современном обществе и среди них особо выделяет снижение интереса к художественной литературе (или кризис чтения), а также анализирует причины этого явления и меры, предлагаемые обществом по преодолению данного кризиса.

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, криминализация, художественная литература, чтение,

В настоящее время педагоги, психологи и социологи с сожалением отмечают существенное падение уровня нравственности российской молодёжи. Следствием этого процесса является увеличение количества школьников и студентов, употребляющих спиртные напитки, наркотические вещества. Случаи суицида в молодёжной среде перестали быть редкостью. С каждым годом растёт процент молодёжи, ведущей раннюю половую жизнь. Беременность несовершеннолетних девочек постепенно становится нормой. Одна из популярных телевизионных передач так и называется — «Беременна в 16».

Также падение нравственности влечёт за собой криминализацию молодёжной среды: почти две трети всех грабежей, краж, разбоев происходят при участии подростков. Следовательно, наибольшую остроту и актуальность сегодня приобретает проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Российская социологическая энциклопедия определяет нравственное воспитание как «особую форму многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование общечеловеческих нравственных качеств, организуемое и направляемое освоение моральных ценностей, формирование способностей жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности» [4].

В числе основных причин падения нравов в молодёжной среде, как правило, отмечаются следующие:

1) пренебрежение обязанностями по воспитанию детей со стороны родителей;

2) разрушение института семьи, которая перестала восприниматься как нерушимая духовная общность, союз на всю жизнь;

3) утрата обществом традиционных культурных ценностей (изменение ценностных установок отношения к родине, семье, любви, традициям, труду и т. п), превращение человека-творца, человека-созидателя в человека-потребителя и обывателя;

4) пропаганда насилия, криминала, половой распущенности со стороны СМИ (в том числе Интернет-источников) и современного отечественного и зарубежного кинематографа;

5) рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;

6) снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие упразднения институтов социального контроля, в роли которых ранее выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды и проч.

Однако мы хотели бы обратить особое внимание на факт, который сегодня является неоспоримым и, по мнению многих исследователей, представляет собой одну из серьёзных причин падения уровня нравственности у подрастающего поколения. Речь идёт о существенном снижении интереса к чтению художественной литературы.

Необходимо понимать, что ребёнок не рождается с набором духовно-нравственных ценностей. Эти качества воспитываются и формируются в человеке с раннего детства. Главную роль в этом формировании играют, конечно, семья и школа. Но и после окончания школы формирование духовности не заканчивается. Оно длится на протяжении всей жизни человека. И в этом мире есть безусловный, всем доступный источник духовности — книга, которая помогает познавать и приобретать лучшие человеческие качества, обращается к читателям с нравственно-этическими проблемами добра и зла, любви, справедливости, милосердия, патриотизма и побуждает размышлять над их решением. «Хорошая книга — это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро», — писал Ф. Абрамов.

Важнейшую роль литературы в формировании человеческой личности хорошо понимают во всех странах мира. Интересен опыт Бразилии, где книгу, как один из основных источников духовности, активно используют для перевоспитания заключённых. Суть этой методики в следующем: определённой группе заключённых, отобранных специальной комиссией, предоставляется возможность уменьшить свой срок, если они будут читать литературу. После прочтения каждой книги они должны написать по её содержанию грамотное сочинение, в результате чего их срок заключения будет сокращён на четыре дня. По мнению властей, таким образом удастся не только уменьшить количество заключённых в переполненных тюрьмах, но и, что самое главное, способствовать их перевоспитанию и повышению духовно-нравственного уровня. «Без сомнения, заключенный, который поучаствует в этой программе, выйдет из тюрьмы лучшим человеком», — заверил адвокат Андре Кеди, основатель проекта по пожертвованию книг тюрьмам [1].

К сожалению, в наше время школьники и студенты стали меньше читать. Еще не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, согласно социологическим опросам, мы читаем в 4–5 раз меньше, чем в государствах Европы. Книги не выдерживают конкуренцию с Интернетом, телевидением. Отсутствие интереса к литературе неизменно влечёт за собой не только снижение интеллекта, грамотности, сужение общекультурного кругозора, обеднение лексикона, упрощение и огрубление речи, ухудшение памяти, но и, увы, резкое падение духовного и нравственного уровня. «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», — гласит преамбула «Национальной программы поддержки и развития чтения» [3].

Главной причиной снижения интереса к чтению у подрастающего поколения является тот факт, что компьютер и различные гаджеты стали занимать ведущее место среди форм проведения досуга. Молодые люди общаются через Интернет чаще, чем в реальной жизни: ведут переписку, играют, вступают в различные сообщества и т. п., причём Интернет-общение происходит на довольно примитивном уровне: мысли и чувства подростки выражают с помощью жаргона, инвективной лексики, а также невербальных средств, которые сегодня обретают всё большую популярность (смайлы, стикеры, мемы). Это ведёт к упрощению развития личности ребёнка, утилизации его сознания, невосприятию культурного фона [2].

Ещё одной из основных причин читательского кризиса среди молодёжи является отсутствие примера родителей, которые сами не читают и, следовательно, не воспитывают у ребенка потребность в общении с книгой. Родители для своих детей — основной пример для подражания: у нечитающих родителей, как правило, вырастают нечитающие дети. И наоборот. Если ребенок часто видит отца или мать с книгой, то можно надеяться, что и для него чтение станет потребностью.

Таким образом, возрождение интереса и уважения к книгам можно и нужно рассматривать как одну из важнейших задач современности. В 2006 году государством была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 3 этапа: 1. 2007–2010; 2. 2011–2015; 3. 2016–2020. [3]. Однако, как показывает практика, принятых мер явно недостаточно. Если мы хотим воспитать духовно развитое поколение с высоким уровнем нравственной культуры, то к решению этой проблемы должны подключиться родители, педагоги и все неравнодушные граждане нашего общества.

Литература:

  1. Бразильским заключённым «скостят» срок за чтение // URL http://www.baltinfo.ru/2012/06/30/Brazilskim-zaklyuchennym-skostyat-srok-za-chtenie-288089 (дата обращения: 28.08.2019).
  2. Гуськова Е. А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 572–574. — URL https://moluch.ru/archive/79/13730/ (дата обращения: 28.08.2019).
  3. Национальная программа поддержки и развития чтения // URL http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf (дата обращения: 28.08.2019).
  4. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Осипова Г. В. — 1999.