Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Желяскова С. И. Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15264/ (дата обращения: 17.09.2019).



В статье проводится анализ комплексного воздействия на сенситивное развитие и коррекцию дефицитарных функций у детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью на интегрированном уроке музыки.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, арт-терапия, музтерапия, интегрированный урок, сольфеджио, ритмика, вокалотерапия.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — один из наиболее часто встречающихся диагнозов у детей младшего школьного возраста. Процент учащихся с этим нарушением стремительно увеличивается в последние годы. Данные о распространённости СДВГ указывают в среднем на 2–12 % в разных странах; чаще встречается у мальчиков, чем у девочек 4:1, а по мнению некоторых исследователей достигает 9:1. [1, 2]

По данным 2016 года процент школьников с СДВГ в Республике Молдова достигает 5 %. [8]

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это лёгкая форма проявления минимальной мозговой дисфункции, обратимая и нормализуемая при применении специализированных методик. Характерными признаками СДВГ согласно DSM- V (2013г) являются: невнимательность, двигательная расторможенность/гиперактивность и импульсивность, а также свойственная для умственной деятельности детей с СДВГ цикличность. [11]

При положительном воздействии синдром дефицита внимания и гиперактивности нивелируется к 11–12 годам.

Существует несколько подходов к терапии СДВГ: медицинский (медикаментозный), нейропсихологический, синдромальный, к которым добавляется бихеворальная (поведенческая) и семейная терапия. [9] Очень эффективными являются и различные виды арт-терапии: музтерапия, рисование, лепка, танцы, которые включают в свои методы воздействия нейропсихологические и поведенческие техники.

В одной из своих лекций о мозге выдающий ученый современности Татьяна Черниговская сказала: «когда ребёнок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети». [5]. В этой же лекции Черниговская рассказывает о сложнейших процессах, происходящих в мозге человека, играющего на музыкальном инструменте. В ней она рассматривает технологическую сторону воспроизведения музыкального текста, не затрагивая более высокие аспекты музицирования, такие как: художественное исполнение, эстетические и духовные переживания, связанные с определённым музыкальным произведением.

Коснёмся физиологического процесса игры на фортепиано. Одновременно исполнителю необходимо воспроизводить музыкальный текст обеими руками, которые выполняют движения с различной скоростью и продолжительностью. Во многих пьесах в процесс включены не только руки, но и ноги, которые нажимают на педали рояля. В это же время напряжённо работают слуховые и зрительные анализаторы, контролируя извлекаемые звуки. Зрительный анализатор одновременно читает музыкальный текст по горизонтали и по во вертикали, аналогично работает и слуховой анализатор, слушая не только горизонталь (мелодию), но и гармонию (вертикаль). Что, в свою очередь, означает, что оба полушария мозга активно взаимодействуют и напряжённо работают.

Из многолетней работы с учащимися подготовительного и начальных классов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) был сделан вывод, что именно интегрированный урок является одной из оптимальных форм работы с такими детьми. Повышенная утомляемость, низкий уровень активного внимания, неусидчивость, пониженный уровень работоспособности, неконтролируемая двигательная активность — лишь неполный перечень целого комплекса сопутствующих проблем, с которыми сталкивается педагог в процессе работы с учеником с СДВГ. Начальный этап обучения игре на фортепиано ребенка с СДВГ является немалым испытанием для любого, даже самого опытного учителя. Интегрированный урок является своеобразной «палочкой-выручалочкой» для преподавателя.

Интеграция — происходит от лат. Integrāre «восстанавливать», включать, встраивать, увязывать; делать составной частью чего- либо. [4]

Исходя, из определения следует, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Методической основой интегрированного подхода является установление межпредметных связей. В интегрированном уроке, из нескольких предметов, один является ведущим

Интегрированные уроки развивают потенциал ученика, побуждают к активному осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, способствуют интенсивному развитию высших психических функций: мышления и речи. В большей степени, чем обычные уроки, интегрированные активизируют умение сравнивать, обобщать, делать выводы, а также стимулируют ученика к развитию логики, коммуникативных способностей. Использование различных видов деятельности на интегрированном уроке понижают утомляемость, повышают познавательный интерес, поддерживают внимание ученика на высоком уровне. [3]

Последователи академических традиций считают исключительно важным интегрировать знания учащихся по ритмике и сольфеджио на уроках фортепиано. Возьмем, к примеру, любую пьеску первых страниц популярной среди фортепианных педагогов «Начальной школы игры на фортепиано» под различными редакциями. Разучивая нетрудную песенку, преподавателю необходимо донести до ребёнка с СДВГ большое количество информации, касающейся: постановки рук и корпуса, профессионального звукоизвлечения, штрихов, аппликатуры, мелодической линии, художественного замысла и развития исполняемого отрывка. В этот момент незамысловатая пьеска становится одним из фундаментальных кирпичиков, на которых в последствие будет основываться все музыкальное образование ребёнка. Как встроить сей кирпичик в фундамент знаний постоянно вертящегося, отвлекающегося ученика? На помощь приходит интегрированный урок. Со своими учениками с СДВГ используем следующие методы интеграции ритмики и сольфеджио в урок по фортепиано:

− Пропеть мелодию правой, а затем левой руки, сопровождая интонирование дирижированием (для учащихся младших классов) или отстукиванием сильной доли ладошкой (для подготовишек) — сольфеджио, которое включает в себя элементы вокалотерапии. Такой метод помогает ученику получить разрядку накопившегося эмоционального напряжения в усилиях концентрации внимания и сдерживания двигательной расторможенности.

− Прохлопать мелодию в ладоши — ритмика. Помогает сбросить двигательную активность скопившеюся за время статичного пребывания на стуле у рояля.

− Чередовать хлопанье ритмического рисунка мелодии в ладоши с топаньем ногами — ритмика

− Длинные ноты мелодии поем — сольфеджио, а короткие нотки хлопаем — ритмика. Сочетание разных видов деятельности создает и вырабатывает новые навыки внимания и переключения.

− Короткие ноты поем — сольфеджио, длинные — топаем — ритмика

− Длинные нотки топаем, а короткие хлопаем и наоборот — ритмика

Задание можно усложнить по мере возраста и способностей ребёнка:

− партия правой руки хлопается, а левой — отстукивается ногами — ритмика.

− партия одной из рук сольфеджируется, а второй — отстукивается ногами — ритмика.

Таким образом, уже на начальном этапе обучения присутствует синтез инструментального исполнения, сольфеджио и ритмики путем интегрированного урока.

Безусловно, ни в коем случае нельзя перегружать ребенка различными методами во время работы над одной пьеской. Достаточно применить 1–2 и вновь вернуться к инструменту. Таким образом, ученику будет интересно работать над пьесой, поскольку она раскрывается перед ним с совершенно разных сторон.

Сольфеджирование или интонирование мелодии очень помогает в работе над фразировкой, поскольку активизирует слух, мышление, развивает музыкальную интуицию. С первых дней ребёнок учится вслушиваться и вдумываться в мелодию, находя в ней основные смысловые акценты сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно. Для детей с СДВГ это особенно важно, поскольку их неконтролируемая двигательная активность, трудности с переключаемостью внимания и проблемы с концентрацией, не позволяют своевременно выработать навыки сосредоточенного обдумывания учебного материала (и музыкального, и общеобразовательного).

Начиная с первых шагов в овладении инструментом, ребёнка можно заинтересовать увлекательным рассказом о старинной музыке, вплетая в канву урока историю музыки. И вот, ученик с СДВГ уже погружается в эпоху менуэтов, бурре и гавотов, фантазируя различные «па» под исполняемую им музыку. Безусловно, от гиперактивного ребёнка можно ожидать и вскакивание со стула, следуемое попытками воссоздать танцевальный рисунок исполняемой пьесы в данный момент, но не стоит его останавливать.

Выводы.

  1. Интегрированный урок является одной из оптимальных форм работы с учениками с СДВГ в силу особенностей их психофизического развития.
  2. Интегрированный урок активно стимулирует когнитивные процессы, углубляя и обогащая эмоциональную палитру ученика с СДВГ, отличающуюся поверхностностью и мимолетностью.
  3. Для успешной работы за инструментом необходимо давать ученику с СДВГ двигательную разгрузку на протяжении урока.
  4. Хочется подчеркнуть важность непринужденности и импровизации в интегрированном уроке с любым учеником, в особенности с учеником с СДВГ.

Непростая педагогическая работа требует от преподавателя специальности немалого терпения, эмпатии, принятия особенностей ученика и, безусловно, глубоких и обширных знаний всех музыкальных дисциплин, интегрируемых в отдельный урок, удержания в поле зрения основной цели современного образования: вырастить музыканта, личность, индивидуальность и успешного человека.

Литература:

  1. http://centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/134-sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg.html
  2. https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/4784-attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd
  3. http://englishteachandlearn.narod.ru/methods/integrlesson.htm
  4. https://ru.wiktionary.org/wiki
  5. https://www.youtube.com/watch?v=-4p_Y6mcIoQ
  6. Баркли Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Руководство по диагностике и лечению. Нью-Йорк. Изд. Гилфорд. 2006. — 170с
  7. Боянова В., Станкова М. Хиперактивност и дефицит на вниманието или какво да правим с неудържимото дете. София: Социална комуникация. 2005.-99с.
  8. Букун Н., Гыну Д., Кара А. Инклюзивное образование. Метод. пособие для непрерывного образования кадров, работающих в области инклюзивного образования. Ч. II. Кишинев. 2016.- 195с.
  9. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005. — 256с.
  10. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М.- Композитор, 1999. — 227с.
  11. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002–128 с.
  12. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998. — 153с.