Педагогические технологии на уроках физической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)

Дата публикации: 04.09.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Плотников Н. В. Педагогические технологии на уроках физической культуры [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15260/ (дата обращения: 15.09.2019).



В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Основная задача современной школы — сохранение здоровья учащихся [1, с.10]. Есть только один предмет в учебном плане, который может в этом помочь — физическая культура.

В настоящее время интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья. Малоподвижный образ жизни, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, тревога за результат учения, психические нагрузки, нервные потрясения — все эти причины на наш взгляд приводят к проблемам со здоровьем.

Как организовать деятельность школьников на уроке физической культуры, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности и группы здоровья? Как развить интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни. На наш взгляд — это основные вопросы, которые стоят перед учителем физкультуры на современном этапе [2].

По нашему мнению, чтобы обеспечить оптимальный двигательный режим на уроках физической культуры, который позволит удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, необходимо применять здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии включают в себя комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней [2, с 17].

Прекрасно понимаем, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации кзанятиям физической культурой рекомендуем использовать:

− валеологическое просвещение учащихся и их родителей;

− нетрадиционные уроки;

− современные средства физической культуры;

− комбинирование методов, приемов физического воспитания.

− внеклассные формы физического воспитания

Проведение занятий на свежем воздухе, организация спортивных праздников, туристических слетов, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований различного уровня, удачное комбинирование игровых и соревновательных уроков, ведение активной агитационной работы по пропаганде занятий физической культурой и спортом, беседы о здоровом образе жизни — только комплексное использование методов и приемов физического воспитания поможет решить задачу оздоровления учащихся [4, с 5].

По нашему мнению, применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои способности. Для поддержания интереса следует использовать различные, в том числе нестандартные, формы выполнения домашнего задания.

В домашние задания включаются несложные общеразвивающие упражнения на развитие мышц рук, туловища, ног, а также бег в медленном темпе.

Примерное содержание для учеников 5 класса:

  1. Прыжки со скакалкой — 100–150 раз.
  2. Сгибание и разгибание рук в упоре на стуле — 8–11 раз.
  3. Подтягивание в висе (мальчики) — 2–5 раз.
  4. Подтягивание в висе лёжа (девочки) — 6–9 раз.
  5. Поднимание туловища из положения лёжа на спине — 10–12 раз.
  6. Кросс — 1 км.

Разучивание упражнений домашних заданий осуществляется на уроке.

Сложный вопрос методики проведения домашних заданий — определение и регулирование индивидуальной нагрузки. Указывается минимальное и максимальное число повторений для детей разной физической подготовленности. О том, как правильно выбрать индивидуальную дозировку, необходимо разъяснить учащимся на уроке и родителям на встречах. Рекомендовать детям, ориентироваться на самочувствие, выполнять такое число повторений, которое им посильно, с условием постоянного приближения к максимальной величине.

Заданные упражнения необходимо включать в комплексы утренней гимнастики, выполнять во время отдыха, в течение дня.

Контроль выполнения домашних заданий абсолютно необходимое условие, влияющее на эффективность применения этой формы занятий.

Проверить домашнее задание можно в подвижных играх «Быстро по местам», «Светофор» (наряду с общеразвивающими упражнениями включаются упражнения из домашнего задания), а также традиционными способами — групповым, индивидуальным и др.

Итоговый контроль (иногда выборочный) осуществляю через 3–4 недели и в дневнике выставляются оценки.

Для поддержания интереса следует использовать различные, в том числе нестандартные, формы выполнения домашнего задания. Довольно удачной формой, на наш взгляд, является конкурс «Мы на зарядке», который проводится в апреле-мае (как позволяет погода). Главным условием конкурса является массовость. Судья из числа старшеклассников следит за выполнением задания учащимися. На стадионе ребята выполняют определённое задание. После выполнения задания ребята сдают судье карточки, в которых указаны фамилия, имя, класс. На заключительном спортивном празднике вручаются классу-победителю кубок, отмечаются лучшие физорги и судьи.

Этот конкурс не только способствует развитию самостоятельности школьников, но и положительно влияет на формирование организаторских навыков учащихся.

Стимулируют выполнение домашних заданий и соревнования-праздники с элементами домашнего задания: «День бегуна», «Праздник силы» и др.

Ещё одним резервом привлечения школьников к занятиям физическими упражнениями является личный пример наставника. Так старшеклассники, регулярно занимающиеся кроссами, могут бегать совместно с младшими учениками

Тема урока: Баскетбол. Ловля ипередача мяча.

Цели урока:

− закрепление двигательных навыков;

− укрепление здоровья обучающихся, формирование потребностей в здоровом образе жизни;

− воспитание коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки, дисциплинированность, самостоятельности, активности, уверенности в своих силах.

Задачи урока:

− Отработать технику передач мяча.

− Развивать координацию, скоростно-силовые качества, прыгучесть.

Тип урока: урок закрепления и отработки практических умений и навыков

Ход урока:

Часть урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная

1. Построение, рапорт, сообщение задач урока.

2. Повороты на месте.

3.Ходьба: на носках, руки вверх, на пятках, руки за головой, на внешней стороне ступни, руки к плечам, на внутренней стороне ступни руки на пояс, в полуприседе руки за спиной.

4. Ходьба спортивная(под хлопок постепенно ускоряя шаг), бег.

5. Бег с изменением направлений: по диагонали, через центр (разведением, слиянием).

6. Спортивная ходьба, ходьба с восстановлением дыхания.

7. Упражнения по диагонали:

—высоко поднимая бедро;

—захлест голени;

—прыжки на правой ноге;

—прыжки на левой ноге;

—прыжки на двух ногах;

8.Упражнения на кисти.

1 мин

30 сек

1 мин

30 сек

2 мин

30 сек

3 мин

30 сек

Быстро, ясно, четко.

Выполнять под счет.

Спина прямая

Следить за сигналом.

Девочки до середины зала.

Основная часть

  1. Перестроение в две шеренги

Передача мяча в парах от груди,

сидя на полу из-за головы,

во встречных колоннах.

  1. Броски по кольцу с места одной

от плеча справа, слева, по центру от щита.

  1. Учебная игра.

2 мин

1 мин

4 мин

5 мин

15 мин

Следить за техникой

выполнения.

Техника выполнения.

Игра до одного мяча,

Разбор игровых ситуаций

Изучение жестов судей.

Заключительная

Восстановление дыхания(ходьба в колоне)

Опрос по судейским жестам.

Подведение итогов урока.

Уход из зала.

30 сек

2 мин

1 мин 30 сек

Использовать карточки с жестами.

Литература:

  1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва : «ВАКО», 2004.
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.
  3. Коджаспиров Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. ООО «Дрофа», 2003.
  4. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов Москва «Просвещение» 2007.