Инновационный проект для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток»: механизмы и опыт реализации
Авторы: Капитонова Елена Владимировна, Каримова Светлана Салаватовна, Ткаченко Варвара Валерьевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)
Дата публикации: 09.08.2019
Статья просмотрена: 107 раз
Библиографическое описание:
Капитонова, Е. В. Инновационный проект для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток»: механизмы и опыт реализации / Е. В. Капитонова, С. С. Каримова, В. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15252/ (дата обращения: 20.04.2024).
Представлен опыт реализации инновационного проекта для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток» в г. Новый Уренгой.
Ключевые слова: журналистская деятельность, медиашкола, модуль, медийный продукт, конвергентная журналистика, коммуникации, издательское дело, профессиональный выбор.
Современный мир предъявляет к его представителям все более жесткие требования для существования. Для того чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда, необходимо еще в средней школе уделить особое внимание выбору профессии.
Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что позволит ему осуществить профессиональные и социальные пробы в предполагаемой деятельности.
Оптимальным периодом для подготовки к выбору будущей профессии и осуществления профессионального выбора является средний и старший школьный возраст, который характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Данные социологического исследования показали, что в городе Новый Уренгой существует масса детей, желающих связать свою будущую профессию с журналистикой. Однако деятельность профильных классов ограничена рамками образовательной программы и не может в полной мере удовлетворить вариативность запросов детей, несмотря на то, что профессия журналиста одна из самых престижных и востребованных в современном обществе.
Дополнительное образование в этом плане может выступать как среда, предлагающая различные формы самоактуализации журналистского творчества детей на основе проектных технологий, обеспечивающая предпрофильную ориентацию детей с высокой мотивацией к данному виду деятельности с учетом их интересов, формирование ключевых компетенций, необходимых для выбранной профессии.
Особое значение приобретает формирование медиаграмотности — грамотности в области восприятия, понимания, интерпретации текстов СМИ, которая выходит за рамки владения информационными, социальными и коммуникативными компетенциями, т. к. включает навыки критического мышления, что особенно актуально в условиях информационной насыщенности и беспрецедентного развития информационных и коммуникационных технологий.
Занятия журналистикой позволяют обучающимся осваивать важные инструменты планирования, прогнозирования, конструирования и моделирования журналистских продуктов как составляющих инновационной (проектной) деятельности.
С целью приобретения обучающимися основных базовых умений, навыков журналистской деятельности на базе МБУ ДО «Дом творчества и туризма юных «Дружба» в 2018–2019 учебном году был реализован инновационный проект «Интенсивная медиашкола «Инфопоток, направленный на удовлетворение запросов жителей города в предпрофильной ориентации детей, координацию деятельности детских творческих объединений образовательных организаций г. Новый Уренгой в области журналистики, повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование интереса детей к журналистскому творчеству.
Основными целевыми группами являлись обучающиеся детских творческих объединений образовательных организаций среднего и старшего школьного возраста, педагогические работники — руководители детских творческих объединений (пресс-центров, редакций, студий) образовательных организаций города.
Деятельность Интенсивной медиашколы «Инфопоток» была организована исходя из представлений о модульной организации образовательного процесса. Каждый модуль объединен основной задачей, которая определяет его тему, содержание деятельности и образовательные формы: модуль «Центр конвергентной журналистики», модуль «Центр эффективных коммуникаций», модуль «Центр издательского дела» и модуль «Центр исследований» (рис.1). Занятия проводились в интенсивном режиме во время осенних, зимних и весенних каникул.
Рис. 1. Модель «Интенсивной медиашколы «Инфопоток»
В рамках реализации модулей участники познакомились с особенностями работы журналиста в различных направлениях, пробовали себя в качестве ведущих, участвовали в мастер-классах, выполняли командные творческие задания, работали над собственными текстами, узнали, о том, откуда черпать информацию для репортажа, как вести себя на камеру. Кроме того, ребята побывали на съемочных площадках ОГТРУ «Ямал-Регион», ООО «Газпром добыча Уренгой», на практике испытали себя в качестве ведущих новостей. В редакции газеты «Газ Уренгоя» познакомились с новейшим оборудованием цифровой печати и технологическим процессом создания печатной продукции, изучили специфику печати и тиражность.
Участники проекта получили опыт участия в групповых психологических упражнениях, испытали себя в играх на коммуникации, услышали много увлекательных историй о тайнах волшебного мира телевидения, попробовали себя в дебатах, познакомились с правилами и техникой публичных выступлений, с искусством построения речи, приняли участие в тренинговых занятиях речевого аппарата. Узнали об основных правилах журналистского общения, о невербальной коммуникации и языке жестов.
На площадке для обсуждения вопросов, связанных полиграфией, делопроизводством, овладение специфических программ участники модуля узнали об основных подходах по издательскому делу, планировании и особенностях издания газет, выявляли достоинства и недостатки газет и репортажных заметок, разбирали рубрики и иллюстрации на примерах известных зарубежных печатных изданий, составляли рейтинг средств массовой информации, а также учились определять целевую аудиторию. Эксперты поведали ребятам об эволюции средств массовой информации, о качественной и количественной журналистике, о важности экспертного мнения, о правилах написания заголовков и оформлении печатных изданий. Юные журналисты также работали над созданием собственной газеты, планировали тематику и основные разделы, в заключении были представлены проекты печатных изданий для «лежебок», для подростков с депрессией и карьеристов.
Итогом всего образовательного проекта была пресс-конференция, где собственный корреспондент общественно-политической газеты «Красный Север» в течение 20 минут отвечал на вопросы юных журналистов. Темы обсуждались самые разные: военная служба, выбор профессии, и связанные с ней трудности.
Работа Интенсивной медиашколы «Инфопоток» продолжалась и между проведением модулей программы, представляла собой самостоятельную работу обучающихся, получивших определенное задание, выполнение которого необходимо для проведения последующего модуля программы. Самостоятельная работа детей осуществлялась под руководством педагогов, сотрудников городских и окружных СМИ, консультирующих обучающихся по различным вопросам, возникающим в ходе выполнения заданий.
Создание Интенсивной медиашколы «Инфопоток» позволило преодолеть закрытость образовательных организаций и включить их в сетевое взаимодействие, повысить уровень взаимодействия детских общественных объединений, выстроить систему работы по сотрудничеству с местными СМИ.
Работа по проекту значима не только для воспитанников образовательных организаций, но и для журналистского корпуса города, округа, общественной жизни всей России. Ведь журналистика всегда была непосредственным участником ключевых событий отечественной истории, во многом формировала мнения и настроения людей, их ценностные, нравственные и политические ориентиры.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.base.garant.ru.
4. Концепция развития дополнительного образования детей, принятая распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.base.garant.ru.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011г.№ 2227-р.
6. Балашова Ю. Б. Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности / Ю. Б. Балашова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dissercat.com/content/shkolnaya-zhurnalistika-nachala-xx-veka-kak-forma-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti#ixzz41584OhOU.
7. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб: Изд-во Михайлова, 2014.
8. Образовательный портал «Школьная пресса» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.portal.lgo.ru/rspr/about.htm.
9. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. — М.: РИП-холдинг, 2013
10. Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro.
11. Плетенева О. В., Белаш Е. А., Целикова В. В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников. — Нижний Новгород, 2015. — 100 с.
Ключевые слова
коммуникации, модуль, профессиональный выбор, журналистская деятельность, медиашкола, медийный продукт, конвергентная журналистика, издательское делоПохожие статьи
Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер...
выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...
Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность
Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по
Ее целью является сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на...
Выбор профессии — сложный шаг | Статья в сборнике...
Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого могут и
Прежде чем сделать свой выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с
Информацию учащиеся могут получить на классных часах, встречах с представителями...
Формирование профессионального самоопределения учащихся...
Проекты.
Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и их родителей.
Результаты исследования также показывают, что выбор будущей профессии также обозначен выбором...
выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...
Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а
Профессиональная ориентация является важным компонентом в становлении и развитии
На первом месте в вопросе, что для тебя самое главное в будущей профессии было польза...
Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов
выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.
Профессиональная ориентация школьников в условиях...
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь
Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном
Основным объектом этой системы является личность школьника, от младшего до старшего...
Социально-психологические аспекты профессиональной...
В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных...
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор...
Всё это влияет на дальнейший выбор профессии. А что же вообще понимается под словом профориентация? Профессиональная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий...
Похожие статьи
Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер...
выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...
Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность
Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по
Ее целью является сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на...
Выбор профессии — сложный шаг | Статья в сборнике...
Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого могут и
Прежде чем сделать свой выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с
Информацию учащиеся могут получить на классных часах, встречах с представителями...
Формирование профессионального самоопределения учащихся...
Проекты.
Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и их родителей.
Результаты исследования также показывают, что выбор будущей профессии также обозначен выбором...
выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...
Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а
Профессиональная ориентация является важным компонентом в становлении и развитии
На первом месте в вопросе, что для тебя самое главное в будущей профессии было польза...
Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов
выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.
Профессиональная ориентация школьников в условиях...
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь
Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном
Основным объектом этой системы является личность школьника, от младшего до старшего...
Социально-психологические аспекты профессиональной...
В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных...
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор...
Всё это влияет на дальнейший выбор профессии. А что же вообще понимается под словом профориентация? Профессиональная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий...