«Долой клетку из клетки!» (из опыта работы учителя биологии) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, август 2019)

Дата публикации: 26.07.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Карпенко М. В. «Долой клетку из клетки!» (из опыта работы учителя биологии) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 6-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15242/ (дата обращения: 24.08.2019).



Данный материал является обобщением опыта работы на уроках биологии при объяснении сложных тем блока «Цитология» раздела «Общая биология» в 10 классе.

Активное распространение Интернета, доступность всевозможных гаджетов привело к тому, что в нашей стране в последнее десятилетие возникла проблема, имя которой — «клиповое мышление».

Возникшее противоречие между текстовым, аналитическим восприятием информации старшим поколением, в том числе и учителями, и клиповостью сознания подрастающего поколения породило еще одно противоречие. Речь идет об обрушивающемся на учащихся шквале информации. Подчас она подается в форме научного языка. Некоторые учебники словно предназначены для студентов вузов, а не для учащихся средней школы.

Как решить возникшую проблему? Каким образом в общем информационном потоке выделить канал для биологии, переключить внимание подростков на предмет, в названии которого есть слово «жизнь»? Как учитель сталкиваюсь с клиповым способом мышления постоянно. Проблема налицо.

Справляюсь с ней следующим способом: превращаю своего врага в друга посредством применения приемов визуализации, привязки к эмоциональному состоянию. То есть делаю сложную информацию простой. Как у меня это получается?

Рассмотрим небольшой пример. Клетка — элементарная структурная и функциональная единица организма, обладающая всеми основными признаками живого.

В 1838г. немецкий ботаник Матиас Шлейден, а затем в 1839г. немецкий зоолог Теодор Шванн сформулировали клеточную теорию. Ее положения актуальны по сей день. Однако они оба ошибочно полагали, что клетки в организме возникают из неклеточного вещества. Поэтому очень важным дополнением к клеточной теории стал принцип немецкого биолога Рудольфа Вирхова: «Каждая клетка — от клетки». Это случилось только через 20 лет.

Чем объясняется этот разрыв во времени? Очевидно, что несовершенством микроскопии. Ученые не увидели процесса деления клетки и не смогли его вообразить.

А как работать с клетками на уроках? Если сами клетки и их крупные составляющие еще можно наблюдать в световой микроскоп, то более мелкие органоиды, процессы, протекающие в клетке, детям, как и Шванну со Шлейденом, тоже трудно вообразить. Долой клетку из клетки сознания! Нужно сделать клетку реальной, осязаемой. Какими способами я этого добиваюсь?

Во-первых, можно пользоваться готовыми моделями клеточных молекул, структур и процессов. Это модели молекулы ДНК, мембраны и динамическая модель процесса биосинтеза белка. Мало!

Можно, конечно, использовать отработанные годами методы и приемы, скрупулезно переписанные во всех методичках. Вот, к примеру, дидактический прием на объяснение процесса кроссинговера при помощи двух ручек с колпачками контрастных цветов.

Можно демонстрировать учебные фильмы. Но, как ни странно, их тоже катастрофически мало.

Когда заканчиваются готовые модели, верные дидактические приемы и видеоролики начинается самое интересное: творчество учителя.

Рассмотрим пример аналогии, который всегда у меня работает. Жизнь зарождается из одной единственной клетки — зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). При изучении стадий развития зародыша выбираю такую форму работы, как занимательный квест. Ребята выясняют, что в ходе эмбриогенеза развиваются структуры: морула, бластула, гаструла. Они очень малы по размерам. Чтобы материал лучше усвоился, учащиеся должны представлять то, с чем работают. Как мы ищем реально существующий аналог для этих структур? С латинского языка слово «morula» переводится как шелковица. Аналоги для этой структуры — шелковица, ежевика, малина. Бластула представляет собой полость, окруженную чаще всего одним слоем клеток. Давайте представим нечто полое, окруженное оболочкой — футбольный мяч. Усложним задачу. Как получить гаструлу (двуслойный зародыш, который образовался путем впячивания одной стенки бластулы)? И тут снова нам поможет футбольный мяч. Оказывается, если он сдулся полностью, то его можно сложить в виде шапочки, а она-то и есть аналог гаструлы…

Итак, организм сформировался, необходимо осуществлять обменные процессы. Например, биосинтез белка. Эту сложную тему начинаю с того, что прошу ребят проговорить алгоритм воспроизведения информации с флешки в аудиосистеме, если до этого она была записана с помощью Интернета на компьютере. А затем проведим аналогии между компьютером и ядром клетки, песней в MP3-формате и геном ДНК, флешкой и иРНК, аудиосистемой и белок-синтезирующим комплексом (рибосомой, тРНК, ферментами и т. д.). Итак, уроки идут после этого, как надо, сложная тема оказывается понятной, доступной…

Биологи жонглируют огромным количеством терминов? Мы подсчитали с детьми, что для того, чтобы кратко (это ключевое слово, обратите внимание) охарактеризовать процесс двойного оплодотворения у цветковых растений, потребуется основательное знание 25! Терминов. Но и это еще не все. Помните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»:

— Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?

Так вот в биологии очень часто употребляются термины, имеющие синонимы…

Вернемся к обмену веществ в клетке. Например, энергетический обмен, он же катаболизм, он же диссимиляция. Пластический обмен, он же анаболизм, он же ассимиляция. И именно в таких сочетаниях — перепутать нельзя. И вот на уроке мы решаем проблему: как запомнить эти ряды терминов, да так, чтобы запомнить хорошо? Ребята замечают, что энергетическому обмену соответствуют синонимы, начинающиеся с согласных букв, а пластическому — наоборот. Проблема решена.

На моих уроках ребята убеждаются, что упрощать не сложно, упрощать интересно!