Формирование исследовательской компетенции при изучении темы «Кислоты, их классификация и свойства» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, август 2019)

Дата публикации: 17.07.2019

Статья просмотрена: 696 раз

Библиографическое описание:

Турсунова, Г. Г. Формирование исследовательской компетенции при изучении темы «Кислоты, их классификация и свойства» / Г. Г. Турсунова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15238/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рассматривая учебно-исследовательскую деятельность как инновационную педагогическую технологию, необходимо отметить, что её основу составляет урок-исследование, на котором формируются исследовательские компетенции учащихся. В качестве примера предлагаю урок — исследование в 8 классе по теме: «Кислоты, их классификации и свойства». Урок является логическим продолжением темы «Кислоты».

Тема урока: «Кислоты, их классификация и свойства»

Цели урока: продолжить формирование понятия о кислотах, изучить их классификацию и свойства, формирование исследовательской компетенции.

Задачи урока:

  1. Применить этапы учебного исследования при изучении нового материала;
  2. Используя текст параграфа, находить проблему, формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу, выбирать нужную информацию, конспектировать, проводить эксперименты, следуя инструкции, обрабатывать результаты эксперимента и делать выводы.

Тип урока: Урок — исследование.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа с учебником, групповая работа.

Основные понятия, изучаемые на уроке: кислоты, типичные свойства кислот, условия протекания типичных реакций кислот, ряд напряжений металлов.

Методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент, частично-поисковое исследование.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть урока.
  1. Фронтальная беседа.

На момент проведения данного урока учащиеся знакомы с классификацией кислот по их составу, с качественным определением кислот индикаторами, физическими свойствами, с правилами ТБ и ОТ при работе с кислотами; умеют составлять формулы кислот, а также определять по составу соединения, принадлежность их к классу кислот. Предлагаю вспомнить, что называется кислотами? Как распознавать кислоты? Напоминаю правила ТБ и ОТ при работе с кислотами.

  1. На столах учащихся учебник О. С. Габриеляна «Химия — 8 класс», рабочий лист к уроку — этапы исследования, микролаборатория.
  2. Внимание учащихся акцентирую на проведении урока-исследования, на котором учащиеся будут выполнять все этапы научного исследования, при работе с текстом §39 «Кислоты, их классификация и свойства».
  3. Класс делится на четыре группы по 4 человека равных по уровню знаний. Каждая группа учащихся — маленькое научное сообщество, которое выбирает своего научного руководителя, отвечающего за работу группы.
  4. На всех этапах исследования выступаю в роли консультанта.
  5. Любое исследование начинается с постановки проблемы. Знакомятся с таблицей № 10 Классификацией кислот §39. Далее прошу найти проблему, изучив текст учебника на стр. 236 §39.
  6. Предлагаю, исходя из проблемы, сформулировать цели и задачи, выдвинуть гипотезу.
  7. Ученические исследования, как и научные исследования, состоят из теоретической и экспериментальной частей. Предлагаю, используя текст параграфа изучить теорию на стр.236, а именно, выписать в рабочий лист, типичные реакции кислот.
  8. Проверка гипотезы заключается в проведении эксперимента и анализа полученных данных.
  9. В данном параграфе очень удачно автор дает описания лабораторных работ, к которым предлагает учащимся написать уравнения реакций, что повышает обучающее значение выполнения экспериментальной части исследования. Учащиеся самостоятельно составляют краткую инструкцию эксперимента по описанию лабораторного опыта.
  10. Выполняют эксперименты, записывают уравнения реакций и делают выводы по результату эксперимента.
  11. Представитель от каждой группы выступает с результатами исследования.
  1. Подвожу итоги урока, оцениваю каждого учащегося.
  2. Рефлексия.

В процессе исследования кислот я научился……

В процессе исследования кислот я приобрел опыт …..

Полученные мной знания позволят мне избежать ошибок ….

Больше всего сложностей вызвало у меня …

На мой взгляд, было б интересно исследовать……

  1. Домашнее задание § 39 стр. 242 задание 4–5 всем, и по желанию составить инструкцию к эксперименту «Свойства аскорбиной кислоты»

Приложение 1

Предполагаемый заполненный учащимися рабочий лист куроку

Этапы исследования

Результаты исследования

Тема исследования

Кислоты, их классификация и свойства

1. Цель исследования

Изучить классификацию и свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации

2. Проблема исследования

Кислоты при диссоциации образуют катионы водорода, которые и обуславливают ряд общих свойств. Какими свойствами должны обладать кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации?

3.Задачи исследования

1. Изучить классификацию кислот и типичные реакции кислот по тексту параграфа.

2. Составить инструкцию к эксперименту по материалу параграфа.

3. Следуя инструкции, провести эксперименты, подтверждающие свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации: взаимодействие с основаниями, основными оксидами, металлами и солями.

4. Соблюдать правила ТБ при работе с кислотами.

5. Сделать выводы о свойствах кислот.

6. Выступить с результатами исследования.

4. Объект исследования

Объект — Кислоты

5. Гипотеза

Если кислоты при диссоциации образуют катионы водорода, то они должны иметь кислый вкус, изменять окраску индикатора, взаимодействовать с основаниями, основными оксидами, с металлами, с солями.

6. Теоретическая часть исследования.

Основные термины и понятия.

Первая реакция.

Кислота + основание = соль + вода

Реакции между любыми кислотами и основаниями (как с растворимыми, так и с нерастворимыми) в результате которых образуется, соль и вода, называются реакциями нейтрализации.

HCl+ NaOH = NaCl+H2O

H++ OH- = H2O

2НNO3+Fe(OH)2↓= Fe (NO3)2 +2 H2O

2H++Fe(OH)2↓= Fe2++2 H2O

Вторая реакция.

Кислота + оксид металла = соль + вода

Реакции протекают между большинством кислот и оксидами металлов.

Пример

FeO+ H2SO4= FeSO4+H2O

FeO+ 2H+= Fe2++H2O

Третья реакция.

Кислота + металл = соль + водород

1. Металл должен находиться в ряду напряжений до водорода;

2. В результате реакции образуется растворимая соль;

3. Нерастворимые кислоты не взаимодействуют с металлами;

4. Разбавленная серная кислота реагирует с металлами с выделением водорода;

5. Азотная кислота реагирует с металлами по-разному, в зависимости от концентрации при этом никогда не выделяется водород.

Пример

Zn+ 2HCl= ZnCl2+ H2

Zn0+ 2H+ = Zn2+ + H02

Четвертая реакция.

Кислота + соль = новая кислота + новая соль

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2HCl (молекулярное)

Ba2+ +2Cl- +2H+ +SO4 2- = BaSO4 ↓+ 2H+ +2Cl-

Ba2+ + SO4 2- = BaSO4↓ (сокращенное ионное)

2НNO3+СаСО3 = Са(NO3)2 + СО2 ↑+H2O (молекулярное)

2H+ +2NO3- +СаСО3 = Са2++2NO3- +СО2 ↑+H2O

2H+ + +СаСО3 = Са2++СО2 ↑+H2O (сокращенное ионное)

7.Экспериментальная часть исследования.

Первая реакция:

Ход работы:

1. В пробирку налить 2 мл гидроксида натрия;

2. Добавить 1–2 капли фенолфталеина;

3. Добавить по каплям раствор соляной кислоты;

4. Поместить 1–2 капли полученного раствора на стеклянную пластину и выпарить;

5. Сделать вывод по результату эксперимента:

Вывод: в результате реакции нейтрализации, окраска индикатора изменилась с малинового на бесцветный, что свидетельствует на образовании соли, которая имеет нейтральную среду; при выпаривании раствора на пластине образовалось белое пятно, что указывает на образование соли.

Уравнения реакции

HCl+ NaOH = NaCl+H2O

H++ OH- = H2O

1. Налить в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III);

2. Добавить по 3–4 капли гидроксида калия;

3. К полученному осадку прилить 1–2 мл соляной кислоты;

4. Поместить 1–2 капли полученного раствора на стеклянную пластину и выпарить;

5. Сделать вывод по результату эксперимента:

Вывод: в результате эксперимента получили нерастворимое основание гидроксида железа (III); при взаимодействии нерастворимого основания с кислотой образуется растворимая соль — кристаллы темно-красного цвета.

Уравнения реакции

Fe2(SO4)3+6 КOH = 2 Fe(OH)3↓+3К2SO4

2Fe 3++ 3SO42- +6 К+ + 6ОH- =2 Fe(OH)3↓+6 К+ +3SO42-

2Fe3++6OH- = 2 Fe(OH)3

2Fe(OH)3↓ + 6HCl = 2FeCl3 + 6H2O

2Fe(OH)3↓ + 6H+ +6Cl- = 2Fe 3+ +6Cl- + 6H2O

2Fe(OH)3↓ + 6H+ = 2Fe 3+ +6H2O

Вторая реакция:

Ход работы:

1. В пробирку поместить порошка оксида меди(II);

2. Добавить 1–2 мл раствора серной кислоты;

3. Нагреть пробирку не доводя до кипения;

4. Поместить 1–2 капли полученного раствора на стеклянную пластину и выпарить;

5. Сделать вывод по результату эксперимента:

Вывод: в результате эксперимента, оксид меди(II) растворился, образуя раствор голубого цвета; при выпаривании раствора на пластине образуются голубые кристаллы — соль кристаллогидрата сульфата меди.

Уравнения реакции

СuO+ H2SO4= CuSO4+H2O

CuO+ 2H+= Cu2++H2O

Третья реакция:

Ход работы:

1. В четыре пробирки поместить гранулы цинка, алюминия, свинца, меди;

2.В пробирку с цинком и свинцом прилить 2 мл раствора серной кислоты;

3. В пробирку с алюминием и медью прилить 2 мл раствора соляной кислоты;

4. Сделать вывод по результату эксперимента:

Вывод: в результате эксперимента химические реакции произошли в пробирках № 1,2,3, с выделением водорода в виде пузырьков; в пробирке № 4 реакция не произошла т. к. металл находится в ряду напряжений после водорода.

Уравнения реакции

1. Zn+ H2SO4= Zn SO4+ H2

Zn0+ 2H+ = Zn2+ + H02

2. Pb+ H2SO4= PbSO4+ H2

Pb 0+ 2H+ = Pb 2+ + H02

3. 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3 H2

2Al 0+ 6H+ = 2Al3+ + 3H2

4. Сu+ HCl ≠ реакция не протекает

Четвертая реакция

Ход работы:

1. В первую прилить попарно растворы соляной кислоты и силиката натрия;

2. В первую прилить попарно растворы серной кислоты и карбоната калия;

3. В третью пробирку прилить попарно растворы соляной кислоты и нитрата бария;

4. Сделать вывод по результату эксперимента.

Вывод: в результате эксперимента, в пробирке № 1 образуется студенистый осадок кремниевой кислоты, в пробирке № 2 образуется углекислый газ в виде пузырьков, в пробирке № 3 образуется белый осадок хлорида бария. Значит, кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуются осадок, газ.

Уравнения реакции

2 HCl + Na2SiO3 =2 NaCl + H2SiO3↓ (молекулярное)

2H+ +2Cl- +2Na+ + SiO32- = 2Na++ 2Cl-+ H2SiO3↓ (полное ионное)

2H+ + SiO32- = H2SiO3↓ (сокращенное ионное)

K2CO3+H2SO4=K2SO4+H2O+CO2 ↑ (молекулярное)

2K++CO32-+2H++SO4 2- =2K++ SO4 2- +H2O+CO2 ↑ (полное ионное)

2H+ + CO32- = +H2O+CO2 ↑- (сокращенное ионное)

Ba(NO3)2 + 2HCl = BaCl2+ 2HNO3 (молекулярное)

Ba2++2 NO3-+2H+ +2Cl- = BaCl2↓+2H++ NO3--(полное ионное)

Ba2++2Cl- = BaCl2↓- (сокращенное ионное)

7. Заключение

по теме исследования.

В ходе проведенного исследования гипотеза подтверждена полностью. На основании исследований мы пришли к следующим выводам:

1. Изучили классификацию кислот и типичные реакции кислот по тексту параграфа.

2. Составили инструкцию к эксперименту по материалу параграфа.

3. Провели эксперименты, подтверждающие свойства кислот:

a) В результате реакции нейтрализации, окраска индикатора изменилась с малинового на бесцветный, что свидетельствует на образовании соли, которая имеет нейтральную среду; при выпаривании раствора на пластине образовалось белое пятно, что указывает на образование соли. Значит, кислоты взаимодействуют с основаниями образуя соль и воду.

b) В результате эксперимента химические реакции произошли в пробирках № 1,2,3, с выделением водорода в виде пузырьков; в пробирке № 4 реакция не произошла т. к. металл находится в ряду напряжений после водорода. Значит, кислоты взаимодействуют с металлами стоящие в ряду напряжений после водорода.

c) В результате эксперимента, оксид меди(II) растворился, образуя раствор голубого цвета; при выпаривании раствора на пластине образуются голубые кристаллы — соль кристаллогидрата сульфата меди. Значит, кислоты взаимодействуют с оксидами металлов, образуя соль и воду.

d) В результате эксперимента, в пробирке № 1 образуется студенистый осадок кремниевой кислоты, в пробирке № 2 образуется углекислый газ в виде пузырьков, в пробирке № 3 образуется белый осадок хлорида бария. Значит, кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуются осадок, газ.

4. Выступили с результатами исследования.

Все поставленные задачи были выполнены полностью.

Литература:

  1. Химия-8: учебник/ О. С. Габриелян.- 7-е изд.,испр.- М.: Дрофа,2018
Основные термины (генерируются автоматически): результат эксперимента, кислота, пробирка, вывод, реакция, соляная кислота, уравнение реакции, III, вид пузырьков, типичная реакция кислот.

Похожие статьи

Применение инновационных технологий на уроках химии при изучении темы «Железо и его соединения»

Изучение темы "Алюминий и его свойства" при помощи инновационных технологий «Круговерть»

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры»

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети»

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Информационные технологии и их роль в профессиональном становлении специалиста по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия»

О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения

Похожие статьи

Применение инновационных технологий на уроках химии при изучении темы «Железо и его соединения»

Изучение темы "Алюминий и его свойства" при помощи инновационных технологий «Круговерть»

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры»

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети»

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Информационные технологии и их роль в профессиональном становлении специалиста по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия»

О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения