Синквейн как один из инструментов рефлексии на практическом занятии в медицинском вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чепурненко М. Н., Чепурненко Д. А. Синквейн как один из инструментов рефлексии на практическом занятии в медицинском вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 23-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15237/ (дата обращения: 23.10.2019).



В статье рассматривается эффективная форма организации здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе. Авторы указывают на необходимость рефлексии практического занятия как важнейшего условия самореализации личности студента. Представлены результаты апробации синквейна на практических занятиях в медицинском вузе. Выявлены критерии оценки данного инструмента рефлексии, его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: синквейн, медицинский вуз, практическое занятие, образовательный процесс, инструмент рефлексии, методика организации рефлексии.

XXI век — век медицины здравоцентрического направления, реализующийся через систему «гражданин-врач-здоровое общество», которая требует перехода к новым видам образования, согласно которым в качестве основных приоритетов образования выделены качество образования и сохранение здоровья участников образовательного процесса [5, 10].

В настоящее время в рамках компетентностного подхода к образованию с целью эффективного формирования компетенций на практических занятиях в медицинском вузе все более важным становится применение такого способа деятельности, при котором у студентов формируются не только знания и представления, но и на выработка рефлексивных оснований сохранения и коррекции здоровья будущих пациентов [1, 7].

Одной из наиболее эффективных форм организации здравоцентрической системы обучения является методика организации рефлексии. Рефлексия является одним из важнейших условий самореализации личности студента, самостоятельного мышления, принятия важных для себя решений [7].

Целью рефлексивной технологии является активизация мыслительной деятельности студента через его личностное отношение к познавательному процессу, поскольку образовательным результатом обучения является только тот результат, который осмыслен студентом [1, 3, 6].

Содержание практического занятия с использованием рефлексивных методик может иметь следующую последовательность [1]:

– отбор теоретического материала, который пригодится в дальнейшей практической деятельности;

– отбор содержания и его воспроизведение;

– самостоятельный перенос знаний и умений в новую профессиональную ситуацию;

– формирование ценностных отношений к своей деятельности;

– рефлексивная самооценка своей деятельности.

Одним из приемов рефлексии содержания учебного материала является создание синквейнов [2, 3, 6]. Дидактический синквейн был введён в практику американской школы в ХХ веке под влиянием японской поэзии. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Имеется два вида синквейнов — традиционный и дидактический. Традиционный синквейн составляется по слоговому принципу. Состоит он из 5 строк, в которых должно получиться 22 слога. При составлении дидактического синквейна количество слогов уже не имеет значения. В дидактическом синквейне основным является смысловое содержание. При этом правила составления дидактического синквейна носят преимущественно рекомендательный характер [2, 9]:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

Четвертая строчка — это фраза, показывающая отношение к теме.

Последняя строчка — это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, строящееся по определённым правилам. Синквейн является свободным творчеством, для его написания от автора требуется найти наиболее значимые элементы в информационном материале, а затем сделать выводы и коротко их выразить.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной [4].

Умение обучающегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о высокой степени владения обучающимся учебного материала темы, в частности, является показателем того, что студент [3]:

– знает содержание учебного материала темы;

– умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры;

– умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

В контексте требований ФГОС ВПО третьего поколения, связанных с применением в высшем образовании современных технологий обучения, обеспечивающих формирование ряда общих и профессиональных компетенций, сопряженных с развитым творческим и критическим мышлением, владением профессиональным языком общения, общекультурными знаниями, способностью анализировать и обобщать информацию [10], синквейн как инструмент рефлексии становится особенно актуальным.

Синквейн прост в построении, что делает его эффективным методом обучения. Вместе с тем в образовательном процессе вуза синквейн используется довольно редко, в связи с этим представляет интерес опыт кафедры медицинской биологии и генетики Казанского государственного медицинского университета, а также теоретических и клинических кафедр Омского и Алтайского государственных медицинских университетов.

Современное преподавание курса «Гистологии, цитологии и эмбриологии» направлено на овладение студентами совокупностью достижений науки, что необходимо не только для дальнейшего обучения клиническим дисциплинам, но и для формирования системных представлений о микроскопической функциональной морфологии тканей и органов тела здорового человека, путях и характере развития его клеточных, тканевых и органных систем. К современным принципам преподавания «Гистологии, цитологии и эмбриологии» в медицинском вузе относятся [8]:

  1. Изменение форм и содержания обучения в соответствии с современными тенденциями, адаптация содержания учебных программ в соответствии с задачами клинических дисциплин и будущими профессиональными потребностями студентов;
  2. Использование современных интерактивных технологий позволяет повысить роль студента в процессе обучения, сформировать у него личностные и профессиональные качества.

Приведем авторский опыт использования инструмента синквейна на практических занятиях первого года обучения по дисциплине «Гистология, цитология, эмбриология». Предлагая обучающимся за пять минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме занятия, мы, по истечении пяти минут (можно через четыре минуты сказать, что пять минут истекли, и дать еще одну минуту для завершения работы, поскольку интересные мысли обыкновенно рождаются в критических ситуациях) можно предложить им прочитать написанное своему партнеру. На этом этапе у преподавателя много возможностей. Допустим, предложить парам поделиться своими идеями со всей группой и создать ситуацию групповой мозговой атаки. Или предложить студентам подчеркнуть в своем стихотворении те мысли, в которых они менее всего уверены, и затем, при чтении, проверить, не рассеется ли их неуверенность.

Итогом практического занятия по теме «Гистофизиология дыхательной системы» были написанные за пять минут синквейны к понятию «Ацинус легкого». Результаты работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Синквейны кпонятию «Ацинус легкого» студентов 1 курса

Ацинус легкого

 Однослойный, плоский

 Составляет, находиться, открываются

 Структурно-функциональная единица легкого, в которой находятся альвеолы, ходы, мешочки

 Гроздь

 Альвеолярный, терминальный

 Разветвляется, газообменивается, открывается

 состоит из ветвей терминальной бронхиолы

 Единица

 Респираторный, альвеолярный

 Обезвреживает, насыщает, обменивает

 Обеспечивает газообмен

 Гроздь

 Терминальный, альвеолярный

 Обеспечивает, проводит, расправляется

 Структурно-функциональная единица легкого

 Бронх

 Газообменный, структурно-функциональный

 Накапливает, обезвреживает, расправляется

 Представляет собой систему разветвления одной концевой бронхиолы

 Виноград

 Респираторный, альвеолярный

 Насыщает, проводит, обеспечивает

 Структурно-функциональная единица легкого

 Дыхание

Из представленных работ обучающихся видно кто освоил тему, а кому еще нужно поработать, т. к. составление синквейна требует от студента умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Критериями оценки составленного синквейна могут служить следующие показатели:

– Соответствие тематике (теме практического занятия, понятию или термину);

– Содержание (нет фактических ошибок и противоречий);

– Грамотность (нет орфографических и пунктуационных ошибок);

– Наличие афоризма, цитаты или крылатого выражения;

– Оригинальность исполнения (общее впечатление о синквейне).

Опрос студентов первого курса при изучении дисциплины «Гистология, цитология, эмбриология» показал, что активность студентов возросла, а интерес к изучаемой теме продемонстрировали более 90 % опрошенных студентов. Визуализируя тексты синквейна преподаватель может получить большой аналитический материал для работы с группой (рис. 1).

Рис. 1. Визуализация «Облако слов» к синквейну «Ацинус легкого»

Можно выделить следующие преимущества синквейна как инструмента рефлексии на практических занятиях в медицинском вузе:

– позволяет комплексно увидеть объект изучения;

– применим для традиционных и инновационных форм преподавания дисциплины;

– пригоден для построения индивидуального маршрута студента;

– может быть адаптирован к таким видам обучения как электронное, дистанционное, мобильное, смешанное и др.

На наш взгляд, существующие недостатки метода такие как:исключение устного компонента, невозможность проверки продуктивного уровни знаний, элемент случайности, различная скорость мышления обучающихся могут быть заменены иными приемами рефлексии.

Таким образом, применение методики рефлексии в вузе играет важную роль в решении многих задач образовательного процесса, в т. ч. в формировании здравоцентрической системы образования медицинского вуза. В связи с этим становится необходимым включение рефлексии в содержание практического занятия, а также предоставление возможности студентам изучать и использовать рефлексивные техники. Использование метода синквейна позволяет эффективно вовлекать обучающихся в процесс обучения, проводить мониторинг индивидуальной степени освоения учебного материала.

Литература:

  1. Алексеева А. И. Методика организации рефлексивного этапа на учебных занятиях в вузе // Научный диалог. 2014. № 11 (35).
  2. Анфимова Е. Б. Дидактический синквейн как многофункциональный инструмент в работе преподавателя в университете // Вестник НовГУ. 2013. № 74.
  3. Гетман Н. А., Сукач Л. И., Сукач М. С. Формирование активной учебной позиции студентов медицинских вузов с помощью гуманитарных технологий// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12–9. — С. 1713–1716.
  4. Жиленко О. Г., Саран Л. Р., Шарахова Е. В., Дмитриенко Н. Ю. Синквейн как прием рефлексии в преподавании стоматологии детского возраста// Психодидактика высшего и среднего образования (Барнаул, 12–14 апреля 2016 г.): материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции. Научные редакторы А. Н. Крутский, О. С. Гибельгауз.- Барнаул, 2016. — с. 219–2207.
  5. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.
  6. Мынбаева А. К., Садвокасова З. М.. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: учебное пособие. — 4-е изд., доп. — Алматы, 2010–344 с.
  7. Плотникова И. Е. Здравоцентрическая система обучения в медицинском вузе — инновационный педагогический подход // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. № 10(23). — Новосибирск: СибАК, 2013.
  8. Рыхлик С. В. Современные подходы к преподаванию гистологии, цитологии и эмбриологии // Вісник проблем біології і медицини. 2014. № 3.
  9. Соколова Е. А. Инновационный потенциал синквейна как метода интерактивного обучения в высшей школе// Ежегодная научная конференция, посвящённая 70-летию основанию Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова (Рязань, 03 октября 2013 г): сборник трудов конференции. Рязань, 2013. С. 354–357.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Уровень высшего образования Специалитет Специальность 31.05.01 Лечебное дело (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 95).
Основные термины (генерируются автоматически): медицинский вуз, практическое занятие, учебный материал, инструмент рефлексии, образовательный процесс, структурно-функциональная единица легкого, методика организации рефлексии, процесс обучения, критерий оценки, эффективная форма организации.

Ключевые слова

образовательный процесс, медицинский вуз, синквейн, практическое занятие, инструмент рефлексии, методика организации рефлексии

Похожие статьи

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса. Ключевые слова: рефлексия, поведение, саморегуляция.

Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя СПО

– в процессе практического взаимодействия педагога с учащимися, когда он стремится адекватно

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального

На уроке по ФГОСследует этап рефлексии учебной деятельности.

Проблемы использования рефлексивных методов обучения...

В статье рассматриваются особенности использования рефлексивных методов обучения курсантов и возникающие при этом проблемы в условиях военных вузов. Ключевые слова: рефлексия, педагогический процесс, методы обучения курсантов, военный вуз.

Практические рекомендации по педагогическому проектированию...

– определение содержания учебной дисциплины и организация процесса обучения осуществляются на основе учёта

Процессуальный компонент технологии обеспечивает логику организации процесса обучения на всём этапе изучения дисциплины и в предлагаемой нами...

Использование рефлексивных технологий в развитии способности...

Рефлексия – необходимое условие того, чтобы учащийся и педагог видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению

Методы активного обучения используются на различных этапах учебного процесса.

— высокая удовлетворенность студентов учебным занятием (по результатам рефлексии, анкетирования).

Особенности организации практического обучения в колледже.

Внедрение в образовательный процесс активных...

Активные формы обучения — это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствует

Сущность активных и интерактивных методов обучения легче понять, если сравнить их с пассивными методами обучения (Таблица 1).

Структурно-содержательные компоненты формирования...

Ключевые слова: методика обучения предмету, компоненты готовности, уровни и критерии методической готовности.

Таким образом, методика обучения является одной из основных частей профессиональной подготовки будущих учителей, а приобретенные навыки в вузе и...

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

В педагогической деятельности рефлексия рассматривается как процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения [1].

Похожие статьи

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса. Ключевые слова: рефлексия, поведение, саморегуляция.

Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя СПО

– в процессе практического взаимодействия педагога с учащимися, когда он стремится адекватно

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального

На уроке по ФГОСследует этап рефлексии учебной деятельности.

Проблемы использования рефлексивных методов обучения...

В статье рассматриваются особенности использования рефлексивных методов обучения курсантов и возникающие при этом проблемы в условиях военных вузов. Ключевые слова: рефлексия, педагогический процесс, методы обучения курсантов, военный вуз.

Практические рекомендации по педагогическому проектированию...

– определение содержания учебной дисциплины и организация процесса обучения осуществляются на основе учёта

Процессуальный компонент технологии обеспечивает логику организации процесса обучения на всём этапе изучения дисциплины и в предлагаемой нами...

Использование рефлексивных технологий в развитии способности...

Рефлексия – необходимое условие того, чтобы учащийся и педагог видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению

Методы активного обучения используются на различных этапах учебного процесса.

— высокая удовлетворенность студентов учебным занятием (по результатам рефлексии, анкетирования).

Особенности организации практического обучения в колледже.

Внедрение в образовательный процесс активных...

Активные формы обучения — это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствует

Сущность активных и интерактивных методов обучения легче понять, если сравнить их с пассивными методами обучения (Таблица 1).

Структурно-содержательные компоненты формирования...

Ключевые слова: методика обучения предмету, компоненты готовности, уровни и критерии методической готовности.

Таким образом, методика обучения является одной из основных частей профессиональной подготовки будущих учителей, а приобретенные навыки в вузе и...

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

В педагогической деятельности рефлексия рассматривается как процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения [1].