Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ткачёва А. В. Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15230/ (дата обращения: 19.09.2019).



В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Ключевые слова: жизнь, родители, ребенок, семья, воспитание, личные отношения, маленькая личность.

Безусловным фактором на становление и развитие личности является среда, в которой ребенок растет и, в частности, его семья. То, что ребенок приобретает остается с ним на всю его жизнь в виде тяжелого или полезного багажа. Важностью семьи считается то, что человек находится в ней в течении всей своей жизни с начало живя в той в которой родился, а затем создавая свою. В процессе доверительных и тесных отношений со всеми домочадцами у ребенка формируется структура его личности.

Семья имеет огромное влияние на развитие личности ребенка, дети лишенные возможности расти в семье или подвергающиеся насилию в ней, к сожалению, очень часто вырастают с поломанной судьбой из-за того, что система ценностей не была грамотно и вовремя заложена в маленькую личность. Что уж говорить о тех, кто вообще вырос в детском доме, их умственное и социальное развитие затормаживается, воспитание этих детей протекает совершенно по другому сценарию в отличие от тех, кто вырос в полной и благополучной семье.

Семья, считаясь в обществе малой группой, создает ребенку условия безопасности и покоя, оказывая поддержку и помощь, формируя в личности принадлежность к обществу. В семье люди заботятся друг о друге, удовлетворяя потребности каждого, но, к сожалению, не всегда так происходит, ибо идеальных семей нет, однако невыполнение основных ее функций способно отложить негативный отпечаток на ребенка. Необеспечение безопасности и взаимопомощи способно воспитать из него не совсем эмоционально зрелую личность. Рассматривая роль семьи в становлении личности человека, стоит отметить главную функцию развития психологических составляющих, которые представляют ценность для общества [1, c.133].

Как уже было сказано выше, человек является в своей жизни членом двух семей, своей и которую в будущем создает сам. Важным этапом становится вступление в брак и супружество, а также рождение ребенка. С точки зрения социальной психологии, супруги являются особой группой, состоящей из лиц противоположного пола. После образования семьи начинается процесс приспособления и подстраивания друг под друга. Здесь безусловным фактором успеха семьи является их способность идти на компромиссы, проявлять терпение и уважение друг к другу, трудности в браке могут возникнуть у всех, но вопрос в том, смогут супруги их преодолеть или предпочтут пойти по легкому пути который может довести до развода [2, c.70].

Рождение ребенка должно быть одним из значимых событий в семье и между супругами. Это очередное испытание, новые социальные роли и ответственность, которую они решили взять на себя, станет одной из проверок прочности их взаимоотношений. Рождение ребенка и необходимость обеспечения его всем необходимым — это еще не все, главное тут — эмоциональная связь с ним. Что бы добиться гармоничного развития маленькой личности, родители должны сами находится в спокойном эмоциональном состоянии, так как ребенок все чувствует и ему важно какие взаимоотношения царят в семье [3, с.351].

Отношения, которые строят родители с детьми, можно назвать их эмоциональной позицией, это один из важнейших факторов формирования личности ребенка. Существует градация данного фактора от доминирования до полного безразличия. Здесь, конечно, очень важно наладить связь и контакт с ребенком, что бы в последствии можно было говорить об отдачи. Нарушение же взаимоотношений, может спровоцировать излишний контроль или характер доминанта, тогда не удивляйтесь почему ребенок начинает закрываться или проявлять агрессию против вас [4, c.56].

С самого раннего возраста родители должны правильным образом уделять свое время ребенку, малыш не должен чувствовать, что он предоставлен сам себе, он должен чувствовать любовь и заботу. Ребенок через родителей общаясь с ними учиться мыслить, выбирает ту или иную модель поведения. Благодаря правильному образу поведения, который у него перед глазами, ребенок учится своему поведению и реакциям с другими людьми.

К сожалению, поведение ребенка очень во многом зависит от воспитания его в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых, то есть смотря на поведение своих родителей они отзеркаливают его и в своей жизни. Дети с заниженной самооценкой появляются благодаря слишком уж требовательным родителям, которые вместо того, чтобы похвалить своего ребенка, начинают на него нападать с упреками, а если он совершит какой-либо проступок, то тут вообще наступает конец света. У ребенка в такой семь начинает формироваться чувство того, что его не любят и он бесполезен в этом обществе, что он не оправдал желания и надежд своих родителей, которые своим поведением способны довести до суицида, нужно быть очень осторожными с тем, что мы говорим своим детям, ибо на ранних этапах становления личности, ребенок нуждается в поддержке, даже если он был не прав, а не в потоке вечных упреков со стороны самых близких ему людей. То же самое можно сказать и о завышенной самооценки, здесь родители проявили себя как настоящие и любящие, но вопрос в том, сможет ли такой ребенок добиться чего-то в жизни или выстроить нормальные отношения с другими людьми? Думаю, что и здесь будут серьезные проблемы, ибо полное отсутствие системы наказания является тоже негативным фактором. Не стоит потом удивляться тому, что у ребенка из-за его слишком завышенной самооценки появились куча проблем, например со сверстниками, да и в итоге с собственными родителями тоже. Он привык быть первым и хорошеньким во всем, но в жизни так не бывает, придя учась в класс, ребенок столкнется с конкуренцией, внимание учителя будет направленно не только на одного его, что безусловно может стать серьезной травмой, ведь дома он самый лучший, а тут, ему приходится что-то и кому то доказывать.

Самым наилучшим по мнению автора отношениями между родителями и детьми, можно считать выбранный стиль под названием демократия. Данный стиль способствует самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности у ребенка. Родители умеет грамотно лавировать между поощрениями и наказаниями, формируя у ребенка правильные представления о себе.

Как бы кто не спорил с тем, что формирование личности достигается на пике переходного возраста, автор статьи все же не согласен с этим, так как эмоциональная привязка ребенка к родителям происходит как раз на ранних стадиях и в первые годы жизни. К средней и старшей школе стиль взаимоотношений с родителя давно уже сложился, благодаря тому каким образом родители выстраивали отношение с ребенком пока он был еще маленьким.

Для ребенка родители на протяжении всей его жизни выступают в разных ролях и «ипостасях»:

a) как источник эмоциональной поддержки и тепла;

b) как власть, тех кто поощряет и наказывает его;

c) как образец, на который можно смотреть и соответствовать ему.

Не стоит забывать какими бы родителями мы не были, дети все равно чувствуют эмоциональную привязку и нуждаются в том, что бы их любили и защищали. Очень плохо, когда ребенок чувствует отсутствие или нехватку внимания и любви к себе — это может послужить негативными последствиями в его жизни, даже в собственных построениях личных взаимоотношений с противоположным полом, но и избыток эмоционального воздействия родителей на ребенка тоже способен нанести ему травму, слишком уютное родительское гнездышко не стимулирует давно уже выросшего птенца к вылету из него.

Переходя к выводам, стоит сказать, что роль семьи и родителей в формировании личности ребенка бесценна, ибо она выступает как институт, в котором на протяжении жизни формируются связи между всеми ее членами.

Именно в семье начинают закладываться основы нравственного воспитания, формируются разные формы взаимоотношений, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Целью воспитания — для родителей должно стать развитие маленького человечка в разностороннюю личность. Которая сама знает как ему двигаться, а задачи родителей лишь направить его в этом, а не пытаться самим сделать из него какого-то непонятного ему самому до конца человека.

Главное и основное правило которое родители должны помнить и не нарушать его — является последовательность и демократическое поведение в отношениях с ребенком.

Литература:

  1. Земская М. Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс».
  2. Ковалев С. В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г.
  3. «Педагогика» под ред. Бабанского Ю. К., М.1983г., изд. «Просвещение»
  4. Захарова Л. Я. «Дитя в очереди за лаской», М. 1999г.

Ключевые слова

семья, воспитание, жизнь, ребёнок, родители, личные отношения, маленькая личность