Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Симчера М. И. Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15175/ (дата обращения: 18.08.2019).



В данной статье анализируются возможности информационных технологий в обучении детей в учреждениях дополнительного образования на основе использования образовательных конструкторов с функцией программирования микроконтроллеров.

Ключевые слова: информационные технологии, профессиональная деятельность, дополнительное образование детей, образовательные конструкторы.

This article analyzes the possibilities of information technology in the education of children in institutions of additional education through the use of educational designers with the function of programming microcontrollers.

Key words: information technologies, professional activity, additional education of children, educational designers.

Как известно, дополнительное образование детей является процессом непрерывным, так как он не имеет зафиксированных сроков начала и конца обучения, последовательно и параллельно переходя из одного этапа обучения детей в другой. Личностно-ориентированная основа деятельности учреждения дополнительного образования дает возможность удовлетворять образовательные и творческие потребности детей любого возраста, продуктивно реализуя потенциал их свободного времени, и разрешать важнейшую проблему идентификации, поддержки и дальнейшего развития обучающихся.

Однако в настоящий момент в процессе работы с обучающимися в системе дополнительного образования наблюдается неоднозначная ситуация. С одной стороны, актуальным является реализация такой системы дополнительного образования, в которой приоритетным конкурентным преимуществом у детей будет являться развитие их одаренности в технической области знаний. С другой стороны, профессиональная деятельность педагогов дополнительного образования в недостаточной степени опирается на информационные технологии в вопросе построения методик обучения, у педагогов отсутствуют специальные научно-обоснованные образовательные программы для технически одаренных школьников, не существует эффективной модели повышения учебной мотивации детей за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и процессов, создания технических учебных проектов по робототехнике и электронике.

Мы согласны с мнением А. В. Кулемзина [1, С. 27], который считает, что каждый педагог в своей профессиональной деятельности должен постоянно находиться в поиске инновационных и увлекательных методов работы с обучающимися, тем более, что социальный заказ общества к развитию технической одаренности детей требует решения определенных задач в системе дополнительного образования детей. Такие задачи сформулированы в государственных программах РФ — «Развитие образования» на 2013–2020 годы, «Информационное общество (2011–2020 годы)», «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы: создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития [3]; интеграция науки и образования; развитие инфраструктуры и модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей [2]; популяризация возможностей и преимуществ информационного общества; стимулирование отечественных разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий [4].

Мы полагаем, что для эффективного решения данных задач в системе дополнительного образования детей на основе внедрения информационных технологий в профессиональную деятельность педагога, необходимо реализовать следующие условия:

 осуществить моделирование единой информационной среды с целью повышения эффективности дополнительного образования;

 актуализировать мотивационно-целевые установки у всех субъектов образовательного процесса;

 реализовать в системе дополнительного образования детей программы по техническому конструированию, робототехнике и программированию с использованием информационных технологий обучения.

Одним из перспективных средств реализации данных условий на современном этапе являются робототехнические образовательные конструкторы, которые направлены на ознакомление обучающихся с техническим конструированием на основе программирования микроконтроллеров.

Образовательные конструкторы представляют собой робототехнические конструкторы, включающие в себя монтажные платы, микроконтроллеры, различные датчики, детали и механизмы, позволяющие собирать управляемые модели реальных объектов на основе программирования в интегрированных программных средах.

Внедрение в образовательные программы учреждений дополнительного образования детей основ технического конструирования и робототехники на основе образовательных конструкторов актуализирует необходимость интеграции информационных и педагогических технологий обучения, а также реализации междисциплинарных связей дисциплин естественнонаучного цикла.

Вопросами организации занятий конструкторской деятельностью занимались П. Н. Андриянов, Т. В. Лусс, Л. А. Парамонова, Г. Н. Сидорук, В. Г. Чупашев и др. Однако на методическом уровне существует противоречие между дидактическим потенциалом использования образовательных конструкторов в дополнительном образовании детей и недостаточностью методических разработок в использовании информационных технологий обучения для оптимизации и интенсификации робототехнического конструирования.

В рамках решения данной проблемы нами была разработана методика использования информационных технологий обучения в дополнительном образовании детей на базе образовательных конструкторов. Целью построения и реализации данной методики стало повышение познавательной активности технически одаренных обучающихся, их самореализация в технической деятельности, развитие их алгоритмического и логического мышления, формирование информационной компетентности и культуры деятельности по техническому конструированию и робототехнике.

Реализация методики использования информационных технологий обучения на базе образовательных конструкторов осуществлялась в процессе последовательного изучения следующих (адаптированных для дополнительного образования детей) областей знаний: математики, программирования, схемотехники и электроники, инженерии и проектирования.

Инновационность данной методики заключается в интеграции взаимосвязанных, преемственных дисциплин: информатики, математики, физики, электротехники, что соответствует задачам модернизации образования в части его информатизации. Кроме того, адаптирована последовательность приобретения обучающимися теоретических знаний и практических навыков при программировании и техническом конструировании на базе образовательных конструкторов в соответствии с задачами повышения познавательного интереса у детей к областям технических знаний.

В результате использования информационных технологий в работе с образовательными конструкторами в условиях дополнительного образования обучающиеся приобрели такие навыки, как создание интерактивных объектов и сред, создание новых алгоритмов для исполнительных механизмов, развитие моторики и ловкости при сборке робототехнических моделей, способность аналитически мыслить при решении нестандартных задач и поиске ошибок при программировании и отладке программ для микроконтроллеров, работа в команде, коллективная выработка идей, умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Таким образом, использование информационных технологий в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей позволяет объективно повысить активность детей в освоении основ программирования и технического конструирования на базе образовательных конструкторов за счет интеграции дисциплин естественнонаучного цикла и последовательного адаптированного освоения умственных и практических способов деятельности в смежных технических областях знаний.

Литература:

  1. Кулемзин, А. В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей / А. В. Кулемзин // Педагогика. — 2003. -№ 6. — 27 с.
  2. Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы // Элементы URL: https://elementy.ru/Library9/p295.htm?context=284 (дата обращения: 02.06.2019).
  3. Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301 Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие науки и техники» на 2013–2020 годы // Элементы URL: https://elementy.ru/Library9/p301.htm?context=284 (дата обращения: 02.06.2019).
  4. Распоряжение правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р О государственной программе РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)» // Элементы URL: https://elementy.ru/Library9/p1815.htm?context=284 (дата обращения: 02.06.2019).