Тестовые задания как форма педагогического контроля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 04.06.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Морозова Т. Ю. Тестовые задания как форма педагогического контроля [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15144/ (дата обращения: 19.09.2019).



В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Ключевые слова: педагогический контроль, текущий контроль, тестовые задания, форма контроля.

The article discusses the effectiveness and significance of such a form of control as testing. The effectiveness of using this form of current pedagogical control in the educational process is revealed.

Keywords: pedagogical control, routine control, test, form of control.

Действующий на сегодняшний день ФГОС предполагает у обучающихся наличие не только определенного массива знаний, но и сформированность определенных компетенций, таких как: любовь к Родине, сильные патриотические начала, понимание семейных ценностей, чувства гражданской идентичности и ответственности, формирование разнообразных личностных качеств: критическое, креативное мышление, активность, целеустремленность, способность к обучению, мотивация на творчество и инновационную деятельность, готовность к сотрудничеству и работе в коллективе и т. д. [7]. Поэтому, в законопроекте выдвигаются определенные установки не столько к содержанию школьного образованию, сколько к личности самого обучающегося, делая упор на его характеристиках и раскрытии определенных личностных качеств. В качестве определяющего регулятора в образовательном процессе выступает педагогический контроль, который может быть входным, текущим, промежуточным, итоговым. Педагогический контроль представляет собой определение правильности и полноты выполнения определенного вида задач, заданий, операций, который входят в состав действий [4, с. 141].

Одним из популярных и эффективных форм педагогического контроля, который может применяться на различных этапах образовательного процесса, является тестирование. Тестовый контроль имеет важное значение, которое способствует всестороннему контролю изученного материала, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов обучающихся. Такой формой контроля в учебной деятельности повышается качество образования, выявляя недочеты и пробелы в знаниях [5].

Большое значение следует уделить разработке тестовых заданий. Они должны разрабатываться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изучаемой дисциплине. При этом содержание тестовых заданий должно охватывать весь содержательный минимум государственного образовательного стандарта. С одной стороны, это позволит обеспечить единство требований к усвоению образовательной дисциплины, с другой стороны, это позволит проверить качество усвоенного материала. В современной дидактике к составлению тестовых заданий предъявляются следующие критерии: 1. соответствии заданий содержанию и целям обучения; 2. лаконичность формулировок заданий; 3. направленность тестовых заданий на установление существа конкретной проблемы или вопроса; 4. разнообразие заданий [2]. Количество заданий в тесте зависит от объема того материала, который изучен обучающимися, степени глубины проверки и времени, которое отводится на выполнение заданий. Главная задача обучающихся при решении тестовых заданий — умение самостоятельно применять знания, оценивать факты и явления, взаимосвязи между ними. Для оценки уровня обученности необходимы различные правовые задания, которые будут понятны для обучающихся. Тестовые задания, которые выносятся на контроль, должны пройти предварительную апробацию. Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. Облегченные варианты используются в школах при текущем контроле знаний, и в качестве экзаменационных и зачетных тестов. Помимо экзаменационных и зачетных, есть повседневные тесты — поурочные, которые используются на каждом занятии и имеют своей целью текущую оценку знаний обучающихся. Поурочные тесты содержат ряд требований: 1. «закрытый» характер — т. е. должны иметь варианты ответов; 2. должны быть краткими и понятными; Проводится в письменном виде, что позволяет сделать процесс контроля знаний организованным, ограниченным по времени [3,с. 164–166].

Тестирование выполняет три взаимосвязанных между собой функции: воспитательную, диагностическую иобучающую.

Воспитательная функция связана с периодичностью данной формы контроля, что позволяет дисциплинировать обучающихся, систематизировать образовательный процесс, выявить и устранить пробелы в знаниях.

Диагностическая функция направлена на оценку знаний обучающихся.

Обучающая функция тестирования связана с активизацией работы по усвоению учебного материала [6].

Современный образовательный процесс предусматривает проведение тестирования как в классическом виде, так и с помощью современных систем компьютерного тестирования, online-тестирование. Такая форма работы имеет ряд преимуществ: мгновенный результат, объективность, отсутствие предвзятости, легкость обработки результатов, экономия времени и средств, простота в подготовке [1].

На сегодняшний день тестирование стало самым распространенным методом контроля. Основным достоинством такой формы является объективность. Однако, необходимо учитывать как психолого-педагогические особенности, так и требования процесса обучения. Кроме того, процесс тестирования трудоемок и занимает у учителя много времени к подготовке. Компьютерное тестирование призвано сократить время на подготовку тестовых заданий, что положительно скажется как на качестве тестирования, так и на образовательном процессе в целом.

Литература:

  1. Горовая, Т. Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор [Текст] / Т. Ю. Горовая // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 1. — С. 79–81
  2. Колова С. Д., Врублевский А. С. Образовательно-эффективные виды и формы контроля знаний студентов [Текст] / С. Д. Колова, А. С. Врублевский // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 10–2. — С. 182–185
  3. Кропанева, Е. М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие / Е. М. Кропанева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. -188 с.
  4. Методика преподавания обществоведческих дисциплин: учебное пособие / авт.-сост. Т. И. Барсукова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». — Ставрополь: СКФУ, 2016. — 189 с.
  5. Одинаев, Д. Ш. Тестовая форма контроля знаний обучающихся [Текст] / Д. Ш. Одинаев // Современное образование (Узбекистан). — 2014. — № 8. — С. 38–44
  6. Попов, А. В. Тестирование как метод контроля качества знаний студентов [Текст] / А. В. Попов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2013. — Т. 200. — С. 283–286
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/