Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трошин С. А., Машичев А. С., Фомин И. И., Панаскин В. В. Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15109/ (дата обращения: 19.10.2019).



В настоящий момент согласно стандарту ФГОС3+ процесс обучения студентов предполагает получение ими компетенций, которые делятся на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК).

Компетенция — комплексная характеристика готовности выпускника принять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности (рис.1, рис.2).

Рис. 1. Структура компетенций

Рис. 2. Виды компетенций

Общекультурные компетенции включают в себя знания, умения и навыки, которыми обязан обладать каждый человек, получивший высшее образование. Общепрофессиональные компетенции относятся к профилю и направлению специальности обучаемого и необходимы для понимания им предметных связей и особенностей будущей работы. Профессиональные компетенции относятся непосредственно к получаемой специальности, включают в себя комплекс теоретических знаний и практических умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции приобретаются в ходе учебных занятий по специальным дисциплинам, а именно на лабораторных и практических занятиях. Приобретение же общекультурных компетенций связано с видами деятельности, не всегда имеющими прямое отношение к специальности студента. Как правило, они приобретаются при изучении дисциплин, являющихся общими для большинства специальностей высшего образования.

Практически во всех образовательных стандартах высшего образования прописаны следующие общекультурные компетенции:

− ОК-8 — Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

− ОК-13 — Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

− ОК-16 — Способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства.

ОК-8 означает, что выпускник высшего учебного заведения должен:

  • Знать:

− основные понятия, критерии и инструменты теории и методики обучения;

− особенности педагогической системы и системного подхода;

  • Уметь:

− использовать методы, средства и формы физической культуры для укрепления здоровья, повышения общей и профессиональной работоспособности;

  • Владеть:

− системой теоретических знаний, практических умений и навыков развития и совершенствования своих функциональных и двигательных возможностей

Данная компетенция формируется на лекционных и практических занятиях физической культурой.

Во время лекций студенты получают информацию о том, как правильно вести здоровый образ жизни. Они знакомятся с правилами техники безопасности при занятии физической культурой и спортом. На лекциях рассматривается история развития физической культуры и спорта, а также их роль в обществе. Студенты знакомятся с основами физиологии и анатомии человеческого тела, с нормальными показателями организма (частота сердцебиения, объем дыхания, артериальное давление). Кроме того, на лекциях обучаемым рассказывают и объясняют основные принципы выполнения физических упражнений.

Во время практических занятий студенты учатся выполнять физические упражнения, соревнуются в спортивных состязаниях, принимают участие в командных видах спорта, например в спортивных играх.

К примеру физических упражнений, выполняемых на практических занятиях по физической культуре можно отнести:

− бег на короткие и длинные дистанции;

− прыжки в длину;

− приседания;

− отжимания от брусьев и от пола;

− подтягивания;

− челночный бег;

− разминка (наклоны, повороты корпуса, растяжка и прочее).

К спортивным играм, к участию в которых привлекаются студенты, можно отнести:

− волейбол;

− футбол;

− баскетбол.

ОК-16 реализуется за счет:

− повышения мотивации;

− приучения студентов к дисциплинированности и труду;

− повышения воли к победе;

− развитие таких качеств, как умение подчиняться правилам и уважать соперника.

Данные цели могут достигаться, например, при проведении спортивных соревнований и состязаний.

Примерами таких спортивных соревнований могут являться:

− легкоатлетический кросс;

− лыжный кросс;

− спортивные фестивали и игры;

− соревнования по игре в футбол, волейбол, баскетбол;

− и др.

ОК-13 является очень важной компетенцией, поскольку в современном обществе умение взаимодействовать с коллективом и выполнять работу в команде очень важно. Для большинства современных профессий данные навыки являются необходимыми. ОК-13 формируется у студентов за счет выполнения групповых упражнений и участия в командных видах спорта.

В качестве примеров видов учебной деятельности, формирующей ОК-13 на занятиях физической культурой можно привести участие в таких спортивных играх, как футбол, волейбол, баскетбол и др. Вышеописанные цели могут реализовываться и за счет вовлечения студентов в участие в спортивных праздниках и командных соревнованиях.

Помимо формирования общекультурных компетенций занятия физической культурой и спортом несут следующее положительное воздействие на обучаемых:

− позволяют организовать досуг студентов;

− помогают улучшить их здоровье;

− пропагандируют здоровый образ жизни;

− развивают личностные, волевые и морально-нравственные качества;

− помогают бороться с вредными привычками.

Безусловно, занятия физической культурой играют немаловажную роль в подготовке выпускников высшего учебного заведения, а также оказывают положительное влияние на формирование характера обучаемых и состояние их здоровья.

Литература:

  1. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — № 16. — С. 349–351. — URL https://moluch.ru/archive/75/12824/ (дата обращения: 26.02.2019).
  2. Коршунова О. С. Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе с учетом профессиограммы будущих специалистов // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 637–640. — URL https://moluch.ru/archive/95/21322/ (дата обращения: 26.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, компетенция, высшее образование, занятие, здоровый образ жизни, игра, высшее учебное заведение, профессиональная деятельность, студент, командный вид спорта.

Похожие статьи

Эффективность физического воспитания студентов при...

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Особенности формирования профессиональной...

Развитие высшего профессионального образования на данном этапе характеризуется

Профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов по физической культуре

Курс «спортивные игры» на факультетах физической культуры и спорта для студентов не в...

Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе...

В статье рассмотрены возможности оценки приобретенных компетенций по дисциплине физическая культура в высших учебных заведениях не профильного типа. А так же необходимость формирования компетенций с учетом профессиограммы будущих специалистов.

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем...

Проблема определения роли современного физического воспитания в формировании личности и здорового образа жизни приобретает все большую актуальность. Именно физкультурно-спортивной деятельности отдан приоритет в воспитании здорового...

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

Полноценная жизнь невозможна без физической активности, всем ясно, что здоровый образ жизни не складывается только из правильного

Привлекательность может быть значительно повышена при активном применении на занятиях методик конкретного вида спорта, т. е...

Особенности сформированности личностных особенностей...

Признано, что занятия физической культурой и спортом являются средством поддержания и

Спортивные игры и физическая культура в целом — средства формирования

Таким образом, нами выявлено противоречие между потребностями современной практики спорта в...

Физкультура в жизни студента | Статья в сборнике...

Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров).

В данной статье рассматривается роль физической культуры в жизни учащейся молодёжи. Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической...

Статья посвящена решению проблемы разработки психолого-педагогической технологии, с использованием методики применения подвижных и спортивных игр на учебных и учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами.

Особенности социализации студентов в процессе физического...

Ключевые слова: физическая культура, студенческий спорт, физическое воспитание, занятие спортом, студент, занятие, высшее образование. Этап получения высшего образования зачастую является одним из самых важных в социализации личности.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

Ключевые слова: физическая культура, формирование физической культуры, физическая культура личности, здоровый образ жизни, профессиональное становление, физическая культура студентов, методика физической культуры, подготовка студентов, роль...

Похожие статьи

Эффективность физического воспитания студентов при...

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Особенности формирования профессиональной...

Развитие высшего профессионального образования на данном этапе характеризуется

Профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов по физической культуре

Курс «спортивные игры» на факультетах физической культуры и спорта для студентов не в...

Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе...

В статье рассмотрены возможности оценки приобретенных компетенций по дисциплине физическая культура в высших учебных заведениях не профильного типа. А так же необходимость формирования компетенций с учетом профессиограммы будущих специалистов.

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем...

Проблема определения роли современного физического воспитания в формировании личности и здорового образа жизни приобретает все большую актуальность. Именно физкультурно-спортивной деятельности отдан приоритет в воспитании здорового...

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

Полноценная жизнь невозможна без физической активности, всем ясно, что здоровый образ жизни не складывается только из правильного

Привлекательность может быть значительно повышена при активном применении на занятиях методик конкретного вида спорта, т. е...

Особенности сформированности личностных особенностей...

Признано, что занятия физической культурой и спортом являются средством поддержания и

Спортивные игры и физическая культура в целом — средства формирования

Таким образом, нами выявлено противоречие между потребностями современной практики спорта в...

Физкультура в жизни студента | Статья в сборнике...

Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров).

В данной статье рассматривается роль физической культуры в жизни учащейся молодёжи. Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической...

Статья посвящена решению проблемы разработки психолого-педагогической технологии, с использованием методики применения подвижных и спортивных игр на учебных и учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами.

Особенности социализации студентов в процессе физического...

Ключевые слова: физическая культура, студенческий спорт, физическое воспитание, занятие спортом, студент, занятие, высшее образование. Этап получения высшего образования зачастую является одним из самых важных в социализации личности.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

Ключевые слова: физическая культура, формирование физической культуры, физическая культура личности, здоровый образ жизни, профессиональное становление, физическая культура студентов, методика физической культуры, подготовка студентов, роль...