Особенности гендерного подхода в современной педагогической практике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 18.05.2019

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Бянкина, Е. Е. Особенности гендерного подхода в современной педагогической практике / Е. Е. Бянкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15087/ (дата обращения: 25.04.2024).



Гендерный подход в преподавании известен с 19 века. И всегда находились сторонники и противники раздельного обучения. Одни говорят о том, что девочки и мальчики рождены с совершенно разными жизненными задачами, другие утверждают, что вследствие раздельного обучения возникают проблемы нахождения общего языка с противоположным полом в дальнейшем. Идеи, внедренные два века назад, с трудом восстанавливаются сейчас, возможно, еще и потому, что сменилось окружение детей. Если раньше семьи были полные, то сейчас достаточно большой процент мальчиков, живущих только с мамой и воспитывающихся в основном женским окружением. Да и процесс обучения не отличается: начиная с детского сада, продолжая в школе и заканчивая в профессиональном образовании, где тоже основная часть преподавательского состава — женщины, дети испытывают в основном женское влияние. Несомненно, это накладывает определенный отпечаток на формирование жизненных позиций детей. Кроме того, всегда возникали проблемы с формированием класса как коллектива. У девочек всегда жесткая конкуренция, в которой все средства хороши, а у мальчиков главный аргумент — это сила. Хотя именно на этом факторе были получены достаточно неожиданные результаты: классы девочек имели высокий процент качества знаний по сравнению с контрольными классами, а у мальчиков наблюдался прорыв в физическом развитии, они за год становились выше, сильнее, чем сверстники.

Уже практически на протяжении века в России смешанное обучение, мальчики и девочки обучаются совместно. Но, как показывают исследования, «равенство полов» так и не наступило. Достаточно обратиться к такому обыденному для всех нас явлению, как реклама. Типично женский образ в рекламе включает ряд черт, связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью, с меньшим когнитивным уровнем, притязаниями и так далее. Женщины обычно изображаются не как обсуждающие и оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинами в его приобретении (эмоциями и желаниями), как занимающие дополнительные и зависимые роли (жена, мать). Женщины символически предпочитают супружество, материнство, дом и связанные с ним домашние обязанности: медицину, кулинарию, проблемы с детьми. Мужской образ в рекламе — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией, авторитетностью, активностью, эффективностью и т. д. Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике, но любой облик предлагается ему как нечто абсолютно серьёзное, глубоко личностное. Мужчины чаще изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, занимающие автономные роли, ориентированные на практическое использование приобретаемых товаров. То есть мужчина по-прежнему — глава, добытчик, именно он решает все, а женщине отводится традиционная роль матери, хранительницы очага. Соответствует ли это представление реальности, сложно сказать.

Конечно, нельзя говорить, что должно быть абсолютное равенство. В вопросах обучения и воспитания необходимо учитывать особенности развития, восприятия мира мальчиками и девочками. Например, для проверки техники чтения установлены определенные нормативы, которые достаточно жестко оценивают читательскую компетенцию обучающихся, где наряду с пониманием текста, способностью его интерпретировать проверяется еще и количество слов. При этом совершенно не учитывается, что речь у девочек развита примерно в три раза лучше, чем у мальчиков. Этот факт ставит представителей сильного пола в заведомо невыгодную позицию. Или, например, мелкая моторика у девочек развита лучше, чем у мальчиков, поэтому хороший каллиграфический почерк у мальчиков скорее исключение, чем правило, в отличие от девочек.

В психологии подробно описаны различия в способности воспринимать и перерабатывать информацию и выполнять поставленные задачи мальчиками и девочками. Это нужно учитывать не только при работе в гендерных классах, но и в смешанных. Так, например, мальчики сложно воспринимают многозадачность. Если перед выполнением упражнения проговорить, что нужно списать текст, выделить орфограммы, расставить знаки, подчеркнуть основы и причастные обороты, то можно с большой степенью уверенности ожидать, что практически все девочки выполнят задание полностью, а мальчики в большей массе пройдут два шага. Для них задания должны быть разбиты поэтапно, и следующая задача должна поступать по мере выполнения предыдущей. Кроме того, аналитические способности тоже проявляются по-разному. Девочки очень хорошо выстраивают умозаключения, основанные на сравнении, сопоставлении или противопоставлении.

C:\Users\оксана завуч\Desktop\62f5c9b7908102a06bb55486567595dc.jpg

Рис. 1. Урок в гендерном классе девочек.

Так, например, при обсуждении эпизода «Салон Анны Павловны Шерер» из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» девочкам можно предложить классифицировать гостей по какому-либо признаку. Дети предлагают разные варианты: по положению в обществе; по искренности — фальшивости; по цели прихода в салон; «блюдо» или «едок»; по отношению к светской жизни и другие. Это говорит о том, что эпизод не только прочитан, но и осмыслен. С мальчиками же во время работы над этим эпизодом лучше выстроить некую «паутину», которая покажет связи героев между собой. Сначала обозначаются связи, которые можно обнаружить внутри эпизода: Андрей — Лиза, князь Василь — Элен — Ипполит и так далее. Эти позиции обозначаются в центре листа, потом от них ведем нити к другим персонажам, которые появятся чуть позже. Так появляется схема, которая дает представление о взаимосвязи образов в романе.

Многие исследователи отмечают, насколько по-разному известные люди рассказывают о своем пути к успеху: мужчины в большинстве своем говорят о долгом и упорном труде, о личных достижениях. Женщины же рассказывают так, как будто их путь к успеху не зависел от личного упорства, стараний, труда, а все происходило как бы случайно, волею судьбы. Поэтому, формулируя темы сочинений, творческих работ, для девочек лучше предлагать формулировки, в которых не нужно будет писать о личном, например: «Чем меня привлекла героиня произведения?» Мальчики всегда имеют свой взгляд на происходящее, готовы дать оценку, причем довольно критическую. Для них комфортны такие формулировки: «Как бы я поступил на месте героя?»

Конечно, довольно сложно учитывать особенности гендерного развития обучающихся в смешанном классе, но использование даже простых приемов поможет достичь желаемого результата и воспитать достойных учеников в соответствии с их природным определением.

Литература:

  1. Абибукова Н. И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 123–125.
  2. Бороздина Г. В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. Гриф МО. год: 2011.
  3. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. — 386 с.
  4. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л. В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
  5. Градусова Л. В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.- 175 с.
  6. Юсупова М. В. Образование в гендерном измерении // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2010. Т. 12, № 5. C. 90–91
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, женщина, раздельное обучение.

Похожие статьи

Особенности раздельного обучения мальчиков и девочек...

Сторонники совместного обучения детей разного пола считали, что это позволит решить проблему равенства мужчин и женщин.

Уже три года в Лицее № 6 г. Благовещенска применяется метод раздельного обучения мальчиков и девочек — гендерное обучение.

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

Проступки мальчиков, мелкие нарушения дисциплины легче прощаются мальчикам, нежели девочкам

6. Клецина И. С. Раздельное по полу обучение: «за» или

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии...

Воспитание и образование мальчиков и девочек подросткового...

Раздельное воспитание и образование мальчиков и девочек в подростковом возрасте

Считается, что раздельное обучение — это возвращение к практике дореволюционной

Гимназии готовили будущих чиновников — гражданских и военных. У женщин было другое...

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков...

Уже второе десятилетие в России происходят социально-экономические и идеологические преобразования, направленные на воспитание творческой личности и переосмысление традиционной системы обучения и воспитания.

Понимание гендерных стереотипов в педагогике

Некоторые находят положительные стороны в раздельном обучении мальчиков и девочек, так как ранее в мужских и женских гимназиях и лицеях

Не так просто происходит и школьное становление женской индивидуальности. Девочки убеждены, что роль женщины в обществе...

Гендерный подход в обучении школьников | Статья в журнале...

У девочек и мальчиков существуют различия не только половые, но и в усвоении знаний и в умственной деятельности. В статье Ирины Кравцовой «Гендерный подход в обучении и воспитании» констатируются следующие различия между мальчиками и девочками

Гендерный подход в образовании | Статья в сборнике...

Мальчики и девочки обладают разными типами психики, разными типами познания, что в свою очередь

В начальной и средней школе мальчикам требуется обучение, основанное в первую очередь на

Девочки-сверстницы тоже в значительной степени правополушарны, но у них...

О гендерных вопросах воспитания детей | Статья в журнале...

В школах, как правило, не практикуется раздельное обучение. На практике, безусловно, множество факторов воздействует по-разному как на девочек, так и мальчиков. Во многих западных странах сохраняются различия в учебных программах для девочек и мальчиков.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

Так, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют

Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, как я

Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с...

Похожие статьи

Особенности раздельного обучения мальчиков и девочек...

Сторонники совместного обучения детей разного пола считали, что это позволит решить проблему равенства мужчин и женщин.

Уже три года в Лицее № 6 г. Благовещенска применяется метод раздельного обучения мальчиков и девочек — гендерное обучение.

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

Проступки мальчиков, мелкие нарушения дисциплины легче прощаются мальчикам, нежели девочкам

6. Клецина И. С. Раздельное по полу обучение: «за» или

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии...

Воспитание и образование мальчиков и девочек подросткового...

Раздельное воспитание и образование мальчиков и девочек в подростковом возрасте

Считается, что раздельное обучение — это возвращение к практике дореволюционной

Гимназии готовили будущих чиновников — гражданских и военных. У женщин было другое...

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков...

Уже второе десятилетие в России происходят социально-экономические и идеологические преобразования, направленные на воспитание творческой личности и переосмысление традиционной системы обучения и воспитания.

Понимание гендерных стереотипов в педагогике

Некоторые находят положительные стороны в раздельном обучении мальчиков и девочек, так как ранее в мужских и женских гимназиях и лицеях

Не так просто происходит и школьное становление женской индивидуальности. Девочки убеждены, что роль женщины в обществе...

Гендерный подход в обучении школьников | Статья в журнале...

У девочек и мальчиков существуют различия не только половые, но и в усвоении знаний и в умственной деятельности. В статье Ирины Кравцовой «Гендерный подход в обучении и воспитании» констатируются следующие различия между мальчиками и девочками

Гендерный подход в образовании | Статья в сборнике...

Мальчики и девочки обладают разными типами психики, разными типами познания, что в свою очередь

В начальной и средней школе мальчикам требуется обучение, основанное в первую очередь на

Девочки-сверстницы тоже в значительной степени правополушарны, но у них...

О гендерных вопросах воспитания детей | Статья в журнале...

В школах, как правило, не практикуется раздельное обучение. На практике, безусловно, множество факторов воздействует по-разному как на девочек, так и мальчиков. Во многих западных странах сохраняются различия в учебных программах для девочек и мальчиков.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

Так, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют

Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, как я

Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с...