Конспект интегрированной познавательной деятельности «Путешествие в гончарную мастерскую» в подготовительной к школе группе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 05.06.2019

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Воронцова, А. О. Конспект интегрированной познавательной деятельности «Путешествие в гончарную мастерскую» в подготовительной к школе группе / А. О. Воронцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15072/ (дата обращения: 24.04.2024).



Цель:

– Познакомить детей с новой профессией – гончар, показать ее значимость, расширить представление детей об истории создания глиняных предметов, их функциях;

– Развивать культуру диалога, умение выслушивать, не перебивать;

– Закрепить знания приемов лепки из глины (Раскатывать цилиндр, сплющивать в ленту; Скатывать шар и расплющивать его; сглаживать поверхность; создавать посуду используя глиняные жгутики), развивать творчество, фантазию;

– Закрепить названия элементов татарского орнамента (тюльпан – лалә, лист – яфрак, колокольчик – кыңгырау), названия элементов хохломской росписи ( травинки, капельки, усики, криуль).

– Воспитывать уважение и интерес детей к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что их окружает. Помочь детям понять, что труд – это проявление заботы людей друг о друге.

Активизировать словарный запас: гончарный круг, гончар, глина, стека, Актюбинская игрушка, Шеморданская глиняная кукла, Пестречинская керамика.

Оборудование: Гончарный круг, глина, оборудование для лепки, акриловые краски, кисти.

Демонстрационный материал: выставка народных промыслов созданных из глины. Глиняная посуда русских гончаров, мастеров татарского народа, Актюбинская игрушка, примеры работ Шеморданской глиняной куклы.

Раздаточный материал: фартуки для каждого ребенка, инструменты для лепки из глины, кисти(1,8 размеров), акриловые краски, салфетки, ветош.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель спрашивает у детей:

Воспитатель: Ребята, как и договаривались, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в гончарную мастерскую. Как вы думаете что это?

(Ответы детей, если не могут ответить подсказывает).

Воспитатель: У меня для вас есть подсказка (подводит к столу с глиной, накрытой платком). Ребята давайте просунем руку под платок и попробуем на ощупь узнать, что под ним.

Воспитатель: Как вы думаете что это?

Ответы детей.

Если дети затрудняются, не знают, педагог говорит: Может это песок, а может тесто? Это ребята, глина.

Какая она?

Дети отвечают, используя прилагательные (мягкая, пластичная, твердая, влажная, мокрая).

Воспитатель: Ребята, откуда берут глину?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно из недр земли. А для чего нужна глина?

Ответы детей.

Воспитатель: Глину используют для изготовления посуды, игрушек .Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины.

Основная часть:

Воспитатель: подойдите поближе, посмотрите, что здесь?

Дети: посуда игрушки

Воспитатель: все эти предметы делают из глины. Ребята, посмотрите чем украшена посуда?

Дети: Узорами.

Воспитатель: Какие узоры вы видите?

Дети: точки, завиточки, волны

Дети подходят, рассматривают, трогают, определяют, для чего нужен тот или иной предмет.

Дети: В кувшин можно что то налить, потом разлить по чашам (Называют предметы одним словом : посуда).

В Азнакаевском районе в поселке Актюбинск мастера делают вот такие сувениры (обращает внимание ко второй стойке). Называются они Актюбинские игрушки. Давайте повторим.

Дети: Актюбинские игрушки.

Воспитатель: Возьмите любую понравившуюся игрушку, рассмотрите ее. Какая она?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите ребята, это актюбинские игрушки, которые мы рассматривали (рассматривают презентацию). Это карта Татарстана со всеми его городами. Посмотрите какой он большой. А какие города нашей республики вы знаете? (Ответы детей) Молодцы ребята. Вот это поселок Актюбинск, в котором мастера делают игрушки из глины. В специальном цеху их раскрашивают красками. Посмотрите сколько игрушек сделали мастера. После того как игрушки обсохнут их отправляют в магазины, где их покупают туристы из разных стран и увозят с собой. Или просто покупают для красоты, для подарка.

А вы знаете, как называется мастер, который делает изделия из глины?

Ответы детей.

Воспитатель: А профессия эта ГОНЧАР. И я хочу вас познакомить с мастером – гончаром.

Мастер: Ну здравствуйте ребята! Я мастер- гончар. Была вся эта посуда, игрушки когда-то твердой глиной, камешком и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды я нашел ее, и не знал что же с ней делать. Я даже попробовал нарисовать с помощью глины картину. Посмотрите, как красиво получается. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от рисунка не осталось. Я очень расстроился, но заметил, что капельки воды прикасались и прикасались к глине и мой комочек становился все мягче и мягче (воспитатель показывает детям, мнет глину в руках).

И посмотрите я вылепил из нее вот такое чудо. На что похоже?

Ответы детей

Мастер: Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей.

Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром.

Мастер: А вы попали ко мне в гончарную мастерскую, я расскажу вам кое какие секреты. Этот инструмент называется гончарный круг. (Мастер садится и продолжает лепить на гончарном круге). Это специальная педаль, чтобы крутился круг. Посмотрите и у меня есть вода, чтобы глина меня слушала. Гончарный круг нужен прежде всего для центровки изделия, чтобы оно было ровным и устойчивым (показывает способы работы на гончарном круге, и вылепливает чашу).

Ребята, я вам сейчас покажу, чем же еще занимаются в гончарной мастерской. В гончарной мастерской есть разные мастера и цеха. Есть цех, в котором вылепливают посуду из глины, создают ее разной формы. Есть цех в котором покрывают изделие краской. Есть цех, в котором создают узоры на посуде. Я предлагаю вам стать этими мастерами. Возьмите фартуки, они очень необходимы в работе, чтобы не испачкать одежду. И я предлагаю выбрать любой понравившийся цех по работе с глиной.

(дети надевают фартуки и рассаживаются по трем столам, каждый куда захочет)

1 стол – лепка чаши из глины.

Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по изготовлению посуды из глины. Вспомните, как лепят чашу! Алия, из каких частей она состоит?

Алия: донышко, стенки, ручка.

Мастер: Молодец. Ребята, скажите с чего вы начнете свою работу?

Дети: Скатываем из глины шар, сплющиваем его. Получается дно чашки. Дальше раскатываем глину в цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем ее концы. Соединяем кольцо и донышко, излишки срезаем стекой, хорошо заглаживаем. Прикрепляем ручку.

2 стол – окрашивание чаши.

Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по окрашиванию глиняных изделий. Ведь до того, как нанести узоры на глиняную чашку, нужно чтобы она имела какой то цветовой фон. Можете выбрать любые понравившиеся цвета.

3стол – создание узоров на чаше.

Мастер: Ребята, вы попали в цех, где нужно создавать различные узоры уже на раскрашенных чашах. Работать нужно тонкой кистью, очень аккуратно. Вспомните ребята, какие узоры вы знаете?

Дети : колокольчик –кыңгырау, тюльпан – лалә, трава – яфрак.

Мастер: Правильно! Это орнаменты какого народа?

Дети: татарского народа.

(Помогать детям, подсказывать во время выполнения работы)

Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились! Давайте поместим их на полку где они будут сушиться. Подойдите сюда, рассмотрите какие красивые узоры сделала Милана. Олеся, скажи как называется орнамент, который ты изобразила?

Олеся: Тюльпан- лалә.

Мастер: А посмотрите какие ровные, красивые чашки сделали Андрей, Салават.

(Дети показывают друг другу, что у них получилось, делятся впечатлениями).

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?

Дети: В гончарной мастерской.

Воспитатель: Что там делают?

Дети: Лепят, раскрашивают, украшают посуду игрушки.

Воспитатель: Из чнго делают посуду и игрушки?

Дети: Посуду и игрушки делают из глины.

Воспитатель: Кто делает эти изделия?

Дети: Мастер, гончар.

Воспитатель: о каких сувенирах мы сегодня узнали?

Дети: Актюбинские игрушки.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у гончара?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте поблагодарим гончара и попращаемся.

Дети: Спасибо, до свидания.

Воспитатель: Ребята вы сегодня все молодцы. Спасибо.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, глина, ответ детей, гончарный круг, Мастер, Ребята, игрушка, Посуда, Актюбинская игрушка.

Похожие статьи

Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для...

Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пришли с вами в наш мини-музей «Горенку».

Ответы детей. Воспитатель: Это горшок — самая старая посуда. Ее научились лепить из...

Волшебный мир игрушек. Методическая разработка...

Систематизирование знаний детей об игрушках. Развитие творческого воображения посредством музыкальной, конструктивно-модельной деятельности с

Воспитатель: Ребята, а как мы попадём в волшебный мир игрушек. Воспитатель: Посмотрите здесь еще что-то лежит.

Вопросы практической технологии керамики и гончарного дела

Доказательством тому служат посуда из жженой глины, предметы бытового обихода, найденные в результате археологических раскопок. Исследование этого вопроса показало, что у каждой местности были своя техника и особенности гончарного дела.

Народный фольклор как средство нравственного воспитания...

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как у нас много игрушек. Игрушки у нас разные, вот полюбуйтесь на них.

Воспитатель. Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов.

Совместное мероприятие по теме «Голубое чудо Гжели» для...

2 мастер: А может, игрушки для ребят? 3 мастер: Да такие, чтоб свет не видывал!

Стали мастера дальше думать, как бы украсить такую затейливую посуду и игрушки.

Ребята, как вы думаете, посуда может разбиваться? (Ответ детей).

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Маленькие посудинки да игрушки выжимали из кусочков глины. Большую посуду из маленького кусочка не сделаешь, и

А уже позже начали лепить на настоящем быстроходном гончарном круге. Его раскручивали ногами, а руками в это время лепили на нем какую — нибудь посуду.

«Путешествие в страну сказок». Конспект организованной...

1 ребёнок: Столовые приборы — не детские игрушки: Не куклы, не указки и не погремушки.

(Дети благодарят за сладости). На этом наше путешествие в страну сказок закончилось.

воспитатель, стол, культура питания, Ребенок, посуда, тарелка, нож, ложок, Ответ детей...

Игрушка в жизни ребёнка | Статья в журнале «Вопросы...»

Игрушка в жизни ребёнка. Автор: Попова Светлана Семёновна.

В жизни каждого ребенка огромное место занимают игры и игрушки. Они для него не только развлечение и забава.

Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области; ‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»

Похожие статьи

Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для...

Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пришли с вами в наш мини-музей «Горенку».

Ответы детей. Воспитатель: Это горшок — самая старая посуда. Ее научились лепить из...

Волшебный мир игрушек. Методическая разработка...

Систематизирование знаний детей об игрушках. Развитие творческого воображения посредством музыкальной, конструктивно-модельной деятельности с

Воспитатель: Ребята, а как мы попадём в волшебный мир игрушек. Воспитатель: Посмотрите здесь еще что-то лежит.

Вопросы практической технологии керамики и гончарного дела

Доказательством тому служат посуда из жженой глины, предметы бытового обихода, найденные в результате археологических раскопок. Исследование этого вопроса показало, что у каждой местности были своя техника и особенности гончарного дела.

Народный фольклор как средство нравственного воспитания...

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как у нас много игрушек. Игрушки у нас разные, вот полюбуйтесь на них.

Воспитатель. Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов.

Совместное мероприятие по теме «Голубое чудо Гжели» для...

2 мастер: А может, игрушки для ребят? 3 мастер: Да такие, чтоб свет не видывал!

Стали мастера дальше думать, как бы украсить такую затейливую посуду и игрушки.

Ребята, как вы думаете, посуда может разбиваться? (Ответ детей).

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Маленькие посудинки да игрушки выжимали из кусочков глины. Большую посуду из маленького кусочка не сделаешь, и

А уже позже начали лепить на настоящем быстроходном гончарном круге. Его раскручивали ногами, а руками в это время лепили на нем какую — нибудь посуду.

«Путешествие в страну сказок». Конспект организованной...

1 ребёнок: Столовые приборы — не детские игрушки: Не куклы, не указки и не погремушки.

(Дети благодарят за сладости). На этом наше путешествие в страну сказок закончилось.

воспитатель, стол, культура питания, Ребенок, посуда, тарелка, нож, ложок, Ответ детей...

Игрушка в жизни ребёнка | Статья в журнале «Вопросы...»

Игрушка в жизни ребёнка. Автор: Попова Светлана Семёновна.

В жизни каждого ребенка огромное место занимают игры и игрушки. Они для него не только развлечение и забава.

Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области; ‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»