Актуальность подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 10.05.2019

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Серебренникова, Е. А. Актуальность подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности / Е. А. Серебренникова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15069/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлен комплекс мер реализуемых государством, направленный на создание системы подготовки студентов к предпринимательской деятельности в профессиональных образовательных организациях, что актуализирует данную проблему.

Ключевые слова: государственная политика в области образования, изменение формы и содержания профессионального образования, подготовка к предпринимательской деятельности.

Изменения в социально-экономической сфере Российской Федерации являются определяющими для развития системы российского образования. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса.

О том, что одним их приоритетных направлений государственной политики в области образования становится проблема подготовки студентов к предпринимательской деятельности, свидетельствует ряд мероприятий, реализуемых на уровне государства.

Еще в 2014 году Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию был дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821) распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы, в том числе по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций [1].

Реализация указанного комплекса мер находится в зоне ответственности Министерства просвещения Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управления в сфере образования и образовательных организаций, реализующих как основные программы профессионального обучения, так и дополнительные профессиональные программы [2].

Принципиально новым решением для внедрения лучших зарубежных стандартов и передовых технологий обучения является применение стандартов WorldSkills в практике профессиональных образовательных организаций. Текущие изменения приводят к формированию новой модели управления средним профессиональным образованием и его содержанием, так, например, в перечне компетенций WorldSkills Russia в направлении «Сфера услуг» под номером 44 указана специальность «Предприниматель», профессия «Предпринимательство», компетенция WS «R11 Enterpreneueship».

Соответственно в стране за не небольшой промежуток времени была выстроена система региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессиональны» и «Абилимпикс», что привело к объективной необходимости пересмотра содержания подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях.

Таким образом, сегодня в стране мы имеем установленные высокие планки к результатам профессионального образования, но не имеем программ подготовки и организованного учебного процесса в рамках формального образования.

В ходе исследования вопроса подготовки к предпринимательской деятельности студентов профессиональных образовательных организаций и процесса обучения в организациях дополнительного образования можно сделать вывод о том, что целенаправленная и системная подготовка в данном направлении в России пока не ведется. Хотя в последнее время со стороны государства предпринимаются шаги по введению обучающих программ предпринимательской направленности в образовательный процесс профессионального образования. Реализация данных программ перестает быть самодеятельностью образовательных организаций, которые реализуют их по собственной инициативе.

В 2008 году в России была учреждена Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). Ассоциация является профильной российской организацией, сфокусированной на вопросах обучения предпринимательству и проведению исследований в области предпринимательства. Силами Ассоциации разработан проект профессионального стандарта по профессии «Предприниматель» [3]. Безусловно, это можно считать первым шагом к построению системы предпринимательской подготовки в российском образовании.

Также в последнее время со стороны государства предпринимаются шаги по введению обучающих программ предпринимательской направленности в образовательный процесс профессионального образования. Так письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.04.2015г. № 09/3365 в учебные планы ОПОП СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) с сентября 2015 года, а для программ подготовки специалистов среднего звена с сентября 2016 года за счет часов вариативной части рекомендовано ввести дополнительный профессиональный модуль «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу», направленный на формирование у обучающихся предпринимательских компетенций и навыков трудоустройства.

Своевременность постановки проблемы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности вызвано утверждением в декабре 2016 года Федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных по 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО в которых как результат процесса обучения заявлена общая компетенций — ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Следовательно, сформирован новый запрос со стороны государства к результатам среднего профессионального образования.

Результаты исследования вопроса подготовки студентов к предпринимательской деятельности позволяют сделать вывод о том, что принципы и содержание предпринимательской подготовки, являющиеся основой развития инновационной экономики Россия, только начинают формироваться. На сегодняшний день в российском образовании нет четкого понимания структуры подготовки, форм, содержания, не разработана теоретико-методологическая база. Однако в обществе и на государственном уровне формируется убеждение, что данная подготовка необходима.

Вышесказанное актуализирует проблему подготовки студентов к предпринимательской деятельности в связи с поступившим заказом на подготовку специалистов, обладающих компетенциями в области предпринимательства, продиктованного: во-первых, запросом со стороны экономической системы Российской Федерации в которой в настоящее время предприниматель выдвинут в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса; во-вторых, запросом самого потребителя услуг, которому в современных условиях уже недостаточно только профессионального образования, призванного включить молодежь в процесс производительного труда и создания материальных ценностей, но и необходимо обеспечить надежную социальную защиту выпускников от непредсказуемых обстоятельств рынка труда.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 гг». [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150/.

  1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ntf.ru/content/metod_rekomendacii_top50.
  2. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография [Текст] / Под общей редакцией Ю. Б. Рубина. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. — 416 с.
  3. Современная конкуренция: научно-практический журнал. — 2018. — Том 12 № 1(67). — С. 143.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, российское образование, Россия, сторона государства, государственная политика, образовательный процесс, последнее время, Федеральное Собрание.

Ключевые слова

государственная политика в области образования, изменение формы и содержания профессионального образования, подготовка к предпринимательской деятельности

Похожие статьи

Современная система высшего образования Российской...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура, образовательная... Проблемы перехода к двухуровневой системе...

Актуальные аспекты образовательной политики в системе...

Российская Федерация, образовательная политика, том, стандарт, система образования, высшая школа, программа, образование, юридическое образование, государственная политика. Похожие статьи.

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

Образование является одним из важнейших элементов системы социальной сферы государства, которая обеспечивает процесс получения человеком знаний, умений и навыков. В дальнейшем эти знания умения и навыки, участник образовательной системы...

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа.

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа. Законодательное регулирование отношений в...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации действует новый закон, регулирующий образование, Федеральный закон №...

Россия, Российская Федерация, образование, начальное общее...

Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная организация, государственная политика, Россия, Болонский процесс.

Российская система образования на переходном этапе

В статье рассматриваются основные этапы реформирования российской системы образования с момента развала Советского Союза до сегодняшнего времени. Уделяется внимание причинам отхода от советской модели высшего образования, а также предпринимается попытка понять...

Похожие статьи

Современная система высшего образования Российской...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура, образовательная... Проблемы перехода к двухуровневой системе...

Актуальные аспекты образовательной политики в системе...

Российская Федерация, образовательная политика, том, стандарт, система образования, высшая школа, программа, образование, юридическое образование, государственная политика. Похожие статьи.

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

Образование является одним из важнейших элементов системы социальной сферы государства, которая обеспечивает процесс получения человеком знаний, умений и навыков. В дальнейшем эти знания умения и навыки, участник образовательной системы...

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа.

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа. Законодательное регулирование отношений в...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации действует новый закон, регулирующий образование, Федеральный закон №...

Россия, Российская Федерация, образование, начальное общее...

Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная организация, государственная политика, Россия, Болонский процесс.

Российская система образования на переходном этапе

В статье рассматриваются основные этапы реформирования российской системы образования с момента развала Советского Союза до сегодняшнего времени. Уделяется внимание причинам отхода от советской модели высшего образования, а также предпринимается попытка понять...