Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 07.05.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Соколова Д. М. Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15065/ (дата обращения: 19.10.2019).



Современный образовательный процесс — это не передача знаний от учителя к ученику, а формирование у учащихся навыков получать и систематизировать знания самостоятельно, логически мыслить, анализировать свою деятельность. Научить человека учиться — главная цель современного педагога. Одним из способов достижения этой цели является организация на уроках рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio, что в переводе означает «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Данный этап урока важен как для учащихся, так и для учителя. Рефлексия позволяет учащимся оценить свое состояние, свои эмоции, систематизировать полученные знания и навыки, проанализировать результаты своей деятельности. Учителю этот этап урока помогает контролировать образовательный процесс: дает понять, что учащиеся усвоили, а что требуется повторить, что вызывает интерес, а что вызывает апатию.

В зависимости от функций выделяют три вида рефлексии:

− рефлексия настроения и эмоционального состояния;

− рефлексия деятельности;

− рефлексия содержания учебного материала.

Первый вид рефлексии оценивает настроение, эмоциональное отношение («понравилось», «не понравилось», «скучно», «интересно»). Этот тип позволяет учителю в начале урока определить настрой класса на работу, а в конце урока понять, вызвала ли тема интерес, была ли сложной для восприятия.

Второй вид — рефлексия деятельности помогает учащимся оценить свою работу на уроке, проанализировать, что получилось, а что требует доработки. В этом случае в рефлексивную анкету можно включить такие вопросы, как «Активно ли работал на уроке?», «Доволен ли своей работой на уроке?», «Все сделал правильно или допускал ошибки?».

Рефлексия содержания учебного материала помогает учащимся систематизировать полученные знания и навыки, проанализировать пройденное. Для организации этого типа рефлексии учащимся можно предложить дополнить фразы «На уроке я узнал…», «На уроке я научился…», «Самым трудным заданием было…» или ответить на вопросы «Понятным/интересным/полезным ли был материал урока?» [1].

С развитием информационных технологий стало возможным организовать рефлексию в электронном виде, что позволяет учителю быстро и эффективно, выяснить отношение учащихся к изученному материалу и к уроку в целом. Для разработки рефлексивных анкет могут быть использованы сервисы Survio и Proprofs.

СервисSurvio — универсальный инструмент для разработки онлайн-анкет. Русскоязычный интерфейс, возможность выбора оформления, разнообразие типов вопросов, бесплатная версия — главные преимущества этого сервиса.

Эта программа позволяет выбрать опрос из существующих или создать самостоятельно.

  1. Для общего оформления анкеты можно выбрать один из 21 вариантов фона, а для вопроса и вариантов ответа предусмотрено 24 различных цветовых схемы.
  2. В бесплатной версии программы предусмотрены различные типы вопросов: с выбором одного/нескольких ответов и возможностью добавить свой ответ, ввод текстового ответа, выбор одного или нескольких изображений, звездный рейтинг, семантический дифференциал, распределительная шкала, ранжирование, одновариантная и многовариантная матрицы, также есть возможность добавить текст между вопросами. Примеры использования различных видов вопросов в рефлексии учащихся представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1.Выбор одного или нескольких изображений (1), звездный рейтинг (2), семантический дифференциал (3), многовариантная матрица (5)

Рис. 2. Ранжирование (4) и одновариантная матрица (6)

  1. При создании анкеты можно выбрать различные настройки, что позволяет сделать рефлексию еще удобнее. Для каждого из вопросов есть возможность добавить к нему изображение или видео и определить, обязательным для ответа он будет или нет. В вопросах с выбором одного или нескольких вариантов ответы можно расположить в строку, столбец или сделать выпадающий список (с выбором одного ответа), добавить ответ «Другой» для ввода собственного ответа респондентом. Тип вопроса «Распределительная шкала» позволяет выбрать единицы измерения и их количество для распределения между вариантами ответов, например, распределить баллы за контрольную работу (10 баллов) между заданиями в зависимости от сложности. Распределение возможно только без остатка. Одновариантная и многовариантная матрицы позволяют не только выбирать ответ из предложенных, но и вводить собственные.
  2. Преимущество цифровых инструментов в том, что результаты опросов обрабатываются автоматически. В бесплатной версии Survio можно просмотреть только 100 ответов за месяц. Для каждого вопроса приводится количественная и процентная статистика, строится диаграмма, есть возможность посмотреть ответы каждого респондента, а также отсортировать общие результаты по ответам, дате и времени.

В данной статье описаны возможности версии Free сервиса Survio, доступные любому пользователю, активация Премиум услуг расширяет возможности сервиса. Платная подписка увеличивает количество обрабатываемых в месяц ответов, позволяет настроить логику (ветвление), то есть разные пути опроса для респондентов, которые дали разные ответы на вопросы.

Proprofsбесплатный сервис с интерфейсом на английском языке для создания электронных пособий, опросов, викторин и флэш-карточек. Для организации рефлексии учащихся в Proprofs используются те же виды вопросов, что и в Survio, кроме семантического дифференциала и распределительной шкалы.

Отличия Proprofs от Survio заключаются в следующем. В Proprofs больше возможностей для оформления анкеты и форматирования текста вопросов и ответов. Этот сервис позволяет в качестве вопросов и вариантов ответа использовать изображения. К любому вопросу можно попросить респондента оставить свой комментарий. В вопросах с выбором нескольких вариантов можно ограничить количество вариантов, которые могут быть выбраны. В вопросе типа «рейтинговая шкала» возможно использование не только звезд, но и смайлов, сердец, а также своих изображений или своего текста. В отличие от предыдущего сервиса в Proprofs существует тип вопроса «Кнопка», где в качестве ответов используются кнопки со словами «Да» или «Нет», смайлами, своими изображениями или своим текстом. В вопросах с одним ответом существует возможность организовать ветвление, то есть в зависимости от ответа респондента перевести его на другую страницу с вопросами.

Результаты опросов в данном сервисе обрабатываются автоматически. В бесплатной версии Survio можно просмотреть только 100 ответов за месяц. Для каждого вопроса приводится количественная и процентная статистика, есть возможность посмотреть ответы каждого респондента, сортировка возможна только по дате.

Таким образом, цифровые инструментыпозволяют учителю и ученику быстро и объективно определить, какие задания вызывают затруднения, а какие решаются с легкостью, выяснить, что на уроке, по мнению учеников, интересно и понятно, а что скучно и трудно. Рефлексия в электронном виде помогает учителям без лишних временных затрат переориентировать процесс обучения так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Литература:

  1. О. А. Беляева. Учебно-методическое пособие: Методы организации рефлексии. — Минск: РИПО, 2017. — 42 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ответ, бесплатная версия, многовариантная матрица, семантический дифференциал, рефлексия, учебный материал, распределительная шкала, процентная статистика, звездный рейтинг, электронный вид.

Похожие статьи

Оценка профессионализма специалистов налоговой службы...

(звонок бесплатный).

Из представленной в методике семантического дифференциала «Профессионал» 41 пары понятий, характеризующей профессионала

Таким образом, мы можем предположить, что представленные семантические универсалии могут служить...

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Анализ методов распознавания образов | Статья в журнале...

Скачать электронную версию.

Данные измерений удобно представлять в виде вещественных чисел.

По сравнению с линейными методами статистики, нейросети позволяют эффективно строить нелинейные зависимости, более точно описывающие наборы данных.

Исследование семантических универсалий студентов...

Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «связи с общественностью».

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Тестовые материалы для проверки первоначальных знаний у обучающихся позволяют выявить степень владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения, и определить уровень владения новым материалом до начала его изучения в аудитории.

Методика выбора элементов пользовательского интерфейса...

Скачать электронную версию. Скачать Часть 1 (pdf).

Материалы II Международной интернет-конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (1

Для попарного сравнения факторов методом Саати выделена специальная оценочная шкала, включающая 5 основных и...

Разработка системы автоматизированного тестирования

В ходе данного исследования был рассмотрен процесс разработки системы автоматизированного тестирования. Для разработки приложения нами использовалась среда Microsoft Visual Studio 2010 Ultimate.

Анализ и предварительная обработка данных для решения задач...

Процесс перехода на новый вид отчетности и ведения базы данных происходил постепенно, что повлекло за собой увеличение числа учреждений, а значит и числа пациентов. Из этого следует, что для правдоподобности выборки, следует рассматривать более стабильный участок.

Исследование смысложизненных ориентаций студентов...

Данная статья посвящена анализу результатов исследования смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Автор статьи указывает на наличие специфики смысложизненных ориентаций, обусловленной профессиональной...

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Статья посвящена вопросу организации тестового контроля знаний учащихся высших учебных заведений на занятиях по информатике. В статье рассматривается особенность и преимущество компьютерного тестового контроля над традиционным контролем с раздаточным материалом.

Похожие статьи

Оценка профессионализма специалистов налоговой службы...

(звонок бесплатный).

Из представленной в методике семантического дифференциала «Профессионал» 41 пары понятий, характеризующей профессионала

Таким образом, мы можем предположить, что представленные семантические универсалии могут служить...

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Анализ методов распознавания образов | Статья в журнале...

Скачать электронную версию.

Данные измерений удобно представлять в виде вещественных чисел.

По сравнению с линейными методами статистики, нейросети позволяют эффективно строить нелинейные зависимости, более точно описывающие наборы данных.

Исследование семантических универсалий студентов...

Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «связи с общественностью».

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Тестовые материалы для проверки первоначальных знаний у обучающихся позволяют выявить степень владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения, и определить уровень владения новым материалом до начала его изучения в аудитории.

Методика выбора элементов пользовательского интерфейса...

Скачать электронную версию. Скачать Часть 1 (pdf).

Материалы II Международной интернет-конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (1

Для попарного сравнения факторов методом Саати выделена специальная оценочная шкала, включающая 5 основных и...

Разработка системы автоматизированного тестирования

В ходе данного исследования был рассмотрен процесс разработки системы автоматизированного тестирования. Для разработки приложения нами использовалась среда Microsoft Visual Studio 2010 Ultimate.

Анализ и предварительная обработка данных для решения задач...

Процесс перехода на новый вид отчетности и ведения базы данных происходил постепенно, что повлекло за собой увеличение числа учреждений, а значит и числа пациентов. Из этого следует, что для правдоподобности выборки, следует рассматривать более стабильный участок.

Исследование смысложизненных ориентаций студентов...

Данная статья посвящена анализу результатов исследования смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Автор статьи указывает на наличие специфики смысложизненных ориентаций, обусловленной профессиональной...

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Статья посвящена вопросу организации тестового контроля знаний учащихся высших учебных заведений на занятиях по информатике. В статье рассматривается особенность и преимущество компьютерного тестового контроля над традиционным контролем с раздаточным материалом.