Использование социального партнерства в преподавании безопасности жизнедеятельности в системе СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 03.05.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Коваленко С. А. Использование социального партнерства в преподавании безопасности жизнедеятельности в системе СПО [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15058/ (дата обращения: 16.10.2019).



Стратегические цели образования, согласно концепции модернизации российского образования до 2020 года, могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами.

Изменившиеся условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития требуют усовершенствование подхода к установлению взаимодействия всех сторон, заинтересованных в решении проблем выпускников системы СПО.

В этих условиях требуются новые формы управления, координации, сотрудничества в образовательном процессе. Все попытки решить проблемы профессионального образования, в современных условиях только опираясь на государственный ресурс, не могут обеспечить максимальный результат. Одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации — взаимодействие с социальными партнерами.

Социальное партнерство в системе образования — это процесс взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия.

Социальное партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составляет обмен информацией позволяющей управлять процессом образования. На уровне учреждения профессионального образования формируется процесс подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

В настоящее время социальное партнерство активно интегрируется в теорию и практику профессионального образования. Особенностями взаимодействия с партнерскими организациями является наработка моделей совместной работы для решения адресных проблем.

Социальными партнерами образовательного учреждения могут выступать как потенциальные работодатели, так и организации, представляющие собой различные сферы деятельности, дающие возможность повысить квалификацию выпускников.

Подготовить высококвалифицированного и разносторонне развитого специалиста без современной учебно-материальной базы невозможно. Поэтому важным является деятельность, направленная на наращивание данной базы за счет привлечения возможностей социальных партнеров, которыми могу выступать различные организации.

Такая гибкая и открытая система, я считаю, может называться социальным партнерством и в своем развитии будет устойчивой и долговременной лишь при условии, что каждый осознает свое место на всех этапах образовательного процесса.

Исходя из этих обстоятельств, считаю перспективным направлением взаимодействие образовательного учреждения СПО и социальных партнеров — центров повышения квалификации. Как пример — Курсы гражданской обороны. Это сотрудничество чрезвычайно актуально в обеспечении качества профессионального образования.

Предметом деятельности Курсов гражданской обороны является реализация программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Значительная часть учебных программ дисциплин ОБЖ и БЖД посвящена данным вопросам. Методическая помощь в организации учебного процесса по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, учебно-материальная база такого социального партнера позволяет использовать его опыт в планировании и проведении занятий по:

− мерам пожарной безопасности на работе и в быту;

− проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

− подготовке и проведению мероприятий Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;

− планированию и проведению тренировок и учений по эвакуации в учебном заведении;

− природоустройству и защите окружающей среды.

Дальнейшее взаимодействие в данной сфере должно быть направлено на изучение базы социального партнера, по итогам которого принимается решение:

− о возможности проведения практических и лабораторных занятий со студентами непосредственно на Курсах гражданской обороны;

− по разработке методической и справочной литературы;

− о возможности подготовки наглядных пособий.

Следующим этапом взаимодействия учебного заведения СПО с социальными партнерами — Курсами гражданкой обороны является проведение экскурсионных занятий. Проведению экскурсий со студентами на данной площадке придается очень большое значение. Курсы, с которыми заключены договора, серьезно относятся к проведению экскурсий. У многих студентов данный выход в организацию повышает их интерес к освоению новых знаний в области безопасности жизнедеятельности.

Еще одним направлением взаимодействия с социальными партнерами — потенциальными работодателями в плане освоения вопросов правовой культуры в профессиональной сфере и охраны труда на производстве, является использование производственной практики в организациях работодателей.

Программа практики разрабатывается совместно с предприятиями. В большинстве случаев практика проходит на том предприятии, куда в будущем будет трудоустроен выпускник. Еще в процессе обучения студенты видят конкретные условия труда, а руководство присматривается к будущим работникам.

Стоит отметить, взаимодействие с социальными партнерами вскрыло проблемы, которые образовательное учреждение должно обязательно учитывать в своей работе:

− требования работодателя, выдвигаемые к профессиональным компетенциям выпускника, являются более жесткими и конкретными;

− работодатель внимательно оценивает психологический портрет будущего работника, выделяя для себя оперативных, творческих и коммуникабельных сотрудников, способных сочетать профессиональные и личные качества;

− работодатель выступает за преемственность и непрерывность подготовленности своего сотрудника, развитие его квалификационных уровней на основе создания системы непрерывного образования.

Реализуя социальное партнерство по предложенным мною направлениям, можно рассчитывать на следующие результаты:

− актуализация учебно-программной документации по направлениям подготовки учебного учреждения;

− получение экспертной оценки учебно-программной документации со стороны представителей социального партнерства;

− созданию в организациях социальных партнеров постоянных мест производственной практики;

− аттестация выпускников с привлечением социальных партнёров;

− трудоустройство выпускников;

− повышению квалификации педагогического состава учебного учреждения в организациях социальных партнеров.

Посредством такого социального партнерства учреждения СПО обеспечат обновление содержания профессиональной подготовки выпускников.

Механизм эффективного сотрудничества с работодателями требует продолжения своего развития и совершенствования. Одних усилий и полномочий учебного учреждения, к сожалению, недостаточно. Требуются законодательно закрепленные механизмы и формы совместной деятельности и формирования мотивация работодателя для получения конкурентно способного и мобильного специалиста.

Социальное партнерство в системе профессионального образования — явление актуальное и перспективное. Плодотворное сотрудничество в рамках социального партнерства полезно всем — выпускнику, учебному учреждению, работодателям, стране.

Литература:

  1. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6.
  2. Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf
  3. Михеев, В. А. Основы социального партнерства: теория и политика / В. А. Михеев. — М.: Экзамен, 2015.
  4. Прохорова М. П., Петровский А. М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, № 5 (2015) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/205PVN515.pdf
  5. Шнейдер О. В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, гражданская оборона, профессиональное образование, учебное учреждение, партнер, образовательное учреждение, производственная практика, образовательный процесс, совместная деятельность, социальный партнер.

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Алешина Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и

«Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий и образовательного учреждения в деле подготовки квалифицированных кадров.

Малькова Л. А., Стойник Т. Н., Смагин Н. И. Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий и образовательного учреждения в...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. [2, с. 45].

Пути формирования системы социального партнерства...

В которых, последовательно излагается организация процесса социального партнёрства.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, учебное заведение, профессиональное образование, рынок труда, социальный партнер, орган...

Система установления социального партнерства дошкольной...

В статье рассматривается проблема взаимодействия образовательных учреждений с различными социальными институтами в рамках социального партнерства. Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог...

Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного...

1) образовательный процесс: ведение занятий, руководство дипломным проектированием, проведение консультаций, рецензирование, экспертиза основных профессиональных образовательных программ и фондов оценочных средств, использование баз для практик...

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства.

Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Кластерный подход в создании модели социального партнерства...

Система социального партнерства обеспечивает как поступательное развитие самого образовательного учреждения, так и качественное улучшение ситуации его кооперантов. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно...

Пути формирования системы корпоративного партнерства...

Новая система отношений позволит профессиональным образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и в конечном итоге позволит учебным учреждениям выполнить свое главное...

Социальное партнерство при подготовке квалифицированной...

Социальные партнёры в своей деятельности придерживаются таких

Социальное партнёрство по сравнению с изолированными действиями учреждений ДПО обладает рядом

В качестве естественных партнёров, участвующих вместе с учреждениями ДПО в решении...

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Алешина Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и

«Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий и образовательного учреждения в деле подготовки квалифицированных кадров.

Малькова Л. А., Стойник Т. Н., Смагин Н. И. Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий и образовательного учреждения в...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. [2, с. 45].

Пути формирования системы социального партнерства...

В которых, последовательно излагается организация процесса социального партнёрства.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, учебное заведение, профессиональное образование, рынок труда, социальный партнер, орган...

Система установления социального партнерства дошкольной...

В статье рассматривается проблема взаимодействия образовательных учреждений с различными социальными институтами в рамках социального партнерства. Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог...

Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного...

1) образовательный процесс: ведение занятий, руководство дипломным проектированием, проведение консультаций, рецензирование, экспертиза основных профессиональных образовательных программ и фондов оценочных средств, использование баз для практик...

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства.

Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Кластерный подход в создании модели социального партнерства...

Система социального партнерства обеспечивает как поступательное развитие самого образовательного учреждения, так и качественное улучшение ситуации его кооперантов. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно...

Пути формирования системы корпоративного партнерства...

Новая система отношений позволит профессиональным образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и в конечном итоге позволит учебным учреждениям выполнить свое главное...

Социальное партнерство при подготовке квалифицированной...

Социальные партнёры в своей деятельности придерживаются таких

Социальное партнёрство по сравнению с изолированными действиями учреждений ДПО обладает рядом

В качестве естественных партнёров, участвующих вместе с учреждениями ДПО в решении...