Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации
Авторы: Штанько Елена Викторовна, Минасян Рузанна Станиславовна, Мовчан Ирина Александровна, Мельникова Светлана Валерьевна, Варнина Екатерина Михайловна, Муратова Наталья Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 28.04.2019
Статья просмотрена: 87 раз
Библиографическое описание:
Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации / Е. В. Штанько, Р. С. Минасян, И. А. Мовчан [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15033/ (дата обращения: 19.12.2024).
Психология как наука располагает весьма широким спектром теоретических подходов к исследованию процесса социализации личности.
Как указывает К. Леонгард, в проблеме социализации личности различаются два взаимосвязанных канала воздействии общества на процессы социализации, которые оно предоставляет своим субъектам, — направления и возможности актуализации и контекст мотивации, т. е. своеобразие форм/способов проявления активности каждого из них в реализации своего личного потенциала. Людей отличают друг от друга не только врожденные имманентные черты, но также и разница в индивидуальном развитии, отношениях и принципах, связанная с течением их жизни. Даже не обнаруживая черт, выделяющих их на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой.
Так, А. А. Реан подчёркивает, у каждого человека в процессе его развития вырабатываются идеи и концепты, которые отражают его видение мира. В его сознании они представлены как система социальных и культурологических ценностей, сформировавшихся в конкретных условиях социального опыта и деятельности. Их набор и значимость не являются абсолютными или неизменными. В любой исторической эпохе наравне с сохранением строя универсальных ценностей совершается переоценка взгляда на изменившуюся действительность. Новейшие требование социальной жизни предъявляют новейшие условия к действиям социализации человека и модифицируют мотивировку его самореализации. Движения актуализации его возможных способностей, их усовершенствование, адаптация и объединение в образовавшиеся в процессе изменений в социальной практике формы деятельности и ценности приобретают другие, несхожие с прошлого, импульсы. В подобные этапы появляется напористая потребность единого, накопленного осмысления динамики развития и формирования необходимости в самореализации, самоутверждении и сохранении тождества личности. Не меньше значимым считается установление характера ценностных ориентаций и степени возможности человека к самокоррекции и приспособления, а из этого места и вероятности его желания к самосовершенствованию в критериях социализации, существующих в мире.
В ходе обработки полученных результатов по методике Ч. Осгуда, нами было описано семантическое пространство, структура которого может служить объяснительной моделью того, как респонденты воспринимают, классифицируют, сравнивают заданные им для оценивания объекты и их характеристики. Семантическое пространство можно рассматривать как модель индивидуальных категорий, определяющих содержание значений в сознании респондента. На основе анализа семантического пространства мы получаем возможность изучить, с одной стороны, специфику факторов, которые определяют смысловую значимость заданных мультфильмов для респондентов; с другой стороны — их место в семантическом пространстве (различение реакций респондентов на мультфильм). В используемом варианте метода используется три фактора («отношение», «сила» и «активность»), каждый из которых состоит из нескольких шкал. Ниже в таблице 1 представлены среднегрупповые показатели по шкалам семантического дифференциала у разных возрастных категорий относительно восприятия мультфильма «Эльфийская песня» и «Серая шейка».
Таблица 1
Сводная таблица среднегрупповых показателей по шкалам семантического дифференциала Ч.Осгуда после просмотра мультфильма «Эльфийская песня»
Фактор |
Подростки |
Студенты |
Взрослые |
Сила |
2,10 |
1,70 |
0.60 |
Активность |
2.35 |
1.90 |
0,50 |
Отношение |
2,70 |
1,80 |
0,90 |
Исходя из полученных данных, указанных в таблице 1, следует, что показатели большинства шкал семантического дифференциала значительно удалены от нейтральной позиции и находятся на крайних полюсах. Это свидетельствует, во-первых, о сильной выраженности факторов, составляющих семантическое пространство оцениваемого мультфильма (количественная характеристика представлений); во-вторых, направленности факторов (качественная оценка представлений): позитивной в подростковой выборке и негативной в выборке испытуемых зрелого возраста и студенческой выборке.
При показе мультфильма «Серая шейка» были получены результаты, символизирующие о нейтральной позиции подростков по отношению к данному телевизионному контенту и позитивной направленности относительно этого мультфильма в выборке испытуемых зрелого возраста и студентов, подробнее результаты представлены нами в таблице 2.
Таблица 2
Сводная таблица среднегрупповых показателей по шкалам семантического дифференциала Ч. Осгуда после просмотра мультфильма «Серая шейка»
Фактор |
Подростки |
Студенты |
Взрослые |
Сила |
3,1 |
2,40 |
2,80 |
Активность |
2,8 |
2.35 |
2.35 |
Отношение |
2,0 |
2.70 |
2.90 |
Как видно из полученных данных, указанных в таблице 2, следует, что показатели большинства шкал семантического дифференциала также значительно удалены от нейтральной позиции, что свидетельствует, как и в случае с мультфильмом «Эльфийская песня», о сильной выраженности факторов, составляющих семантическое пространство оцениваемого понятия (количественная характеристика представлений), правда, относительно позитивной направленности факторов (качественная оценка представлений) можно констатировать, что на этот раз высокие показатели с положительным знаком наблюдаются в выборке испытуемых зрелого возраста и студенческой выборке, тогда как испытуемые подростковой выборки проявили в меньшей степени интерес к данному мультфильму, оценив его как «не привлекательный». Полученные результаты подтвердились с помощью Т-критерия Вилкоксона, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Соотношение переменных втрех выборках сприменением Т-критерия Вилкоксона, по методике Ч. Осгуда
Соотношение переменных в подростковой выборке |
Отмеченные критерии значимы на уровне p <,01000 |
|||
Число испытуемых |
T |
Z |
p-уров. |
|
1 фактор оценки & 2 фактор оценки |
20 |
50,0 |
2,0 |
0,04 |
1 фактор силы & 2 фактор силы |
20 |
20,0 |
3,1 |
0,001 |
1 фактор активности & 2 фактор активности |
20 |
28,0 |
2,8 |
0,004 |
Соотношение переменных в студенческой выборке |
Число испытуемых |
T |
Z |
p-уров. |
1 фактор оценки & 2 фактор оценки |
20 |
19,0 |
3,2 |
0,001 |
1 фактор силы & 2 фактор силы |
20 |
19,0 |
3,2 |
0,001 |
1 фактор активности & 2 фактор активности |
20 |
10,0 |
3,5 |
0,0003 |
Соотношение переменных в выборке испытуемых зрелого возраста |
Число испытуемых |
T |
Z |
p-уров. |
1 фактор оценки & 2 фактор оценки |
20 |
28,0 |
2,8 |
0,004 |
1 фактор силы & 2 фактор силы |
20 |
19,0 |
3,2 |
0,001 |
1 фактор активности & 2 фактор активности |
20 |
0,0 |
3,8 |
0,0001 |
Анализируя результаты, приведенные в таблице 3, можно отметить, существует семантическая дифференциация процесса социализации разными возрастными группами. При этом большинство шкал семантического пространства социализации в представлениях респондентов всех возрастных возрастов расположены в зоне сильных значений. Это свидетельствует о том, что для всех участников исследования мультипликационный фильм является значимой категорией. Вместе с тем выявлено, что для респондентов зрелого возраста и лиц юношеского возраста по сравнению с подростковой выборкой испытуемых, мультипликационный фильм «Серая шейка», с заложенными в нем моральными нормами и ценностями является более привлекательным. Кроме того, семантическое поле процесса социализации респондентов всех возрастных групп имеет преимущественно позитивную направленность. Вместе с тем, более дифференцированные реакции на процесс восприятия мультфильма продемонстрировали респонденты подросткового возраста.
Литература:
- Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов Н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
- Реан А. А. Социализация личности // Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–34.
- Современная психодиагностика: учебно-практическое руководство / А. П. Двинин, И. А. Романченко. — СПб.: Речь, 2012–283 с.