В статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих способностей в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, игра-драматизация.
Театр вдетском саду— это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой — мощное средство познания и всестороннего развития. Взаимодействуя с персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей. Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы — формируется воля, выдержка и самоконтроль; ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия. В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях. Таким образом, можно сказать, что театрализованная деятельность позволяет комплексно преодолевать проблемы в развитии речи детей. На сцене ребёнку приходится сосредотачивать внимание и сравнительно долго удерживать его, что способствует развитию произвольности внимания, умения концентрироваться на определенном эпизоде. С развитием внимания дети получают возможность направлять свое сознание на основные черты сюжета литературного произведения, на черты характеров героев. Не менее важным является формирование в дошкольном возрасте произвольной памяти. Дети запоминают текст своей роли, последовательность действий, знают, когда приходит их очередь вступать в диалог. Ребенок учится ставить перед собой мимическую задачу и искать пути ее реализации. Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор, представления детей об окружающей действительности, что способствует развитию познавательной сферы у ребенка. Через театрально-игровую деятельность закладываются этические и нравственные основы сознания, где ребенок учится видеть, прекрасное в жизни. Особенной ценностью театрализованной деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно ФГОС, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательной деятельности. Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области: познавательное развитие-углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор; речевое развитие-происходит развитие всех сторон речи, активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дошкольники учатся выстраивать диалоги; чтение художественной литературы-через знакомство с художественными произведениями различных жанров, происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; художественное- эстетическое развитие-в процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, у дошкольников происходит развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Посредством слушания и обсуждения народной, классической, детской музыки, совместного пения, игре на музыкальных инструментах, у воспитанников развиваются музыкальные способности, способность эмоционально воспринимать музыку, происходит приобщение к музыкальному искусству. Малыши включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения. Но чтобы ребенок дошкольного возраста проявил способности к театральному творчеству необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать определенные знания и умения.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы стремимся к достижению трёх основных целей:
– развитию речи и навыков театрально–исполнительской деятельности;
– созданию атмосферы творчества;
– социально–эмоциональному развитию детей.
Содержанием занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейший методический принцип в данном случае-практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании чего-либо пытаемся выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному, или рассказанному. Но ни в коем случае не навязываем свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляем детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, превратив его не только в зрителя. Стараемся не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, исходим из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.
Различные формы организации театрализованной деятельности способствуют развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения. Ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умения держать себя в обществе.
Литература:
- Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр — творчество — дети» М.: Просвещение, Владос, 1998г.
- Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду». Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: Просвещение, Владос, 1995г.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В.Я, Степина Н. М. «В мире детских эмоций». Генезис Москва 2010г.
- Кряжева Н. Л. Пособие для практических работников ДОУ. Развитие эмоционального мира детей. «Вместе учимся, играем».
- Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М.: Совершенство, 1998
- О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина «Тропинка к своему я», Генезис Москва 2009г.

