Путешествие в страну «Играйку» и город «Речевичок» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кондейкина С. А. Путешествие в страну «Играйку» и город «Речевичок» [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14955/ (дата обращения: 26.08.2019).



Значительное место в процессе развития речи занимают игры. Статья адресована родителям детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в умственном развитии. В статье кратко рассматриваются особенности речевого развития детей 6 лет с нарушением интеллекта, а также предлагается ряд игр для развития речи данной категории детей.

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с игрой — и он усвоит их на лету.

К. Д. Ушинский

На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка.

Д. Б. Эльконин

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Организуя жизнь детей в игровой форме, логопед последовательно развивает речевую активность и инициативу.

Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер: отмечается нарушение всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Ребенок с нарушениями интеллекта отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни — с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Ребенок с нарушением интеллекта долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими. У детей отмечается ограничение понимания обращенной речи, привязанность к ситуации и оторванность от деятельности. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после двух лет. Пассивный словарь преобладает над активным. Длительное время сохраняется ситуативное значение слова. Нарушения фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь понимается неточно или искаженно. В речи детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается большое количество грамматических искажений. Дети допускают ошибки при согласовании числительных с существительными (одна стол). Особенно труден средний род имен существительных и согласование с числительными (один яблоко). Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы на первых этапах ознакомления с предметом, качеством, свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж потом дать слово. Именно в игре формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми. Без специального обучения не развивается способность регулировать деятельность с помощью речи. Речь ребенка с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действий.

Далее в статье предложены игры по развитию речи детей с нарушением интеллекта.

Знакомимся сцветом предмета

«Найди цветок для бабочки». Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый), 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы.

Ход игры. Положите на стол цветы четырех цветов и покажите бабочек, объясните, что бабочки хотят найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Рассмотрите бабочек, обращая внимание ребенка на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно — она спряталась.

«Кто скорее свернет ленту?»

Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры. Предложите ребенку научиться свертывать ленту, покажите, как это делать, дайте попробовать. Затем поиграйте в игру «Кто скорее свернет ленту». Возьмите длинную ленту, а ребенку в руки дайте короткую попросите посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Побеждает тот, у кого лента короче. После этого положите ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна ребенку, но ничего не говорите. Затем меняйтесь лентами. Называйте ленты «короткая», «длинная» и обобщите действия ребенка: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

Учимся понимать иупотреблять простые предлоги, ориентироваться впространстве.

«Внизу-наверху».

Оборудование. Два мяча, две куклы, два мишки, кукольный стул, детский стул, большой стул, стол.

Ход игры. Перед ребенком ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Укажите на лежащий на полу мяч и спросите: «Где этот мяч? внизу? наверху?» Если ребенок не может ответить, говорите: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.

Основным условием, при котором можно добиться успеха, является регулярность взанятиях. Необходимо заниматься с ребенком каждый день, но не утомлять его, особенно на первом этапе коррекционной работы. Гораздо больше пользы принесут ежедневные занятия по 15–20 минут в день, чем 2–3 раза в неделю по 1 часу.

Литература:

  1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2005. — 272 с.

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. — М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, ребенок, ход игры, мяч, лента, кукольный стул, пассивный словарь, категория детей, фонематический слух, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. И как писала Н. К. Крупская: ««Для ребят дошкольного возраста

Для развития фонематических процессов детей мы составили комплекс дидактических игр и провели работу его с экспериментальной...

Использование дидактических игр для развития...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей

Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в которых нужно выделить...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонематический слух -это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки речи, т. е...

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма. Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

программное обеспечение, фонематический слух, игра, ребенок, средство, развитие, программа, материал, коррекционно-развивающая работа

игра, ребенок, интерактивная игра, дошкольный возраст, Скриншот, психофизическое развитие, образовательный процесс...

Система работы по дифференциации звуков при...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок

По ходу логопедической работы упражнения и игры направленные на дифференциацию слов

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи...

Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. Сборник «Специальная школа».

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка...

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Похожие статьи

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. И как писала Н. К. Крупская: ««Для ребят дошкольного возраста

Для развития фонематических процессов детей мы составили комплекс дидактических игр и провели работу его с экспериментальной...

Использование дидактических игр для развития...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей

Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в которых нужно выделить...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонематический слух -это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки речи, т. е...

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма. Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

программное обеспечение, фонематический слух, игра, ребенок, средство, развитие, программа, материал, коррекционно-развивающая работа

игра, ребенок, интерактивная игра, дошкольный возраст, Скриншот, психофизическое развитие, образовательный процесс...

Система работы по дифференциации звуков при...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок

По ходу логопедической работы упражнения и игры направленные на дифференциацию слов

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи...

Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. Сборник «Специальная школа».

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка...

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.