Значительное место в процессе развития речи занимают игры. Статья адресована родителям детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в умственном развитии. В статье кратко рассматриваются особенности речевого развития детей 6 лет с нарушением интеллекта, а также предлагается ряд игр для развития речи данной категории детей.
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с игрой — и он усвоит их на лету.
К. Д. Ушинский
На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка.
Д. Б. Эльконин
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Организуя жизнь детей в игровой форме, логопед последовательно развивает речевую активность и инициативу.
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер: отмечается нарушение всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Ребенок с нарушениями интеллекта отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни — с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.
Ребенок с нарушением интеллекта долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими. У детей отмечается ограничение понимания обращенной речи, привязанность к ситуации и оторванность от деятельности. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после двух лет. Пассивный словарь преобладает над активным. Длительное время сохраняется ситуативное значение слова. Нарушения фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь понимается неточно или искаженно. В речи детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается большое количество грамматических искажений. Дети допускают ошибки при согласовании числительных с существительными (одна стол). Особенно труден средний род имен существительных и согласование с числительными (один яблоко). Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы на первых этапах ознакомления с предметом, качеством, свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж потом дать слово. Именно в игре формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми. Без специального обучения не развивается способность регулировать деятельность с помощью речи. Речь ребенка с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действий.
Далее в статье предложены игры по развитию речи детей с нарушением интеллекта.
Знакомимся сцветом предмета
«Найди цветок для бабочки». Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый), 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы.
Ход игры. Положите на стол цветы четырех цветов и покажите бабочек, объясните, что бабочки хотят найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Рассмотрите бабочек, обращая внимание ребенка на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно — она спряталась.
«Кто скорее свернет ленту?»
Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры. Предложите ребенку научиться свертывать ленту, покажите, как это делать, дайте попробовать. Затем поиграйте в игру «Кто скорее свернет ленту». Возьмите длинную ленту, а ребенку в руки дайте короткую попросите посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Побеждает тот, у кого лента короче. После этого положите ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна ребенку, но ничего не говорите. Затем меняйтесь лентами. Называйте ленты «короткая», «длинная» и обобщите действия ребенка: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
Учимся понимать иупотреблять простые предлоги, ориентироваться впространстве.
«Внизу-наверху».
Оборудование. Два мяча, две куклы, два мишки, кукольный стул, детский стул, большой стул, стол.
Ход игры. Перед ребенком ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Укажите на лежащий на полу мяч и спросите: «Где этот мяч? внизу? наверху?» Если ребенок не может ответить, говорите: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.
Основным условием, при котором можно добиться успеха, является регулярность взанятиях. Необходимо заниматься с ребенком каждый день, но не утомлять его, особенно на первом этапе коррекционной работы. Гораздо больше пользы принесут ежедневные занятия по 15–20 минут в день, чем 2–3 раза в неделю по 1 часу.
Литература:
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2005. — 272 с.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. — М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.